Секты в российском христианстве

Секты в Российском христианстве

(материал из интернета)

Пропагандистом одного из учений был Дмитрий Евдокимович Тверитинов (Дерюшкин) - еретик и религиозный вольнодумец, родом из Твери.
В молодости он служил в стрельцах. В 1692 г. - в возрасте двадцати пяти лет - пришел в Москву, ища пропитания. Учился медицине в Немецкой слободе, работал учеником в открывшейся в 1700 г. первой частной аптеке Иоганна Грегори. Вероятно, там усвоил многие протестантские воззрения, дополнив их результатами СОБСТВЕННЫХ РАЗМЫШЛЕНИЙ.
ОТРИЦАЛ ЛЮБОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И БОГОМ, церковь и ее предание, иерархию, культ святых, чудеса, поклонение кресту и иконам, монашество, почитание мощей и молитву за умерших.
Как и протестанты, придавал причащению только символический смысл - воспоминания о жертве Христа. Но не принял основного догмата протестантов о том, что спасает и оправдывает человека один Бог по вере, а говорил, что человек спасается единственно по делам его и заслугам.
Высказывался против постов и ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, но для собственных нужд составил подборку библейских текстов, подтверждающих его учение, и охотно давал читать и списывать всем желающим вместе с катехизисом (изложением учения и вопросоответной форме) Лютера.
Надо сказать, что Тверитинов был искусным врачом с большой практикой и имел возможность вести беседы с больными, излагая свои идеи. Так он приобрел не одну тысячу единомышленников в Москве и составил кружок последователей. Позднее его воззрения распространились и среди простого народа.
В 1713 г. было возбуждено следственное дело о московских еретиках. Тверитинов был обвинен, но дело его передали по приказу царя в Сенат, где оно приняло благоприятный для обвиняемых оборот, - у московского врача были влиятельные заступники. Тем не менее он был вынужден отречься от своих еретических взглядов, что вполне удовлетворило Петра, приказавшего блюстителю патриаршего престола Стефану Яворскому присоединить раскаявшихся к церкви. Но местоблюститель по собственной инициативе заключил обвиняемых в монастыри.
Только в 1718 г. Тверитинов получил прощение после "раскаяния" и был освобожден на поруки, а в 1723 г. постановлением Синода был вновь принят в церковное общение. Умер он после 1741 г. Его взгляды оказали воздействие на многих позднейших сектантов "рационального" направления.


Рецензии