Леннаучфильм

               
                1

                В районе Александро-Невской лавры.

Я шла устраиваться на курсы анимации при студии "Мельница", которая находилась на территории Леннаучфильма, и еще не дойдя до места, поняла, что обязательно буду работать там . Не потому, что меня просто обязаны взять за то, что я такой талантливый художник или хотя бы уже потому, что я очень люблю рисовать мультфильмы. Как раз наоборот: тогда , всилу того, что и я понятия даже не имела, как они рисуются , рисовать я их не умела, а  следовательно и не могла любить. Но предчувствовала, что и понятие поимею, и научусь, и полюблю.
 Потому, что отчетливо мне представилось, как каждый день, изо дня в день я хожу этой дорогой от метро  до Леннаучфильма, и этот путь мне никогда не сможет надоесть. Как говорил милашка Кастанеда, у каждого свой путь, и я нашла его, (неважно в прямом или переносном смысле), и каждый день я буду по нему ходить. Это мой путь и мое место в жизни.
 Этот мой путь и это мое место  выглядели так:
Гостиница Москва тогда, с какой бы точки на нее ни посмотри, всегда была далекой и большой, дугообразно искажавшей горизонт. Ее  монументальную дугу не разбивали еще тогда рекламные банеры, а между проезжей частью и оградой кладбища не протянулась еще на ту пору  вереница щитов, предлагающих одно место за 1у.е.( интересно, где - на кладбище или на плакате)
 А если идти вдоль этой дороги смотреть на противоположный берег Невы, то можно в легкую представить, как вот где-то там на правом берегу на высоте, среди мостов и разноцветных облаков нам машут, провожая на работу нас воображаемые импрессионисты, фанаты металлических конструкций, растворяющихся в облаках , в эфирах неба, смога, снега и тумана .

                2

                Студия "Мельница"

 На студии нас встретил Александр Романович Макаров, режиссером со стажем и по совместительству преподаватель курсов. Для общего представления он показал нам уже отрисованные кальки с фазами к мультфильму. И стал объяснять пробные задания для поступления на курсы. Заданий всего было три.
  1. Взять из коммикса любого персонажа и нарисовать его в этой же позе с шести разных точек зрения.
  2. Нарисовать из мухи слона.
И 3. Нарисовать коммикс из 10 - 12 картинок одного формата контурным рисунком.
Он объяснял задания очень медленно, стараясь делать смысловой акцент на каждом слове, как будто бы хотел, чтоб ничего из сказанного мы не упустили.
Когда он дошел до объяснения второго задания :
- Берете лист бумаги.
Мы киваем головой.
- И вот этот ксерокс, - на вытянутых руках показывает нам ксерокс рисунка.
Мы опять киваем головой.
- В верхнем левом углу вы переводите с ксерокса муху. Вам понятно?
Мы киваем головой.
- И в нижнем правом углу вы перерисовываете слона. -Эта фраза была произнесена несколько быстрей, чем предыдущие.- Вы все поняли? - за этим посдедовала продолжительная пауза. Мы это расценили как конец объяснения, поэтому с радостно киваем головой и спрашиваем:
- Поняли!!! И все?!
- Нет. Дальше вы накладываете контур мухи на контур слона и рисуете промежуточную фазу превращения. И аналогичным образом еще две промежуточных.
 Тогда я неплохо рисовала с натуры, а пространственное воображение развито было слабо. Поэтому на курсы меня не взяли.
 Зато взяли моего мужа. И когда он пришел с первого занятия и стал восторженно рассказывать и рисовать мне на бумаге то, что они делали там, я попросила его принести домой немного кальки.
 Он принес ровно три листа. Наверно больше побоялся взять. Я в целях экономии каждый из них разрезала на шесть частей, скрепила их булавкой, чтоб не расползались, и начала делать первое учебное задание - " травика, бросающая камушек".
 И каждый вечер, когда со студии все уходили, оставался лишь вахтер, я, как прилежный партазан, прокрадывалась в помещение для съемки и снимала задания, которые делала дома.
Естественно "травинку, бросающую камушек" снять было невозможно, из-за формата кальки, на которой она была сделана, ее невозможно было даже надеть на перфорационную линейку. Но эти три листа, которые я ножницами превратила в восемнадцать, ввели меня в мир анимации.

