Туристы уходят в небо

Страховочный ремень защелкнут на груди. Плавно закрываю прозрачную пластиковую дверцу. Снимать через нее будет сложнее, но… надежнее. Надеваю наушники. Шум двигателя практически не слышен. Зато оживает радиоэфир; звучат команды: борт такой-то просит посадки, борт November Yankee (это мы!) просит разрешения на взлет. Допуск получен. Пропеллер оживает, теряет свои привычные очертания и превращается в сплошной, еле видимый круг. Пилот из Евпатории Владимир ГАК (на фото) приводит самолет в движение. Крылатая машина бежит по травянистой взлетной полосе, плавно отрывается… Прощай, земля, здравствуй, небо!

Ничего не имею против чая за компьютером в тихой уютной редакции. Но когда появляется возможность полной грудью вдохнуть воздуха простора и покорить очередную вершину, будь то горный пик, подъем подвесной лестницы веревочного парка или край грозовой тучи, — без сожаления оставляю стены офиса. Вот и в минувший понедельник мне посчастливилось подняться не только над суетой, но и над земной твердью.

Произошло это на аэродроме «Заводское», где на взлетно-посадочной площадке симферопольского авиаклуба состоялась торжественная встреча участников Седьмого ежегодного международного авиаперелета, организованного украинским отделением Международной авиационной ассоциации Aircraft Owners and Pilots Association (AOPA). Перелет был посвящен 95-й годовщине выполнения Петром Нестеровым одноименной петли.

Восемь самолетов (по-авиационному — «бортов») из стран ближнего зарубежья приземлились в тот день в Симферополе. По словам представителя Крымского авиационного объединения (КАО) Сергея ДОЦЕНКО, основной целью перелета Львов — Симферополь — Херсон является популяризация и развитие авиации общего назначения, а также «привлечение внимания государства к нуждам и проблемам частных пилотов и собственников воздушных судов».

Как пояснил другой член КАО, Сергей ШЕВЧУК, к авиации общего назначения относится вся авиация, кроме военной и коммерческой, работающей на регулярной основе. И разумеется, к малой авиации принадлежал и тот самолет, из которого я обозревал серо-желтые поля симферопольских окраин, застывшие русла дорог, игрушечные районы многоэтажек и уродливую сыпь самозахватов — пресловутых «сараев Джемилева»…

В перелете приняли участие самолеты различных марок, начиная от относительно «весомого» двухмоторного «Морава» до «ультралайта» А-22, в котором и штурмовал небо ваш покорный слуга. Пару слов о «своем» самолете. Эту сверхлегкую машину (260 кг!) изготавливают в Киеве, в конструкторском бюро Яковлева. Самолет пользуется большим спросом: его закупают двенадцать стран, в том числе и США. Стоимость аппарата — чуть более ста тысяч «зеленых», цена иномарки. Заправка обходится так же, как заправка, скажем, «бумера». Самолет создан для среднего класса (наверное, для среднего зарубежного класса), он прост в управлении и максимально безопасен. Если, к примеру, пилот заснет за штурвалом — умный самолетик плавно приземлится самостоятельно… Но мой пилот спать не собирался, поэтому полет продолжался в привычном режиме.

К слову, Крым включен в маршрут международного перелета по предложению Совета министров автономии. Так, по мнению присутствующего на показательных выступлениях первого заместителя председателя Совета министров АРК Эдуарда ГРИВКОВСКОГО, т.н. воздушный туризм — новый перспективный вид отдыха в туристическом регионе, каким является Крым. Эдуард Александрович отметил, что владельцы самолетов «малой авиации» как в Европе, так и в США мечтают покорить небо Крыма, поэтому в Совете министров автономии сделают все возможное, чтобы воздушный туризм (который принесет дополнительную сумму в крымский бюджет) успешно развивался.

Этому способствует и недавнее постановление Кабинета министров Украины № 680 от 1 июля с.г. «Про внесение изменений к Положению по использованию воздушного пространства Украины». С июля на Украине значительно упростилась система покорения воздушного пространства силами малой авиации. «Такого свободного неба, как над Украиной, нет нигде в СНГ!» — восхищаются «малые» летчики. Но Украина не была бы Украиной, если бы довела дело до конца. Оказалось, что, помимо свободного неба, для самолетов нужны и свободные взлетно-посадочные полосы.

На сегодняшний день в Крыму десятки заброшенных военных аэродромов, но плиты на взлетно-посадочных полосах практически везде разобрали. А на одной из полос устроен… курятник. Использование же действующих военных аэродромов совместно со штатскими законодательством Украины не предусмотрено… Это только одна из причин, тормозящих развитие малой авиации в Крыму.

…Диспетчер дает разрешение на посадку, и наш November Yankee плавно садится на землю. Я выхожу довольный и счастливый и присоединяюсь к журналистам, которые также спустились с небес и поднимают рюмку за тех, кто в небе. И тут, под занавес нашей истории, появляются молчаливые жены летчиков. Десятиминутное расставание с мужьями показалось им вечностью, поэтому они беспардонно отбирают у журналистов все бутерброды и несут их на взлетное поле своим, видимо, чертовски проголодавшимся мужьям.

Опубликовано в газете "Крымское время" 2009.09.17


Рецензии