Об обмундировании Азиатской конной дивизии

В.В. АКУНОВ, Н.А. КУЗНЕЦОВ

ОБМУНДИРОВАНИЕ И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ АЗИАТСКОЙ КОННОЙ ДИВИЗИИ.

"Nescit occasum" - (Звезда их) не знает заката".
Девиз баронов фон Унгерн-Штернберг.


Начальник Азиатской Конной дивизии генерал-лейтенант барон Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг придавал большое значение внешней атрибутике своих войск. Многие проекты формы одежды чинов дивизии были разработаны им лично. Но, поскольку документов Азиатской дивизии сохранилось весьма немного, полного представления о форме его дивизии составить практически невозможно. Поэтому попытаемся, на основе немногочисленных сохранившихся документов и свидетельств очевидцев, реконструировать отдельные элементы формы унгерновцев и знаков различия чинов Азиатской конной дивизии.

Еще в Даурии барон Унгерн носил круглую монгольскую шапочку и красно-вишневый шелковый монгольский халат, золотые погоны (с шифровкой "А С" - "Атаман Семенов"), с целью на далеком расстоянии быть видным войску.

Несмотря на то, что в условиях Гражданской войны строго соблюдать форму одежды было очень трудно, барон Унгерн и Атаман Семенов неуклонно стремились этого добиться. В подтверждение приведем приказ по 3-му Конному Хамарскому полку №12 от 12 января 1919 г. за подписью командира полка войскового старшины Чупрова:

"Объявляю при сем приказание по Восточно-Сибирской армии от 12-го декабря м(инувшего) г(ода) за №12 для исполнения, временно, за неимением в продаже галуна, разрешается носить погоны защитного цвета, но при первом же случае гг. офицеры обязаны озаботиться приобрести галунные погоны". Подлинный подписал Начальник гарнизона Полковник Унгерн-Штернберг" /1/.

Документально подтверждается введение погон для нестроевых чинов дивизии 22 января 1920 г. приказом по дивизии №25 для чинов интендантства (красное поле), ветеринарного лазарета (синее поле) и мастерских (фиолетовое поле). В том же приказе предписывалось: №...озаботиться изготовлением погон и трафаретов в кратчайший срок, а начальникам команд по получении из мастерских = немедленно нашить таковые на шинели, мундиры и рубахи" /2/.

На следующий день приказом №26 были утверждены погоны для фельдшеров, санитаров и других медицинских нижних чинов - синее поле с красным крестом /3/. Литера "Д" на погонах обозначает, скорее всего, Даурию - военный городок, где в описываемый период базировались части дивизии Унгерна. Цвет шифровки и литер в приказе не указывается, но можно предположить, что они были желтые. Перед выступлением на территорию России барон в своем знаменитом приказе №15 ввел пункт, предписывающий всем нестроевым чинам носить погоны поперек плеча. Но приказ этот вызвал такую бурю негодования, что Унгерн был вынужден его отменить. /4/.

В награду за осовбождение Монголии от красных китайцев Богдо-Гэгэн, помимо титула цин-вана, присвоил Унгерну и наивысший, доступный лишь Чингисидам (потокам Чингисхана по крови), ханский титул со званием "Возродивший Государство Великий Батор (Богатырь) Главнокомандующий". Титул давал барону право на те же символы власти, что и у ханов - правителей четырех аймаков (областей) Халхи (Внутренней Монголии)- красновато-желтый шелковый (атласный) халат ("дэли" или "курма") и желтые сапоги, конские поводья того же священного желтого цвета, зеленые носилки-паланкин и трехочковое павлинье перо ("отго") на шапку. Как и свой прежний вишневый, барон преобразил дарованный ему Богдо-Гэгэном ханский красновато-желтый халат в полу-русский, полу-восточный мундир и носил его с генеральскими погонами, портупеей, поясным ремнем и орденом Святого Георгия Победоносца.

