Опасения евреев на минувших выборах
Лев Кричевский и Владимир Матвеев
КИЕВ, 6 декабря (JTA) – На украинских президентских выборах в прошлом месяце киевлянка Раиса Лихтер проголосовала за премьер-министра Виктора Януковича.
И вовсе не потому, что она предпочитает политическую или экономическую программу Януковича платформе лидера оппозиции Виктора Ющенко, а из-за страха перед антисемитизмом.
«Будучи еврейкой, разве я могла проголосовать иначе? – задается вопросом 81-летняя женщина, выражая обеспокоенность многих украинских евреев пожилого и среднего возраста.
Скандальность президентских выборов на Украине, которые должны выявить победителя в ходе повторного голосования 26 декабря, выявило неразрешенные проблемы, омрачавшие – в основном подспудно -- украинско-еврейские отношения не одно десятилетие.
В отличие от Януковича, которого считают пророссийским политиком, Ющенко числят прозападным и демократом. Но его имя избиратели не без основания связывают с феноменом, который ничего общего не имеет с демократией и толерантностью – с украинским радикальным национализмом.
Националистические настроения более глубоко укоренены на Западной Украине, отчасти потому, что этот регион не так долго был под коммунистическим режимом.
«Я была на западной Украине много раз, и видела листовки, призывающие покончить с русскими и евреями. Я не могу за это голосовать», -- говорит Лихтер.
Ющенко никогда не делал заявлений, которые могли бы быть расценены как антисемитские или ксенофобские, но его политические связи с некоторыми радикальными националистами – и тот факт, что на западе Украины он снискал себе громадную поддержку, – побуждает некоторых евреев видеть в нем сомнительную фигуру.
Сегодня трудно найти основание для еврейского страха перед антисемитизмом, идущего с Запада Украины: еврейские лидеры говорят, что случаи антисемитизма там происходят даже реже, чем в других регионах.
Но в стране, где антисемитизм часто давал о себе знать в многочисленных погромах 19 и 20 века и где восстание 1648 года под предводительством украинского национального героя Богдана Хмельницкого привело к уничтожению еврейских общин, -- память не умирает.
Многие пожилые евреи здесь знают не понаслышке о том, как во время и после второй мировой войны некоторые украинцы в западных регионах мстили русским и евреям за их роль – вымышленную или реальную – в установлении коммунистического режима в этих областях, аннексированных Советами накануне и в годы войны.
Украинские еврейские лидеры говорят, что эти страхи перед национализмом по-новому разжигались с политическими целями в ходе нынешней предвыборной кампании: украинский режим предпринял ряд шагов, чтобы представить оппозицию радикальными ксенофобами и антисемитами и наследниками украинских националистов военного времени.
«Этот страх перед антисемитизмом на Украине имеет очень глубокие корни, и освободиться от него крайне трудно, -- сказал главный раввин Киева и Украины Яаков Дов Блайх. – Когда еврей видит улицу, недавно переименованную в честь Степана Бандеры, который боролся и против нацистов, и против большевиков и чье имя стало синонимом современного украинского национализма, он пугается и хочет, чтобы улица была опять имени Ленина».
И тем не менее, по словам еврейских лидеров, они не верят, что уровень антисемитизма повысится, если президентом станет Ющенко.
«Дело не в том, есть в его окружении антисемиты, -- говорит Иосиф Зисельс, сторонник Ющенко. – Важно другое: получат ли эти люди право голоса в период его президентства. Я хочу верить, что нет».
Несколько раз Ющенко предпринимал попытки развеять страхи русскоговорящих украинцев и представителей других меньшинств, составляющих около пятой части 50-миллионного населения Украины.
На встрече в Киеве на Площади Независимости 4 декабря Ющенко сказал десяткам тысяч своих сторонников, что его отец, украинец, сражавшийся в рядах Красной армии против нацистов, как военнопленный был узником Освенцима.
Ющенко сказал, что помнит, какой номер был у отца в Освенциме.
Вечером 9 декабря Ющенко с женой и двумя младшими из своих пяти детей посетили киевскую Синагогу Бродского, чтобы принять участие в ханукальном праздновании. Ющенко в кипе зажег ханукальный светильник.
«Я убежден, что толерантность, самоуважение и сосуществование многих наций в одной стране – это экзамен, который Украина сдала давно», -- сказал Ющенко в интервью JTA.
Киевлянка, чьи родители были убиты в Холокосте, говорит, что доверяет этим словам Ющенко.
«Нацисты убили моих родителей, но сейчас у меня нет страха, -- сказала 68-летняя Елена Лещинская. – К власти сегодня приходит новое поколение. А страх многих евреев зиждется на их прежних страхах».
Другие, подобно Лихтер, такой уверенности не испытывают.
Свидетельство о публикации №210030701176