Сущность глава 26

Глава 26
1
   Но был в селе человек, который смотрел на все происходящее трезво и здраво. Этим человеком был, конечно, Станислав Меньшов, который, вместе со своей семьей, сумел избежать радиоактивного дождя. Он внимательно наблюдал за жителями села, и ясно видел, насколько сильно все они изменились. Ему было страшно, тем более что жена его боялась вообще выходить на улицу. Она боялась, что люди могут на нее наброситься. Запрещала она выходить из дома и Стасу, но тот знал, что спрятаться от людей невозможно.
    Жители села почти совсем перестали контачить друг с другом, все больше замыкаясь в себе, и давая выход своим страстям. Станислав осторожно ходил по улицам, пытаясь понять, что же все-таки творится с людьми, и что он может предпринять, чтобы вывести их из этого состояния.
   Однажды он снова встретил на улице Бориса Назарова. Тот в полном безделье слонялся по улицам и, похоже, что был совершенно доволен судьбой.
   - Здорово, Стас! – воскликнул он, едва завидел Станислава. – Ну, как поживаешь?
   - Живу потихоньку, - отозвался Стас, не спуская с Назарова настороженного взгляда.
   - Ну, и прекрасно! – подхватил Назаров. – Нужно жить, и радоваться жизни. И не ломать себе голову разными вопросами. Эх, я в последнее время все чаще вспоминаю свою прошлую жизнь. На что я ее потратил. Столько радости я мог получить от жизни, а все их упустил. Придумывал себе ограничения, какие-то правила. А это все глупости, все неразумно. Эх, будь я помоложе, сейчас бы я так свою жизнь закрутил, что о-го-го просто!
   - Вот как, - произнес Станислав. – А чтобы ты сделал?
   - Насладился бы сполна всем, чем можно насладиться.
   - Водки бы больше выпил или что?
   Назаров поморщился.
   - При чем здесь водка? Водка – это так, довесок. Пить надо в меру, а иначе это будет уже не наслаждение, а зависимость. А тогда уж какое может быть удовольствие от жизни.
    Назаров окинул счастливым взглядом село.
   - Столько у нас на селе незамужних женщин, уж будь я помоложе, я бы их не упустил.
   - О, вон ты куда повернул, - воскликнул Станислав.
   - Конечно, мы сами себя сковали условностями, а теперь вот вспоминаем утраченное.
   Станислав немного подумал.
   - Слушай, а помнишь, ты несколько дней назад говорил мне, что нуждаешься в помощи? Ты просил меня о том, чтобы я помог вам всем. Вроде бы тот дождь оказал на всех вас негативное влияние, и все такое прочее.
   - Это я не в себе был, - сказал Назаров. – Что ты! Просто мы все тогда дождя испугались, знаешь, как нам тогда плохо было. Вот мы и перепугались, поддались этому суеверному страху. Ну, а теперь тьфу-тьфу, время прошло, а мы в порядке.
   - А почему же ты тогда работу свою бросил?
   - А на что она мне? Платить мало платят, да и вообще хватит работать, на отдых пора. Всю жизнь работаешь, вкалываешь. Ну, и зачем все это надо?
   - Жить же на что-то надо, - возразил Станислав.
   - Подумаешь, жить. Не в пустыне живем, а в деревне. Проживем как-нибудь.
   Станислав внимательно оглядел Назарова.
   - А чем ты вообще занимаешься? Как время проводишь?
   - Да ничем! Лень! – Назаров добродушно рассмеялся. – Снег кругом выпал, зима на носу. Чем тут можно еще заниматься. Просто отдыхаю.
   - И помощь тебе никакая больше не нужна, - продолжал выпытывать Станислав.
   - Конечно, нет. Господи, да забудь ты о тех глупых словах, что я тебе тогда наговорил, все у меня прекрасно, все нормально.
   - А у других? – Станислав продолжал не сводить с Назарова настороженного и внимательного взгляда.
   - А что другие? Если кто не умеет жить, так это его дело. Каждый волен поступать так, как считает нужным.
   После того, как они расстались, Станислав долго бросал вслед Назарову взгляды, пытаясь понять, что с ним творится. Он вспомнил, что во время их прошлого разговора, он говорил о том, что еще немного и наступит время, когда он не сможет признать того, что с ним что-то не в порядке. Рассудок будет полностью подчинен сущности. Неужели же так оно и случилось? Борис Назаров полностью переменился. Судя по наблюдениям Станислава, он превратился в полного лентяя и сластолюбца. Раньше о нем ничего подобного нельзя было сказать.
2
    Возвратившись домой, Станислав лег на диван и, закрыв глаза, глубоко задумался. Он попытался полностью уйти в себя, словно прислушиваясь к своим чувствам, и к своему внутреннему голосу. Он вспоминал слова Назарова о том, что дождь пробудил в людях все самое сокровенное, самое тайное. Судя по тому, что наблюдал в родном селе Станислав, люди превратились в настоящих безумцев, параноиков и животных в человеческом обличье. Но, неужели же в людях столько всего отвратительного и мерзкого? Это казалось просто невероятным.
   А что представляет собой он сам, Станислав? Что скрыто в нем самом? Неужели же и в нем столько мерзости и гадости, столько низменных инстинктов. Нет, он уверен, что этого просто не может быть.
   Станислав погрузился глубоко в себя, пытаясь проникнуть в свою собственную сущность. Что сокрыто в ней? Что скрывает он от окружающих, и от самого себя? Является ли он таким, каким думает о себе? И какие тайные желания и помыслы одолевают его? Наверняка в нем возникают иногда такие желания, о которых он не рассказал бы никому и никогда, и ни при каких обстоятельствах. Чего он на самом деле хочет, и о чем мечтает.
