Тайна лица сфинги. Возможно, её зовут Луиза
Только сфинга знает тайну своего лица.
Пытаясь разгадать её, я наткнулась на одну любопытную гипотезу. Исследовательница наследия скульптора Соколова Л.И. Белозерова предполагает, что лицо сфинги – это лицо Елизаветы Алексеевны, урождённой Луизы-Марии-Августы, принцессы Баденской, супруги императора Александра Первого. Не секрет, что она была Музой зодчего, немало лет трудившегося при дворе.
Да и не только его. Ей посвящали свои творения поэты (в их числе сам Пушкин, ненавидевший её мужа), она дружила с историком Карамзиным, и умудрилась очаровать даже декабристов. Музыковеды гадают: не она ли вдохновила Бетховена на создание полонеза «К Элизе». Художники наперебой писали её портреты. И не случайно: она вошла в историю как самая красивая из русских императриц.
И самая несчастная.
В Россию её привезли в 13 лет. В 22 она стала российской императрицей. Невесту для своего обожаемого внука подобрала лично Екатерина Вторая. Сетуя на то, что «у нас так рано не женят», она дала девочке время подрасти и привыкнуть. Принцесса была прелестна. Дети быстро влюбились друг в друга. Свадьба их состоялась, когда ей было 14, жениху 16. Пару называли Амуром и Психеей. Всё так красиво начиналось…
Но сказка быстро закончилась. Юной жене откровенно не повезло со свекровью. Да и со свёкром тоже. Вдобавок ко всем горестям у мужа пылкая юношеская любовь остыла – он начал изменять супруге. Елизавета знала, что Александр имеет на стороне вторую семью с прижитыми тремя детьми: любовница имела бесстыдство прилюдно (на балу) похвалиться законной жене своей беременностью и даже поговаривала о разводе.
У самой же Луизы с материнством не ладилось: обе её дочери умерли, едва научившись ходить. Историки уже не спорят, что Царскосельская статуя работы всё того же Соколова, которую почему-то называют «Девушка с разбитым кувшином» - это памятник печали Елизавете Алексеевне, потерявшей первого ребёнка.
Натерпелась Луиза в России не только душевной боли, но и страха: пережила войну 1812 года и убийство заговорщиками отца мужа. И всю жизнь терпела, смирялась, пыталась гасить чей-то гнев. Современники запомнили её как существо кроткое, практически ангельское. Елизавета Алексеевна занималась благотворительностью, тратила на неё львиную долю своего «жалованья».
Она была блестяще образована, владела языками, говорила по-русски без акцента и записывала свои воспоминания. Любимого мужа Луиза пережила всего на полгода. И прежде не пышущая здоровьем, она умерла по документам от чахотки, а фактически от тоски. Ей предлагали подлечиться в Италии, но она выбрала… Таганрог. Предпочла окончить свои дни в России, в далёком городке Белёве Тульской области.
После кончины все её бумаги были опечатаны, а дневник сожжён Николаем Первым. Завещания она не оставила. Скромно сказала, что не привезла с собой в Россию ничего и потому ничем распоряжаться не может.
При дворе ходили слухи, что её убили, как опасную конкурентку в борьбе за престол. Хотя сама она никогда ни с кем не боролась и никому не причиняла зла.
Почему же исследовательница решила, что сфингу могут звать Луизой? Цитирую статью «О чём грустит царскосельская статуя?», опубликованную в 1-м номере за 2004 год в журнале «Личность и культура»: «Интересная версия у скульптора выходит со сфинксами, когда мастер в 1825-1826 гг. украшает навесные мосты по каналу Грибоедова, делая грифонов и львов. Далее Египетский мост, где стоят четыре его сфинкса, и такие же два сфинкса с 1971 г. стоят на набережной Малой Невки. Этих двух сфинксов относят к пробным и сделанным в 1825 г. А я считаю, что П.П. Соколов делает их в 1810 г.! Так как, когда в архиве посмотрела, что проектом разработки набережной на Малой Невке занимался архитектор Л. Руска в 1809 г. и у него в плане были зафиксированы эти два сфинкса. Выходит, что ваятель в 1810 г. работает и над воссозданием Царскосельской статуи и двух сфинксов. К тому же надо учесть, что недалеко находилась резиденция Императора Александра I на Каменном острове.
И выходит, что в своем XIX веке сфинксы не были поставлены на место, так как они являлись тайной Императрицы Елизаветы Алексеевны. Обратите внимание, как сфинксы похожи ликом на Императрицу. И, видимо, не случайно в 1971 г. два сфинкса с улицы Можайской заняли место на постаментах набережной?!»
