Христианский ответ экзистенциалистам

Бог открывает себя миру "посредством тварного" - как Отец (Разум);
непосредственно в Иисусе Христе - как Сын (Слово, Рождённое Разумом);
и действием Духа Святого, открывая Себя как Любовь по вере в Слово Божье в акте Богоооткровения.

"Все мы познали Сына от Отца, поучавших нас свыше (Мф. 3, 16—17). Сам Дух Святой и сам неизреченный свет показали нам свидетельство Отца о возлюбленном Сыне; Сам Сын открыл нам Своего Отца и обещал ниспослать к нам Духа Святого, чтобы он пребывал с нами во веки (Ин. 14,16); и сам Дух Святой, придя и обитая в нас, возвестил и преподал нам всю Истину  (Ин. 16, 13) = Бог есть Любовь (1Иоан.4:8).

"Бога созерцают "видимо, а не в загадках" (Чис. 12, 8);...
В понимании Истины Он срастается с достойными как с собственными сынами и единится с ними вплоть до вселения Словом Своим, равно как и они вселяются в Царство Его. Дух Любви и понимания Истины через Воплощение Сына изливается на нас, однако не "сотворяется". Не душа творит дух человеческий, но Дух Святой Рождает в душе человеческой Свой образ и подобие, причастника Божественного естества – дух человеческий.

Св. Григорий Палама утверждает, что видение святыми Бога — совершенная реальность, постоянно повторяя, что благодать, являющая Бога, так же, как свет, озаривший учеников на Горе Фаворской, нетварна. Для Паламы, как и для других греческих Отцов, именно нетварный характер совершенно отличает Бога от всех других существ. Существам этим свойственно состояние тварности; но когда они превосходят границу своей тварности посредством общения с Богом, то они участвуют в жизни нетварной.

Познание Бога не означает обязательно, чтобы познающий субъект был внешним по отношению к познаваемому объекту. Оно есть соединение в Духе Святом изливаемом в нетварном Свете. Действительно, у человека нет ни каких органов и никакой способности видеть Бога. Если же Боговидение существует, то только потому, что во всемогуществе Своем Сам Бог соединяется с человеком, сообщая ему то познание Истины и то понимание о Себе, которое имеет Сам.

Говоря о сверхприродной способности Боговидения, дарованной нам пребыванием в нас Духа, Палама пишет: "Если нет никакого другого действия, то видящее, отойдя от всего прочего, само становится всецело светом и уподобляется видимому, вернее же сказать, без смешения единится с ним, будучи светом и видя свет посредством света: взглянет ли на себя — видит свет; на то ли, что видит, — все тот же свет; на то ли, через что видит, — свет и здесь; и единение в том, чтобы всему этому быть одним, так что видящему уже не распознать, ни чем он видит, ни на что смотрит, ни что это все такое, кроме только того, что он стал светом и видит свет, отличный от всякой твари".

Такие примеры из сочинений учителя исихазма по существу выражают почерпнутое из Священного Писания понимание того, что во Христе человеку дана власть "быть духом" (Ин. 3, 6). Причащением Богу Слову в его нетварной благодати человек "усыновляется" Богу. Но необходимо отличать непознаваемую Божественную природу, Божественную Сущность - Любовь, и энергии, посредством которых она «сообщается». Основные элементы этого различения имелись еще у святого Григория Нисского и преподобного Максима Исповедника. Видение "лицом к лицу" не означало и для Паламы "видения божественной природы". "Сверхсущностный" Бог никоим образом не может отождествляться с каким-либо тварным понятием, в том числе с философским понятием природы.

Бог христиан, есть Бог Живой, но Он также существенно трансцендентен всякой твари. Даже являя Себя, Он остается непознаваемым по своей природе, ибо откровение о Его природе означало бы сведение Бога на уровень твари и сделало бы человека "богом по природе". Поэтому всякое откровение, всякое приобщение или обожение есть свободный акт живого Бога, информация Его о Себе Самом. Но сам Бог полностью не отождествляется с этим своим актом. Он остается превыше его, даже если Себя, суть Свою - Любовь всецело открывает. Ибо в действительности Бог обладает тварью и сообщает ей не только Истину, но и Свою собственную жизнь как Воплощение Истины, как общение в Духе... Человек же, обладая Истиной, не может обладать Богом, который всегда остается единственным действующим лицом, но может сам стать "отражением" Его в мир, личностью, живущей той же Истиной.

Целью богословия Паламы было согласование двух по видимости противоречивых фактов, которые неотъемлемо входят в святоотеческое Предание:
1. Откровение Бога в Иисусе Христе есть откровение полное, утверждающее Истину = Бог есть Любовь и устанавливающее между Богом и человеком теснейший союз, который дает возможность видения Бога как Он есть - «лицом к лицу».
2. Бог по природе непознаваем.
Совершенно очевидно, что обе эти истины не могут быть согласованы в рамках философии сущности. Поэтому Палама исходит из того, что божественная экзистенция становится достижимой в христианском опыте личности. Он устанавливает фактическое различие между Божественным актом откровения и непознаваемой природой. Это различие, утверждает он, не нарушает единства Божия, поскольку Бог, в Своей простоте, всецело присутствует и в Своей сущности (Любовь), и в Своей энергии (сообщающей Его сущность).

Таким образом, это становится истинно христианским разрешением проблемы связи между божественным Абсолютом и миром. Платон понимал эту связь как связь мира идей, имеющего собственное существование, с нашим миром, который является лишь "отражением" мира идей.

В корне несовместимый с библейским понятием творения из ничего платонизм (со времен Оригена) был величайшим соблазном для восточнохристианской мысли. Окончательно он был побежден только Паламой, отвергшим всякую автономную реальность между Богом и тварью. Единственной такой реальностью является сам Бог - Христос Иисус в Своем свободном снисхождении - Воплощении Истины.

Как говорит св. Максим Исповедник, Он "умножает Себя" (Слово Своё), чтобы сделаться доступным множеству существ. Поэтому Божественные энергии — не есть "предметы", отличающиеся от единого, высшего "предмета", — сущности Божией. Благодать — творящая, искупляющая или обоживающая - не есть предмет, которым Бог награждает тварное, но есть проявление сущности жизни (бытия) Живого Бога.

Мысль Паламы, когда он говорит о Боге как о действующем субъекте, очень ясна. Тогда он чувствует себя ближе к реальности, нежели когда, с большим или меньшим успехом, пытается выразить свою мысль в понятиях и философских терминах, которые неизбежно ведут к представлению о Боге как предмете познания, тогда как на самом деле Бог не может стать для человека предметом; напротив, в Богопознании Он есть единственная действующая сторона.

Даже различение между сущностью и энергиями не вменяется Богу в необходимость; Сам Бог в Своем всемогуществе и свободном снисхождении принимает разнообразное бытие. "В изобилии Своей милости к нам Бог выходит Своей неотчуждаемой сверхъестественной силой из запредельности, непостижимости и таинственности, делаясь причастным уму и невидимо зримым".

В Воплощении, Кресте и Воскресении Бог - Иисус Христос являет Свою Любовь. Но Он по обетованию Своему не оставляя нас и после Вознесения, но участвует в личной нашей жизни Духом Святым - Духом Любви и понимания Истины.


Рецензии