Сфинксы просят о помощи



С радостью встретили петербуржцы весть о том, что скульптуры сфинксов на Египетском мосту через Фонтанку вскоре отреставрируют. Но мало кто знает, что скульптур изначально было шесть. А значит, у этих сфинксов есть два забытых, заброшенных близнеца. Их поисками занялась наша газета.

Сфинксов на Египетском народ любит. Можно сказать, что они находятся под двойной опекой: помимо государства их охраняют окрестные жители. А вот их родным братьям не повезло. Точнее, сёстрам: это редчайшие в городе сфинги – скульптуры с женскими ликами, выполненные в греческом стиле.
Тот же год и место рождения – 1826 (время упоения победой над армией Наполеона и увлечения культурой Египта), чугунолитейный завод К.Н. Берда. Тот же скульптор – академик Павел Петрович Соколов, скончавшийся за два года до дуэли Пушкина, автор, помимо сфинксов, львов на Львином и грифонов на Банковском мостах.
Вот только судьба иная – трагическая.
Изначально эти скульптуры оказались ненужными, лишними. Они были отлиты первыми – представляли собой пробные экземпляры. После этих сфинксов появились ещё четверо. Они сторожат Египетский мост. Для скульптурной группы изначально требовалось четыре изваяния, и третья пара оказалась не у дел. Она была извлечена буквально со свалки, по некоторым данным, одна скульптура долгое время стояла во дворе жилого дома на улице Можайской. В декабре 1971 года сфинксы легли на парапеты пристани набережной Малой Невки у Каменноостровского моста. Они неплохо вписались в пейзаж, однако, не обрели покоя. Статуи заняли низкие гранитные тумбы практически на уровне воды, под ногами. По сути, они стояли в реке и однажды даже, можно сказать,  плыли по ней во время наводнения, когда постаменты скрылись под волнами Малой Невки. Случилось это наводнение  в ночь с 28 на 29 декабря 1975 года, и было не последним.
Надругались над ними и вандалы. Доморощенных варваров не пугали легенды о том, что изначально сфинксы выполняли охранную функцию - стерегли гробницы фараонов именно от посягательств. Состояние памятников повергло меня в ужас ещё три года назад. Сфинксы неопределённого цвета  стояли, исписанные маркерами и краской, разбитые, изуродованные, у одного из них была отпилена диадема. На их спинах распивал спиртные напитки люд, гуляющий на Каменном острове – известном месте городских увеселений. Посещали причал и подогретые алкоголем фанаты со стадиона «Петровский», отнюдь не с культурной миссией. Прямо в проломы скульптур отдыхающие господа кидали пустые бутылки, окурки и пакетики от чипсов, использовали статуи, как, извините, собака дерево. Причём, в столь плачевном виде один из сфинксов… умудрился попасть в TopPlan SPB 2005. Его изображение, тщетно приукрашиваемое компьютерной ретушью, появилось в разделе «Виды города» электронных карт. Таким образом, сфинкс стал моделью. Но так и не смог «заработать» себе на реставрацию – процента от продаж дисков ему никто не отчислял. В суд он не подаст – ведь сфинксы молчат.
Так бы и растащили памятники по кусочкам на металлолом (чугун), если бы не заговорили о реконструкции «близнецов» на Египетском. Одного из них, стоящего у гостиницы «Советская», уже привели в порядок на средства инвестора, судьба ещё троих была решена с помощью недавно  проведённого под патронатом губернатора «Магазина подарков городу». СМИ сообщали об этом наперебой. Про тех же, на Малой Невке, ни слова! Меня мучил вопрос: почему? Это же одна скульптурная группа, причём – старшая пара! Но мало кто моё недоумение разделял.
Я решила действовать, пока сфинксам ещё можно помочь, пока ещё не началась реставрация двух младших пар. Может быть, подрядчик сжалится и над третьей, возьмёт на заметку, тем самым золотыми буквами  вписав своё имя в историю петербургского меценатства. Для начала  обзвонила практически весь КГИОП, не открывая карт, что я – журналист. Заодно, мол, проверю, как они общаются с простыми гражданами. Итак, я – жительница города, и меня беспокоит судьба памятников.
Не стану утомлять читателя перечислением имён и фамилий охотно разговаривавших со мной сотрудниц (все они у меня записаны). Суммарный итог бесед таков: да, состояние ужасно, один из сфинксов года три назад стоял с проломленной головой по той причине, что памятники эти, в отличие от других, НЕ НАХОДЯТСЯ ПОД ОХРАНОЙ ГОСУДАРСТВА из-за того, что это пробные экземпляры и нигде, ни в каких реестрах, не числятся. Да-да, спасибо за сигнал, мы рады, что есть такие горожане, но сами мы не были там уже года два. Какая же это единая группа? Они разные. Историческая литература утверждает обратное? Ну, мы же не отрицаем, что это Соколов…
Осталось только заняться спиритическим сеансом, вызвав дух скульптора, умершего 170 лет тому назад. Одно могу сказать: никто не выдавал сфинксов за более поздние, советские уже подделки. Это бесполезно: Советский Союз чётко вёл учёт своих памятников. Стало быть, принимая во внимание мнение историков, это действительно Соколов. И какими бы ни были эти сфинксы – пробными, лишними, им уже около двухсот лет, и охране они подлежат уже в силу своего возраста, пусть это и не Фивы…