Малоизвестной страницей истории Азиатской конной дивизии является создание отряда Чидорга Батора (монгольское почетное звание, примерно эквивалентное русскому чину генерал-майора) Пог Чжибхоланга (такую фамилию получил перешедший в монгольское подданство генерал-майор Левицкий /5/), сформированного в августе 1919 г. /6/. В этот отряд вошли 2-ой Даурский и 3-ий Хамарский полки (переименованные, соответственно, в Даурский и Хамарский - без номеров). 31 агуста 1919 г. в приказе по отряду за №15 был утвержден образец погон для чинов конных полков: "...поле погона желтое, просвет и кант - фиолетовые, пуговица и знак Чингисхана белого металла" /6/. Причем командир отряда требовал неукоснительного исполнения правила ношения знака различия. А приказе №13 он пишет: "мною замечено, что многие гг. офицеры вверенного мне отряда носят неформенные погоны. Напоминаю, погон должен быть желтым с фиолетовым просветом" /7/. В приказе №243 Хамарскому конному полку от 5 сентября 1919 г. указывалось: "Всем гг. офицерам озаботиться изготовлением погон для себя и всадников, по форме указанной в приказе по полку №246 (в этом приказе объявлялся цитированный выше приказ по тряду)" /8/.

Возникает вопрос, что же именно подразумевалось в приказе под "знаком Чингисхана"? Мы рискнули предположить, что это - один из древнейших символов человечества, свастика. Наше предположение косвенно подтверждает и цитированный выше Ф. Оссендовский (хотя этот источник весьма субъективен). Описывая свою встречу с Богдо-Гэгэном, он дважды упоминает об имевшемся у Живого Будды золотом кольце, принадлежавшем в свое время Чингисхану и внуку Чингисхана - Хубилай-хану -, С "великолепным рубином, вправленным в свастику" /9/. Известно, что свастика украшала погоны чинов бурятского конного полка им. Доржи Банзарова в Вооруженных силах Российской Восточной Окраины, подчиненных Атаману Семенову. Цирики (солдаты) личной гвардии Богдо-Гэгэна были обмундированы в красные терлики ("тырлыки", т.е. обшитые материей полушубки) и носили желтые нарукавные повязки с черной свастикой"/10/.

Пошитая в Урге форма унгерновцев состояла из темно-синих монгольских терликов вместо шинелей, фуражек с шелковым верхом и башлыков за плечами (изнутри также шелковых). Шелковая подкладка башлыков, как и донца (или, по другим данным, околыши) фуражек, различалась цветом. У Татарской сотни подкладка башлыков и донца (или околыши) фуражек были зеленого, у тибетцев - желтого, у штаба - алого,у всех прочих - темно-синего цвета. Шифровки на погонах были белого металла. На погонах отдельного дивизиона, в котором служили пленные китайские солдаты, захваченные в боях на Калганском тракте, были нанесены эмблемы, в которых сочетались изображения двуглавого орла и дракона (или эмблемы в виде китайского дракона). Из предметов восточной одежды, использовавшихся в Азиатской конной дивизии, можно отметить следующие (упоминаемые в списках имущества): ичиги (обувь из цветного сафьяна); китайские и японские куртки и шаровары - как летние, так и зимние, ватные; японские суконные рукавицы; меховые чулки; монгольские тужурки. Носили в дивизии и предметы русской военной формы - рубахи (гимнастерки), мундиры, фуражки с русскими (Царскими) кокардами, яловые и хромовые сапоги и др.

ПРИМЕЧАНИЯ

/1/РГВА. Ф. 39454. Оп.1. Д. 6. Л. 12.

/2/РГВА. Ф.39454   Оп.1. Д. 7. Л. 28.

/3/Там же, Л. 29.

/4/Юзефович Л. Самодержец пустыни. М., 1993, с. 181.

/5/Точной информации о нем не имеется. В базе данных по участникам Белого движения, составленной нашим добрым другом, доктором исторических наук С.В. Волковым, упоминаются два генерал-майора Левицких, служивших на Востоке: Петр Николаевич Левицкий, служивший в Белых войсках Восточного фронта и убитый в 1920 г., и Сергей Фомич Левицкий (1870-1944), занимавший должность коменданта г. Харбина (до 1920 г.).