1810 год изготовления пробников – вопрос спорный. Хотя, вполне возможно, что скромная Елизавета просто смутилась, узнав в статуе себя. Произошёл тайный диалог: Луиза-Скульптор. Тогда вполне понятно и то, почему после этих пробников сразу же не появились уже постоянные скульптуры, и то, почему они не были уничтожены. Художник попросту не смог убить свою Музу. Пусть даже и воплощённую в холодном металле. Тяжёлая болезнь и кончина же любимой женщины (а любовь бывает разной и не обязательно приводит к романам), по времени практически совпавшая с заказом на скульптуры нового моста, побудила Павла Петровича вернуться к оставленному прежде замыслу: императрица не дожила до открытия моста полгода, и в то время, когда ваятель видел пред собою первые, алебастровые пробы, была уже неизлечима и таяла на глазах. Но всё-таки держалась. Не отсюда ли эта грусть в глазах и эта едва заметная (только если приглядеться), робкая, блуждающая улыбка?
Не её ли это улыбка?
Заметивший улыбку сфинкса сходит с ума.
Узревший свою Музу скульптор вполне мог быть очарован до головокружения. Улыбка сфинги – его горькая шутка.
Подумаем ещё. Кто такой (а точней, такая) Сфинкс? Это существо с головой человека и телом льва.Симбиоз человеческого ума и львиной силы. Ума натурщице было не занимать. Задумав изобразить её в виде сфинкса, скульптор просто хотел придать ей сил...
Лев - царь зверей. Львица - царица. Всё сходится.
Кому недостаточно фото – съездите на Каменный остров или на Египетский мост. Всмотритесь.
Знаменитая в то время художница француженка Элизабет Виже-Лебрен, автор портретов нашей героини, писала о ней так:
«Ей казалось не более 17 лет, черты лица ее были тонки и правильны, а самый склад его восхитительный; прекрасный цвет лица не был оживлен румянцем, но по белизне своей соответствовал его ангельски кроткому выражению. Пепельно-белокурые волосы ниспадали на шею и лоб. Она была в белой тунике, небрежно перевязанной поясом на талии, тонкой и гибкой, как у нимфы. Вся фигура этой молодой особы, облик которой я только что набросала, таким чарующим образом выделялся из глубины комнаты с колоннами, обитой розовым газом с серебром, что я воскликнула: “Да это Психея!»
А вот какой запомнил её один из сотрудников саксонского посольства (его имя неизвестно):
«Трудно передать всю прелесть императрицы; черты лица ее чрезвычайно тонки и правильны: греческий профиль, большие голубые глаза, правильное овальное очертание лица, и волосы прелестнейшего белокурого цвета. Фигура ее изящна и величественна, а походка чисто воздушная. Словом, императрица, кажется, одна из самых красивых женщин в мире. Характер ее должен соответствовать этой прелестной наружности. По общему отзыву, она обладает весьма ровным и кротким характером; при внимательном наблюдении в выражении ее лица заметна некоторая меланхолия...»
Обращаем внимание на тунику и греческий профиль. Сфинксы Египетского моста (и их пробники, соответственно) изваяны в греческом стиле.
А теперь просто внимательно вглядимся. Не её ли это лицо?
Жаль, что я не художник и не могу переложить объёмность фотоизображения скульптур на плоскость холста. Всё, что я смогла, это наложить фото сфинги на её девический портрет. Всё наложилось пугающе идеально: овал лица, брови, губы. Единственное, что надо будет сделать: взять с собой изображение и сфотографировать скульптуру точно в таком же ракурсе.
Так может, это она – пленительная Луиза?
Моя подруга-художница, посмотрев всего два портрета из собранных мною 35, сказала: «Стоп! Достаточно: это она».
Дарья Васильева, 27. 02. 2010.
Свидетельство о публикации №210030701121
Действительно ли существуют какие-либо сведения о том, что Елизавета Алексеевна была "музой" скульптора Павла Соколова? И существует ли какая-либо другая публикация, кроме публикации Белозеровой, написанной , хотя и очень эмоционально, но ненаучно и бездоказательно, подтверждающая это и версию о чертах лица статуи?
Видели ли вы или ваша подруга-художница не на фотографии, а в жизни лицо бронзовой девы в Царском селе и лица сфинксов на Египетском мосту? У всех у них классические, обобщенные черты, в них нет индивидуальности и трудно предположить сходство с любым человеческим лицом.
С уважением, Нонна Ермилова.
Ермилова Нонна 17.02.2015 21:58 Заявить о нарушении