Понимание через диалог?

Скажу сразу: главная цель  данного текста – развенчать идею «понимания через диалог», которая не только стала едва ли больше, чем модой, но еще и сама по себе является достаточно ограниченной и потому во многом неверной.
Оговорюсь: свою задачу я вижу не в критике идей М.М. Бахтина, а именно в развенчании современной «философии диалога», понимаемой как некая панацея от всех культурно-цивилизационных противоречий и конфликтов.

* * *

На первый взгляд кажется, что «диалог и взаимопонимание» – парадигма поистине замечательная и единственно возможная в нашу эпоху, раздираемую конфликтами. Говорят: «Лучше торговать, чем воевать; понять друг друга – значит принять друг друга» и т.п.
Да, действительно, в феномене диалога немало ценного. Так, например, важен диалог познающего с самим собой и диалог как обсуждение, прояснение тех или иных проблем; жизненно значимым является диалог как «совещательность» во внутреннем мире личности, как нравственная рефлексия; диалог в смысле простого и глубинного общения людей и т.д.
Тут, правда, обнаруживается, что понятие диалога тем самым незаметно подменяется – понятиями общения, сосуществования, одновременности, рефлексии и т.д.
Но дело даже не в этом.
Принципа диалогизма сегодня явно недостаточно для того, чтобы люди пришли к взаимному пониманию.
Поначалу, когда во второй половине ХХ века тема диалога политических систем, этносов, культур, цивилизаций только-только зазвучала, она не требовала слишком глубокой рефлексии. Было ясно  и без того: диалог лучше конфликта, худой мир лучше доброй войны.
Но сегодня, поскольку диалог не привел к существенному продвижению человечества по пути гармоничного развития, становится очевидным: целый ряд основополагающих моментов этой парадигмы требует критического переосмысления.
Рассмотрим их по порядку.

1. «Необходим диалог Востока и Запада, диалог культур, религий, этносов».
Этот призыв был актуален в прошлом – скажем, в XIX веке, когда народы и культуры были еще разделены весьма значительным барьерами во всех сферах жизни, и, соответственно, народы мало друг друга знали.
Но сегодня, в эпоху глобализации, призывать к диалогу (культур, народов, индивидов) значит ломиться  в открытые двери. Сегодня все страны торгуют друг с другом. Все страны охвачены единой сетью Интернет. Жители множества стран имеют право на свободный выбор места жительства и гражданства. Огромные потоки туристов ежегодно, если не ежемесячно, переезжают из страны в страну, причем география туризма расширяется с каждым годом. Увеличивается число межэтнических браков, количество обучающихся за пределами своей страны и т.д.
Если говорить о диалоге Запада и Востока, то сегодня имеется гигантская библиотека востоковедческих исследований, так что Индия, Китай, Япония, Тибет давно перестали быть «белыми пятнами» для европейцев. Что уж говорить о саморефлексии Запада, который во всей своей специфике давно открыт себе и миру.

2. «Диалог предполагает равенство сторон».
Мне думается, диалог, предполагающий равенство сторон, – не диалог, а переливание из пустого в порожнее, или игра в пинг-понг, которую ведут роботы, запрограммированные одинаково.
Если никто не сильнее другого в диалоге, то никто в нем и не выиграет. Как говорит один из персонажей Герберта Уэллса, «они хотят общаться не общаясь».
Если люди хотят чему-то научиться  в процессе и результате диалога, необходимо, чтобы в этом диалоге кто-то из них был умнее, опытнее и опирался на более высокие ценности, на более строгую и содержательную логику. Таков, например, диалог учителя и ученика. Таков диалог развивающий, как у Сократа с представителями народа.
Поэтому, кстати, платоновский диалог – который подчас обвиняют в отсутствии диалога, в монологизме, – как раз и есть лучший образец подлинного диалога.
В полилоге, в полифонии истина легко ускользает. Ведь полифония – тончайший жанр: он строится на единстве тональности, а чуть она меняется или даже чуть только взята одна неверная нота – полифония превращается в какофонию.
Недаром Бахтин так любил писать о смеховой культуре и о культуре карнавальной. Да, человеческое общение для него в пределе есть карнавал, вакханалия шума, смеха, цвета, танца и песни, причем всё это именно в хаотическом смешении. Полифония здесь – только если смотреть снаружи. Изнутри же – это чистая какофония, где каждый дует в свою дуду и,  в сущности, вышел на этот карнавал, только чтобы показать свою собственную оригинальность. То есть даже не личность свою, не себя как такового, а только свои оригинальные маски, наряды, погремушки.
Отсюда – один шаг до постмодернистской шизофрении.
Кстати говоря, понятия диалога и полифонии, вообще-то, не очень-то и сопоставимы друг с другом. Диалог предполагает, что вступившие в него обращены друг к другу. А полифония – это когда каждый всматривается в собственную партитуру, стараясь в общем многозвучии не сбиться с собственной мелодической линии. 
Конечно, «диалог равных» возможен – и даже необходим. Но только при условии, что вступающие в диалог едины в миропонимании, что они понимают мир в принципе одинаково. Тогда, действительно, произойдёт чудо удвоения энергий, тогда оба вступившие в диалог равноценны и способны к огромным совместным свершениям.
И диалог тогда – не просто «разговор», а реальное творческое действие.

