Прорыв на ниве эмансипации

Из истории российской благотворительности
ПРОРЫВ НА НИВЕ МИЛОСЕРДИЯ
Николай СТАРОДЫМОВ
5 марта 1857 года в истории России произошло поистине эпохальное событие. В этот день Александр II утвердил проект учреждения в губерниях и больших уездных городах женских училищ для девиц (внимание!) всех без различия сословий. Чтобы в полной мере оценить значение данного документа, необходимо учесть, что на тот момент еще не было отменено крепостное право, а возможность получить хоть какое-то образование имели девицы преимущественно благородного происхождения.

Впрочем, оговоримся, что родилось данное начинание отнюдь не на пустом месте. Быть может, речь правильнее было бы вести скорее о документальном оформлении формирующейся ситуации, что, впрочем, никак не умаляет его значимости.
Впрочем, для начала, чтобы было понятно, о чем речь, – несколько предварительных замечаний.
Первое. Нынче, в век полнейшей, зашкаливающей за все разумные пределы эмансипации и феминизации, трудно представить, что всего-то полтораста лет назад участь большинства российских женщин вписывалась в пресловутую формулу «3 К» («киндер – кирхен – кюхен» - «дети – церковь – кухня» по-нашему). Даже для благородных дам существовало множество условностей, преступить которые отваживались очень немногие. Что же касается женщин других сословий… Они попросту изначально были обречены на беспросветное существование. Хотя, кто его знает, быть может, это только с нашего нынешнего существования их жизнь кажется беспросветной?..
Второе. Нынче первым (самым радикальным?) реформатором российской истории считается Петр I (он же Великий). Оставим за кадром споры о том, чего больше принес он стране, вреда или пользы – ибо у сторонников обоих взглядов вполне достаточно аргументов. Сейчас речь о другом. Именно Петру приписываются первые шаги в направлении, скажем так, демократизации жизни российской женщины. Только отметим главное: исключительно дворянки!
И третье. Россия, как, впрочем, и большинство других стран, на протяжении всей истории постоянно воевала. У нас был единственный царь, который за весь период своего правления государством не провел ни одной войны, прослыл в истории Александром III Миротворцем – и тем не менее без его разрешения в Европе не смела выстрелить ни одна пушка.  (Пограничное столкновение в районе Кушки в 1885 году, когда тысячный русский отряд генерала А. Комарова наголову разгромил 4-хтысячный отряд гератского эмира Абдурахмана, возглавляемый сотней английских инструкторов, не в счет – рядовая пограничная стычка). Между тем, любая война – это смерть, увечья, инвалидность. Причем, будем говорить прямо: рана болит у каждого одинаково, а вот возможность содержать увечного мужа у титулованной дворянки и у простой крестьянки – разные. Равно как  и возможностей устроить свою жизнь или судьбу детей в случае смерти мужа или отца…
Общественное сознание постепенно созревало для того, чтобы осознать очевиднейшую для современного человека истину: женщина, потерявшая кормильца, нуждается в государственной поддержке и защите. Особенно если кормильца не стало в результате боевых действий.
Прослеживать всю историю становления российской системы призрения сирых – труд поистине титанический. А потому перенесемся сразу к эпохе правления Александра II, которому история присудила титул Освободителя.
С начала XIX века, и особенно после изгнания Наполеона, в России благотворительность вошла в моду. Всевозможные частные пансионы, госпитали, приюты… Высокорожденные дамы буквально соревновались в том,  кто больше пожертвует неимущим. Свои шаги на ниве благотворительности они жеманно, с придыханием, обсуждали в великосветских салонах… Не будем по этому поводу умиляться – в те годы благотворительность патронировала Вдовствующая императрица Мария Федоровна (та самая, сын которой Александр I благословил убийство собственного отца Павла). Впрочем, с другой стороны, и не станем списывать все исключительно на моду. Были и искренние порывы, сомневаться в которых не приходится.
Скажем, в 1849 году скончалась камер-фрейлина графиня Анна Орлова – дочь знаменитого Алексея Орлова-Чесменского. Судьба Алексея Григорьевича уже сама по себе ждет своего романиста, а потому напомним, что это был за человек лишь несколькими штрихами. Этот безродный карьерист, искренний патриот Отечества, авантюрист, сомнительный флотоводец, замечательный разведчик, неплохой дипломат, человек без особых моральных устоев – именно он сумел заманить на родину знаменитую «княжну Тараканову», выдававшую себя за дочь Елизаветы и, соответственно, оспаривавшую право на российский престол у самой «матушки-императрицы» Екатерины II. Если граф Остерман-Толстой (допустим!) не ведал, что, уговаривая царевича Алексея вернуться в объятия отца, обрекает того на мучительную смерть, Орлов прекрасно ведал что творит. Обольстил девушку, наобещал ей золотые горы, привез в Россию – да и засадил в Петропавловскую крепость… Журналистское допущение: не потому ли его дочь Анна, предчувствуя кончину, все свое грандиозное состояние завещала на благотворительность, что желала замолить многочисленные грехи отца?
К этому времени в стране уже существовало несколько благотворительных структур, которые оказывали помощь малоимущим. Правда, в основном эта помощь адресовалась семьям дворян или павших воинов. К тому же в той же системе Воспитательских домов в основном содержались мальчики.
И вот – 5 марта 1857 года. Александр Николаевич подписывает проект документа об учреждении специализированных женских учебных учреждений для девиц, пересказывая вольно, недворянского сословия. О том, насколько актуальным было такое решение, говорит уже хотя бы тот факт, что через десятилетие каждый губернский город имел свою женскую гимназию, а каждый уездный – так называемую «прогимназию». Для женского образования в России это был подлинный прорыв!
Впрочем, было бы неправильным не отметить, что поначалу в данные заведения  определялись исключительно дочери умерших малоимущих (или же вовсе бедных) священников. В набожной православной стране таковых священников было много, а потому проблема стояла достаточно остро. Но со временем картина изменилась и в женские гимназии начали принимать девочек и других сословий.
И тем не менее… Еще в 1843 году Великая княжна Ольга Николаевна, одна из активисток движения за организацию учебных заведений для девочек из малоимущих семей недворянского происхождения, писала, что их образование «…не должно быть таким, как воспитание благородных девиц, которые воспитываются «не только для счастья семьи, но и для удовольствия общества». Они должны воспитываться исключительно для семьи и весьма редко отлучаться из дому». Напомню, что это писалось каких-то 150 лет назад – то есть 4-5 поколений назад!
…Нынешние девчонки! Вы сейчас можете учиться или нет – это ваше личное право. Или (чего уж там!) возможность кошелька ваших родителей. А вашим пра-…-бабушкам право получить хоть какое-то  образование («исключительно для семьи») было даровано именно 5 марта 1857 года. Надо же такое совпадение – эти даты почти совпадают с нынешним Международным женским днем!..


Рецензии