Как строился Надым

               
У нас местность кругом болота, а на песчаном пятачке возник в 70-годы город.
Но работы по разведке газовых месторождений начались ещё с 1969 года. 
В далёком прошлом здесь было какое-то море. Природа красивая. Смешанный лес: кедр, берёзки, небольшие сосны, ёлки. Грибы, охота, рыбалка. Комаров навалом. Речка называется Надым.
Когда мы сюда приехали в августе 1971 года, то жили в палатках. Всё было открыто, как при коммунизме, никто ничего не брал, никто ничего не воровал. Осенью мы получили балок с буржуйкой. Топили печку, а к утру всё выдувало, холод жуткий.
Недалеко от палаток были лагерные бараки. Но заключённых мы не застали, а колючка ещё попадалась.
Бараки, где жили заключенные, разобрали, а где жил обслуживающий персонал, те бараки остались.
В одном из таких бараков разместилась школа.
Когда начал строиться город, то уже свои плиты для домов стали делать на местном ЖБИ, и дороги по болотам выкладывать на песчаных подушках, а сверху устанавливали бетонные плиты.
Мой отец работал на машине, возил песок и другие материалы для стройки.
Теперь говорят о не перспективности севера. Но сколько в советское время вложили в север денег?
Что теперь это всё бросить? Денег у новой власти на север нет, но зато есть у чиновников, которые покупают заграничные замки и виллы, да и сами возводят дворцы не хуже и богаче заграничных на скупленной земле в живописном местности, чаще в заповедных местах, окружая их высокими заборами от глаз.
А на севере многие из простых жителей остаются здесь жить после пенсии. Сейчас на улицах я вижу много бабушек. Может быть, их сюда внуки попривозили? Пенсию они получают обычную, как во всей стране. Лишь те, кто работал в Газпроме, получают больше. Но таких людей единицы. Нужно, во-первых, стаж иметь северный 15 лет. Только тогда идёт доплата к обычной пенсии.
Раньше у нас кладбища не было, всех умерших вывозили на большую землю.
А в конце 80-годов появилось кладбище. Люди здесь укоренились и живут. Многие уезжать не собираются и ехать просто некуда.
А вот где хоронили зэков, я не знаю. У нас раньше была железная дорога до Салехарда, которую построили зэки.
Я всегда удивлялась этой железной дороге, она проложена через множество речек и болот.
Мосты были деревянные. Со временем мосты под тяжестью  выпучило, вывернуло на изнанку. Железнодорожная насыпь местами просела в болоте. А если бы дорогу постоянно ремонтировали, она бы служила до сих пор, можно было бы по ней ездить.
Строили заключённые, а кто их жалел? Они там, на болоте, и помирали. Те времена какие были? Пятидесятые. Кошмарные. Как только зэки эту дорогу строили? Там летом комарьё, зимой от мороза можно вообще сдохнуть.

Когда я заканчивала десятый класс, мы с ребятами ездили на дрезине. Но не доезжали на дрезине до северных мест. Эту дорогу хотят разобрать и построить автомобильную дорогу до Салехарда. А до Салехарда 300 с лишним километров.
Сейчас железная дорога с большой земли идёт только до Уренгоя. Потом мы пересаживаемся на маршрутку и 250 километров едем до нашего города.
Раньше всё необходимые продукты и материалы доставлялись в навигацию. Ходили баржи. А сейчас всё возят машинами. Потому что есть автомобильная дорога.
Наш город красив и чист. Не сравнить, к примеру, с Курганом, запущенным городишком. У нас нет ни частных домиков, ни дач, и ничего не растёт.
Хотя в Салехарде, намного севернее нас, картошку выращивают, у них дачи есть. Салехард очень красивый город. А раньше тротуары на его улицах были деревянные, прогнившие. Идёшь, и как грохнешься в грязь. Не вылезешь, хоть сапоги там оставляй. Болото чавкает и заживо засасывает.
Аэропорт построили цивильный. Обь в тех местах широкая. 
Раньше у нас вода, как и Салехарде, была красно-коричневого цвета. Наберёшь в ванну, сначала кажется прозрачной, а когда её нагреваешь, то становится красной.
 Сейчас вода из крана льётся уже чистая, построили очистные сооружения.
В этом городе прошла моя молодость. А городу всего-то тридцать лет.
Надеюсь, что труд моих родителей, а также всех людей, кто работал здесь, в эти годы не пропадёт и город не исчезнет с карты земли, как когда-то построенная в 50-годы узкоколейка.


Рецензии
Ну, здравствуйте, земляки!
Интересно читать о городе, где прошли лучшие годы. Я прожил там с 1978 по 2008, сейчас на пенсии, выехали на Кубань. А в Надыме сын живёт.
Есть на сайте ещё надымчане, авторы Дмитрий Верендеев и Нина Ядне. Пишут хорошие рассказы и повести. В Щёлково (Подмосковье) живёт член СП, хороший писатель Габдель (Махмут Абдулин, у него есть индивидуальный литературный сайт), проживший в Надыме тоже очень долго.
Так что заходите в гости. У меня в сборниках "Мои севера" и "Стихи" есть кое-что о Надыме.
С уважением - Леонид

Леонид Николаевич Маслов   11.03.2010 14:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Леонид, за отзыв. Моя сестра живет в Надыме. Я же работал в Нижневартовске, Мегионе, Самотлоре. Но Тюменский север одинаково красив по этим местам.
У меня есть рассказ о буровиках:
http://www.proza.ru/2005/08/06-185
А много еще не написано.
Обязательно зайду на вашу страницу.
С уважением, Владимир

Колыма   11.03.2010 15:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.