Посчитав расследование законченным, я решила выехать на место, дабы сфотографировать горемык. Но тщетно бродила я по обледенелой набережной,  напрягала зрение, тщась угадать в снежных глыбинах очертания сфинксов, выплывающие из вечернего мрака. СФИНКСЫ ИСЧЕЗЛИ. Самым мистическим образом. На постаментах остались лишь два металлических штыря-крепления, да камень был выщерблен. Что явно свидетельствовало: они здесь были!
После часа поисков сфинксов эти существа начали мне мерещиться. В отчаянии я обратилась к жителям Петроградской стороны.  «Да вот здесь они стояли, - вздохнул мужчина, выгуливавший собаку, - да пропали больше полугода назад. Сняли их, погрузили в машину и увезли в неизвестном направлении. На дачу какую-нибудь. Сейчас всё продают, а дач тут рядом много. Украли небось…» «А ведь крали уже, - вспомнилось мне, - и тоже с пристани. С Полюстровской…»
Я была в шоке. Вот так в культурной столице России из-под носа исчезают памятники архитектуры начала XIX века! Да ещё откуда исчезают: буквально из-под подножия телебашни, от ворот бывшей дачи Долгорукова (принца Ольденбургского) и Правительственной резиденции К-2! Старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок государственного музея городской скульптуры Елена Вячеславовна Шудрова сообщила, что сфинксы эти на их учёте тоже не состоят.  В отчаянии я снова бросилась за разъяснением в КГИОП и дозвонилась до главного специалиста отдела декоративно-прикладного искусства Николая Николаевича  Елгазина. Каюсь: своим звонком я чуть не довела человека до инфаркта. «КАК ИСЧЕЗЛИ?! – встревожился Николай Николаевич, - у меня аж похолодело всё…»
А потом он долго рассказывал мне о судьбе всех шестерых. Чувствуется: человек искренне переживает и вникает в ситуацию. Пообещал в кратчайшие сроки разобраться, просил позвонить. Я заверила его, что постараюсь найти «потеряшек». Но как? Заявлять в милицию о краже двух чугунных скульптур с парапета пристани?  Предпринять обход дач? И вдруг вспомнилась мне поговорка: «В Интернете можно найти всё!» На поиски сфинксов был призван всемогущий «Яндекс». Конечно, я не склонна доверять ему, как источнику на все сто, однако, он не подвёл. На одном из сайтов я прочла, что сфинксы с пристани Малой Невки в мае 2004 года покинули причал – скульптуры спас от вконец раскурочивших их вандалов… СПБГУП «Мостотрест»! Кстати, по долгу службы не обязанный заниматься городской скульптурой, не считающейся опорой моста. Просто жалко людям стало «зверей». Демонтировали и отвезли в своё хранилище.
«У нас они, у нас, - успокоила меня начальник отдела надзора за памятниками Любовь Васильевна Яничкина, - в нашем хранилище стоят. Ждут реставрации – у города на неё денег нет. Да, это «близнецы» тех, что на Египетском – «пробники» Соколова»
И также, как Н.Н.Елгазин, показала свой талант краеведа. Елгазину я позвонила, успокоила, что сфинксов нашла. Похоже, «Мостотрест» увёз их без ведома КГИОПа!  Но факт есть факт: сфинксы спасены, и спасители их имеют шанс войти в историю…
Однако в данный момент я вынуждена констатировать факт, что почти двухсотлетние скульптуры беззащитны (государством не охраняются) и бесхозны. Они ничьи, как бездомные кошки. Почти две недели я потратила на то, чтобы выяснить их балансодержателя. Один за другим «отреклись» от сфинксов КГИОП, государственный музей городской скульптуры, городской комитет по культуре, отдел культуры администрации Петроградского района и комитет по градостроительству Петербурга (отдел  благоустройства).  Как так получилось? Никто не смог дать мне ответа. Выпали памятники из всех перечней, списков, реестров, и всё…
В столь «подвешенном» состоянии «старшие сфинксы», надеюсь, отдыхают от разнообразных проявлений всенародной любви… на хозяйственном дворе производственной базы «Мостотреста». Я слежу за развитием ситуации, обещаю читателям сообщать все новости по теме, надеюсь, что информация дойдёт до губернатора и будет взята под контроль. Я не сфинкс. Я не буду молчать.
А сфинксы молчат. Если бы они могли, они бы кричали о помощи. О скорой реставрационной помощи.
А иногда они мстят. Любопытный факт из истории Египетского моста: стоило в начале XX века перекрасить сфинксов в красный цвет, как мост обрушился под тяжестью проходивших по нему конных солдат.
Однако хотелось бы, чтобы уважение к памятникам старины не было замешано на страхе.
Все, кого волнует судьба забытых сфинксов, могут писать мне по адресу cabyrcs@mail.ru. «Школяр» обещает следить за их судьбой. И не только за их! Наша газета открывает рубрику «Забытые памятники Петербурга». Если кто-то из вас увидит памятник, за которым не следят – пишите в редакцию!