3. «В диалоге необходима позиция вненаходимости».
В такой позиции может находиться только Бог-Абсолют, тот Единый, которому всё едино. Он холодно-бесстрастен, подобно многоопытному и много повидавшему судье-педанту. Впрочем, строго говоря, даже Абсолют не может стать в позицию вненаходимости – ибо всё находится в нем.
Как же возможно диалогически общаться, находясь в то же самое время в позиции вненаходимости – по отношению и к себе, и к другому? Только будучи третьим – например автором диалога.
Разумеется, в диалоге необходимо постоянное соотнесение «своего» и «другого», – но ведь это возможно не столько потому, что наше сознание диалогично, сколько потому, что оно едино. Если бы сознание человека в качестве своего фундамента имело диалогичность, оно беспрестанно спорило бы с самим собой, не приходя к единству никогда. Но если оно изначально едино, то оно способно позитивно и гармонично разрешать любые диалогические и полилогические коллизии, попадающие в его поле на тех или иных уровнях.
Необходимо не взаимное понимание, а единое. А поскольку речь должна идти об Истине, а не о пустых досужих мнениях, постольку надо говорить не просто о едином, но о едином истинном миропонимании.

4. «Диалог нацелен на взаимопонимание».
Полное взаимопонимание – это не более чем перемена мест слагаемых.
А неполное взаимное понимание не есть понимание, потому что в точном смысле понять значит принять. Если же я не принимаю или принимаю лишь то, что мне удобно и что я и сам принял давным-давно, то это не есть взаимное понимание.
Есть и еще одна сторона вопроса. Что если мы оба стоим на ложных позициях и при этом прекрасно друг друга понимаем?
Речь-то ведь должна идти об Истине, а не просто о понимании нами обоими каких-нибудь пустых выдумок.
Разъясняю чуть подробнее.
Если довести идею взаимного понимания до логического завершения,  – она обнаруживает свою самопротиворечивость. Полное взаимопонимание самоистребительно.
Допустим, я полностью понял другого. Значит, я полностью принял его точку зрения, его взгляд на мир. Но значит, перестал быть собой. А если при этом его точка зрения неверна, губительна?..
Или: я полностью понял взгляды на мир множества других людей – и в голове воцарилась плюралистическая анархия. Что будет связывать это множество разнородных, разнонаправленных идей?..
Наконец, я понял другого полностью, он понял полностью меня. Что изменилось? «От перемены мест слагаемых…»
Вот почему взаимным пониманием отнюдь не снимается проблема истинного взгляда на вещи, вопрос о Единой Истине.
Взаимное понимание – лишь условие для начала выяснения Истины.

5. «Диалог приближает к истине».
Истина в ее необходимой для людей полноте, т.е. в точном представлении о Боге, Мире, Человеке, не может быть постигнута несовершенным разумом. Эти вопросы – трансцендентны, и человек о них может лишь более-менее догадываться. Так вот: из частичных истин, из мнений может ли вырасти Истина? Очевидно, нет. Диалог может лишь готовить – постепенно, трудно и долго – готовить человека к восприятию Истины, когда она придет и предложит себя.
Истина – объективна, но при этом не отстранена от людей, а помогает им развиваться. Это значит: Истина существует вне человека, но имеет человеческий смысл. Следовательно, она может лишь приходить к человеку. А человек выбирает: принять ему Истину или отвергнуть.
Истина приходит к людям, предлагая им себя, а не с тем, чтобы чему-то у людей научиться. Смешно представить, что Бог (а Истина, как известно, и есть Слово Бога – Христос) придет к людям, чтобы набраться у них уму-разуму. Смешно подумать, будто Христос Иисус учился Истине  у ессеев, как считают иные. Единый Учитель приходит на Землю учить,  а не учиться.
Кстати, идея диалога как приближающего к истине – лучше ли она, плодотворнее ли старинной теории договора? Вот, например, у Юргена Хабермаса – «дискурсивная этика». Что может быть более странным, чем это словосочетание: нравственность – как результат диалога (полилога)? Поговорили, обсудили, договорились, постановили и – стали нравственными. Пусть не сразу, но через год, десять, сто лет… А категорическим императивом, внутренним абсолютным законом человеческим, «гласом Бога» в каждом из нас можно-де и пренебречь…
Вообще у Ю. Хабермаса получается, что нравственный абсолют можно и нужно отставить в сторону, заменив его рассуждениями об истинности или неистинности чьих-то субъективных представлений о должном, о добре и зле и т.д. Можно, выходит, заменять духовное – ментальным, т.е. любовь – умствованиями о ней?