 Часто после и вместо работы мы "ходили на бережок" и собирали цветные стекляшки, которые приносило волной с фарфорового завода, собирали платаны, росшие на территории Леннаучфильма и однажды ходили открывать источник.
 Да! На территории Леннаучфильма находится настоящая минеральная скважина -  такой огромный,  неподъемный люк. Его  еще не сразу и отыщешь в зарослях коряг борщевика заброшенного сада бывшей киностудии. Втроем же можно приподнять и отодвинуть крышку и заглянуть в глубь самой черной в мире черноты. "Старые мельники" говорили, что раньше приезжала машина и качала из скважины воду, а позже стало нерентабельно, слишком маленький у нее объем. А вода, говорили, вкусная была.
На самом здании Леннаучфильма висели перекошенные буквы Л Е Н Н А У Ч Ф И Л Ь. И когда я, идя каждый раз на работу читала эти буквы, мне представлялся очень маленький, но очень злой подземный скандинавский тролль по имени Леннаучфиль. 



                3

                Библиотека документальных фильмов

Когда «Мельница» начала расширяться, нас, аниматоров, перевели на четвертый этаж, где раньше находилась библиотека документальных фильмов студии "Леннаучфильм".
Это был длинный, тускло освещенный коридор, как на подводной лодке, с множеством помещений со стелажами под самый потолок заставленными стопками запылившихся бобин. Часть бобин россыпью валялась прямо на полу, некоторые в размотанном виде. И было также помещение с доисторическим монтажным столом - две катушки, посередине - просвет, где, мотая вручную бобины, можно было просматривать пленки. И мы каждый день ходили мародерствовать, вырезая наиболее понравившиеся нам фрагменты. Часть бобин, которую Леннаучфильм счел, вероятно, уже ненужной, сжигалась на заднем дворе, к которому примыкал заброшенный завод, напоминавший своим видом и атмосферой Зону из Сталкера. И каждый раз идя на работу становилось грустно от сочетания в воздухе запаха осени и горящих фильмов. А часть библиотеки перевозили в какое-то другое помещение. И выглядело это так: по бесконечно длинному и узкому коридору с контровым освещением, рассеянно падающим из двух мутных окон друг напротив друга, маленькая , сгорбленная старушка, очень низкого роста, с вечно опущенной головой очень медленно тянула за собой тележку на четырех несмазанных колесиках, нагруженную бобинами , издающую тоскливые, скрипучие звуки последнего исхода. И эта сцена, которую как будто на бобине, машинально и бездумно какой-то сумасшедший оператор монтажа гоняет все туда-сюда, туда-сюда, повторялась каждый день по нескольку раз в день. Под скрип несмазанных колес.


                4

                Мельничный комбинат

 Как вы уже догадались, это в честь него названа студия, потому что он располагается прямо напротив.
 Своей архитектурой он похож на средневековым замком. Прямо из его ворот тянутся рельсы в сторону Железнодорожного моста и элеватора. И если встать под мостом, можно увидеть, как по нему идет состав, настолько длинный, что оба  конца его  уходят в точку, в горизонт. Он не торопится и можно наблюдать за ним минут так с десять.
 А если вы пойдете в сторону элеватора, вы удивитесь, узнав, что голуби из нашего города не пропали, их не вытеснили вороны, их никто не трогал, просто все они шхерятся здесь, и территория вокруг элеватора, усеянная россыпями зерновых отходов  -  это настоящий голубиный эпицентр нашего города.


Рецензии