Дарья Васильева, газета "Школяр" (Санкт-Петербург), 2005.


Постскриптум. Когда верстался номер…

1.  Я обратилась за помощью  к депутатам Муниципального образования «Чкаловское» Петроградского района, на территории которого находились скульптуры. Депутат Сергей Михайлович Купченко взял сфинксов под свой контроль и обещал принять меры.
2. Мне позвонил герой этой публикации Николай Николаевич Елгазин. Сообщил о том, что КГИОП и «Мостотрест» договорились о том, что сфинксов не оставят. Сослался на постановление Ленгорисполкома № 16 86-Р от 17 декабря 1985 года, говорящее о том, что судьба бесхозных памятников регулируется и за их сохранность отвечают органы местного самоуправления и МВД.  «А как вообще могут в Петербурге быть бесхозные памятники?» - задала я резонный вопрос. Николай Николаевич ответил: «Сколько угодно!» И поведал мне следующее. Торжественно, по чьёму-то распоряжению, устанавливается памятник. Существует документация. А вопрос надзора, контроля в ней… не прописывается! Клерки, чиновники, готовившие документы, то ли забыли, то ли не удосужились (нарочно забыли) учесть сей важный момент. И памятник оказывается в буквальном смысле беззащитным. Даже если государство берётся охранять его, то надо ещё выяснить, КТО в данном случае государство, чтобы понятие это не было абстрактным. Так что, (не примите за руководство к действию!) частичку культуры, кусочек Петербурга можно брать и уносить. Хоть на дачу, хоть на лом, хоть на сувениры. Спохватятся местные власти, укоризненно покачает головой МВД... Сообща предпримут поиск виноватого. Но будет поздно - виноватый уйдёт уже далеко. Законодательная база, регулирующая охрану памятников и надзор за ними, была составлена в прошлом веке, причём, отнюдь не в самом его конце.
Вернёмся же к судьбе сфинксов. «Школяр» - первая газета,  расследовавшая эту тему, также берёт их под свой журналистский контроль. В данный момент можно порадовать читателей, что нашлись люди – скульптуры в обиду не дадут. Но трубить о победе пока рано. Сфинксы по-прежнему в «Мостотресте» и на их реставрацию деньги ещё не найдены. Продолжаем расследование и будем рады стать первой газетой, которая напишет о возвращении частицы нашего культурно-исторического наследия!



Литература:
Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. СПб.: Паритет, 2004. Стр. 305.
Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник: Учебное пособие. – СПб.: Паритет, 2005, стр.300.

Любопытная ссылка: http://www.proza.ru/2002/10/04-50


   


Рецензии