* * *

И вот теперь – о главном.
Вся концепция понимания через диалог строится на основе рационалистического дискурса. Но разум человеческий никогда не найдет способа прийти к пониманию через диалог.
Потому что каждое суждение, каждый аргумент и каждое допущение в диалоге всегда частичны, т.е. представляют лишь часть мировоззрения вступающих в диалог. Следовательно, чтобы понять друг друга, они должны обоюдно высказать каждый свое миропонимание в целостном виде, что называется, от А до Я. Для этого, как подметил еще Фома Аквинский, нужно время. Очень много времени. Тогда есть шанс, что люди поймут друг друга.
Но этот шанс будет реализован только в том случае, если истина одного перевесит истину другого.
Тем самым мы снова приходим к выводу о том, что в подлинно продуктивном диалоге не может быть равенства сторон: кто-то должен иметь куда более основательное и строгое миропонимание, чем другой. Тогда понимание возможно. Тогда возможно и принятие одним позиции другого.
Но вот еще одна загвоздка: у оппонента всегда найдутся контраргументы в споре, в диалоге, в обсуждении большой сложной мировоззренческой проблемы. В конце концов, даже если победитель в этом споре докажет, как дважды два четыре, существование Бога и даже Его происхождение из Великой Бездны, то оппонент задаст вопрос, а откуда сама эта Бездна. И ответа не услышит. Ибо разум не может вместить ответов на подобные вопросы в принципе, каким бы ни был ответ.
И значит, даже если на Землю спустится сам Бог или «полномочный представитель» Бога и расскажет людям всю полноту Истины и воплотит Свою Божественную Сущность каждым днем Своего пребывания на нашей планете, то и тогда многие, многие Ему не поверят и не поймут Слова Истины.
В том-то и дело! Не поверят. А необходима вера. Священная вера, т.е. полная открытость изнутри. Только верой,  sola fide, возможно приблизиться к пониманию и принятию всей целостности Истины бытия Бога, Мира и Человека. Только то качество твоей души, которое пронизано верой, в состоянии правильно, гармонично, беззлобно и в максимальной полноте воспринять любую истину, любого человека, даже если он идет на тебя войной.
«Возлюби ближнего больше, чем самого себя» – и вся Истина будет тебе открыта. Сразу ли, постепенно ли, но будет.
Но тогда нет той великой нужды в диалоге, о которой принято говорить.
Потому что не в пространстве возможностей разума – или многих («полифонических») разумов – и не в словах, которые всегда лишь приоткрывают маленькую частичку Истины – т.е. прячут Истину как целое, – нет, не там, а только в духовной индивидуальности находится корень единого правильного миропонимания и взаимного понимания  людей.
Стало быть, парадигма «понимание через диалог» должна быть скорректирована парадигмой «диалог через понимание». 


Рецензии
Согласен, что без правильной цели диалог является пустой тратой времени.
Реально диалог осуществим только тогда, когда хотя бы один участник диалога ищет в нем мудрость для себя. В этом случае диалог всегда заканчивается положительным результатом.
Диалогу помогает еще два правила.
1. Говорящий не ставит целью убедить или переубедить слушающего, его цель как можно яснее свидетельствовать свое мнение как в первом выступлении, так и в ответах на уточняющие вопросы слушающего.
2. Слушающий старается максимально понять мысль говорящего, его вопросы направлены только на это. В вопросах он не пытается добавить свое понимание, максимально выражает свою заинтересованность лучше понять, чтобы извлечь мудрость для себя.
При таком подходе может появиться общее понимание по всей проблеме или по ее части, а может и не появиться. Но это не вызовет раздражения и разочарования. Участники диалога останутся в уважении друг к другу, хотя и при своем мнении.

Станислав Михайлович Казаков   20.02.2023 14:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.