   Станислав никогда раньше не задавался таким вопросом, никогда не пытался понять самого себя. Но вот теперь, когда он задался этим вопросом, он понял, что не может найти на него ответа. Что было бы с ним самим, если бы он тоже попал под этот дождь? Какая скрытая черта его характера стала бы преобладающей?
   И вообще, отчего зависят все эти помыслы и желания. Являются ли они особенностями его мозга, его мышления, или же его помыслами руководит сердце. Но влияет ли вообще сердце на какие-либо чувства и эмоции? Может быть, это всего лишь является метафорой, будто бы сердце управляет любовью, ненавистью и другими чувствами.
   А, может быть, действительно, у человека имеется душа или что-то подобное этому. И если имеется душа, то, что такое она представляет собой и где находится? Говорят, что душа живет в сердце человека, но, в таком случае, при пересадке сердца должна измениться и личность человека. В мире уже производились операции по пересадке сердца, но от этого, насколько было известно Станиславу, личность человека не менялась. Получается, что единственное место, где может находиться душа – это мозг человека. Это единственный орган, при пересадке которого изменится и личность человека.
   Но чем же, все-таки, обусловлены помыслы и желания человека? Может быть, они связаны с физиологией, обуславливаются функциями тела? Возможно, на них влияет гормональное развитие или что-либо в этом роде.
   И вообще, думал Станислав, что представляет собой человеческая личность? Почему «я» это действительно «я»? Почему человек ощущает себя как индивидуум? Если разобраться, человек всегда жил для того, чтобы удовлетворять запросы собственного «я». В этом и смысл бытия. И все помыслы, и тайные желания обуславливаются этим самым «я». Говорят, что когда душа у человека черная, то и помыслы его черные. Что если так оно и есть?
   Если у человека есть какое-то потаенное желание, ну, скажем, желание разбогатеть, то, как бы человек его не скрывал, как бы бедно не жил, и какое бы сильное презрение к богатству не выказывал, он никогда не упустит возможности разбогатеть. Потому как от себя самого не убежишь. Точно так же злой человек, как бы сильно он не старался казаться добрым, сколько бы он добрых поступков не совершал, все равно внутри себя он будет переполнен гневом. И этот гнев и злоба будут ждать возможности вырваться на свободу.
   Станислав изумился собственному выводу. Изумился и ужаснулся. Он никогда не думал, что все это может оказаться настолько сложным. Чтобы понять человека, понять его психологию, необходимо приложить неимоверные усилия и, прежде всего, изучить самого себя.
   И если дождь, пролившийся на жителей села, и в самом деле, вырвал наружу самые потаенные черты их сущности, то, в таком случае, люди просто стали сами собой. Они перестали стараться казаться иными, и открылись во всей своей сущности.
   Что это, хорошо или плохо?
   С одной стороны, хорошо. Люди перестали прятать свои личины под масками, поскольку не могут уже больше притворяться. Они стали честны перед окружающими. Они показывают свое истинное лицо.
   Но, с другой стороны, это «лицо» ужасно. Словно человек превратился в собственную карикатуру, выплеснув наружу все негативное, что может быть в человеке. А между тем, это всего лишь вырвалась на свободу главная черта людской сущности.
   Но как жить среди таких людей? Открытый и откровенный человек – это невменяемый человек. А невменяемость всегда считалась болезнью. Страшно жить в мире, где человек даже не пытается притворяться иным, не притворяется, что он лучше, чем он есть.
   Во время первого разговора с Борисом Назаровым, тот просил Станислава спасти их всех от самих себя. Говорил, что еще немного, и наступит время, когда он не сможет признать того, что с ним произошло перерождение. И вот этот момент произошел. Теперь Назаров просил забыть Станислава о том, о чем он его еще совсем недавно просил. Что это означает? Это означает, что сущность Назарова победила его разум, его здравый смысл.
   Станислав разговаривал еще с несколькими жителями. Все они говорили о том, что жители села выжили из ума после этого дождя, но никто из них не признал того, что это же самое безумие коснулось их самих. Каждый видел безумие в другом, но никто не замечал его в себе.
   Станислав вдруг почувствовал, что на него, независимо от его желания, возложена огромная ответственность. Ответственность за спасение всех жителей села. Необходимо было помочь им вернуть свой прежний облик, то есть победить свою сущность.
   Но как это сделать? Чем Станислав может им помочь, к кому обратиться? К врачам-психиатрам? Да, только они. Может быть, еще и психологи, а также экстрасенсы, маги и ведуньи. Их сейчас в стране становится все больше и больше. Запрет на «сверхъестественное» исчез вместе с советской властью. Впервые Станислав почувствовал всю нелепость и беззащитность атеизма перед силами природы. Станислав не понимал, что представляют собой экстрасенсы и колдуны, не понимал, какими силами те обладают, и могут ли эти силы оказать действительную помощь людям.
   А к кому же еще можно обратиться? Какими-то силами те должны обладать. Что может современный человек, воспитанный в духе атеизма, понимать в мироздании? А ведь раньше на Руси люди это понимали, знали способы исцелять болезни без всяких лекарств. Были ведуньи, знахари. Сейчас это все утрачено, но что если экстрасенсы обладают этими знаниями. Они могут помочь, они последняя надежда.
   Так думал и полагал Станислав.


Рецензии