/6/РГВА. Ф.39454. Оп.1. Д.6. Л. 194.

/7/Там же, Л. 192.

/8/Там же, Л. 194.

/9/Там же.

/10/Оссендовский Ф. И звери, и люди, и боги. М., 1994, с. 288, 295.

/11/Любопытно, что в период Гражданской войны в России свастику использовали и сторонники большевиков. Нем говоря уже о большевицких тысячерублевых банкнотах - "пятаковках" - со знаком вращающейся "лунной" свастики, и печати Московского губернского совета депутатов Р.С.Ф.С.Р.(также в форме свастики), и об изображении "лунной" свастики с вкрапленной в нее аббревиатурой "Р.С.Ф.С.Р.", введенной в качестве нарукавной эмблемы для советских частей на Юго-Восточном фронте в 1918 г. красным "военспецом" В.И. Шориным, бойцы красных калмыцких конных частей Отдельной 11-й армии носили такой же свастичный нарукавный знак, а на своих головных уборах - голубую свастику вместо красноармейской звезды-пентаграммы; среди бурят (если верить Л. Юзефовичу) под красным знаменем с черной свастикой сражался и большевицкий прихлебатель Хас-Батор.

Здесь конец и Богу нашему слава!
 

НА ЗАМЕТКУ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ:

Если хотите, прочитайте на досуге http://www.proza.ru/2009/08/31/1098. Вообще же, если Вас интересует судьба барона Роман Федоровича фон Унгерн-Штернберга, то в последние годы у нас вышло немало хороших исторических исследований о нем, из которых могу рекомендовать Вам следующие: А.В. Жуков. "Барон Унгерн. Даурский крестоносец или буддист с мечом" (М., "Вече". 2013) - лучший, на мой взгляд, опыт духовной биографии барона); Андрей Жуков. "Опричный барон" (Улан-Удэ, 2012); Леонид Юзефович. "Самодержец пустыни. Феномен судьбы Р.Ф. Унгерн-Штрнберга" (М, "Эллис-Лак", 1993); Леонид Юзефович "Самодержец пустыни. Барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил" М, "Ad Marginem", 2010); Першин Д.П. "Барон Унгерн, Урга и Алтан-Булак" (Самара, издательский дом "Агни", 1999); Евгений Белов. "Барон Унгерн фон Штернберг. Биография. Идеология. Военные походы 1920-1921 гг." (Москва, "АГРАФ ИВ РАН", 2003); "Легендарный барон: неизвестные страницы Гражданской войны", серия "Сфера Евразии", составитель и редактор С.Л. Кузьмин, Товарищество научных изданий КМК, М., 2004); "Барон Унгерн в документах и мемуарах", серия "Сфера Евразии", составитель и редактор С.Л. Кузьмин, Товарищество научных изданий КМК, М., 2004): И.И. Ломакина. "Монгольская столица, старая и новая (и участие России в ее судьбе)",серия "Сфера Евразии", редактор С.Л. Кузьмин, Товарищество научных изданий КМК, М., 2006); Инесса Ломакина "Грозные махакалы Востока" (М., "Эксмо-Яуза" 2004). Хорошая беллетристика (а не "псевдоунгерновские фантазии": Леонид Юзефович "Песчаные всадники" (ZебраЕ/Эксмо/Деконт, М., 2003); беллетристика "на грани": Антоний Фердинанд Оссендовский "Люди, боги, звери" (Яуза-Эксмо, М., 2004) или : "Фердинанд Оссендовский. "И звери, и люди, и боги" (РИЦ "Пилигрим", М., 1994); Михаил Демиденко "Барон Унгерн. Белый рыцарь Тибета" (Яуза-Эксмо, М., 2004); как негативный пример - беллетристика "за гранью приличия": Алексей Шишов. "Демон монгольских степей" (Астрель-Транзиткнига, М., 2005). Всех Вам благ)))   


Рецензии