Социодинамика искусства

§ 2. Социодинамика художественно-эстетического сознания

Продолжая конкретизировать наши представления о гносеологии эстетического, в данном параграфе, используя социально-исторический анализ, выявим закономерности социально обусловленной динамики художественно-эстети¬ческого сознания. Но и в исследовании этой динамики будем следовать принципу теоретического движения от абстрактного к конкретному. Сначала сформулируем наиболее общие зако¬номерности социодинамики художественно-эстетического сознания, а затем посмотрим как они проявлялись в конк¬ретных процессах развития искусства советского периода нашей страны.

Общая закономерность. Рассмотренные ранее предельно общие гносеологические свойства искусства - отражение в его произведениях действительности, ее социально-интегральных и эстетических ценностей - существенно модифицируются в зависимости от конкретных социальных условий творчества.
 
Художник неизбежно - человек своего времени, выразитель социальных интересов той или иной группы людей данного общества. Известная формула В.И.Ленина: "жить в обществе и быть свободным от него нельзя" имеет непреложный смысл, как бы ни была она затерта и дискредитирована в пропагандистской литературе. Поскольку общество, в котором существует искусство, разделено на большие группы людей, называемые "классами" общества, постольку само оно неизбежно приобретает классовый характер. Различные классы имеют различные социальные интересы. Как и другие формы общественного сознания искусство оказывается особой формой осознания этих интересов и борьбы за их осуществление (см.: 65, т. 3).

Другое дело, что художник может опережать массовое сознание своей социально-экономической группы и выражать социальные интересы класса, к которому сам не принадлежит, а также быть солидарным с социальной группой, действующей в ином государстве (Бетховен -немецкий композитор Французской буржуазной революции, так же как И.Кант - немецкий философ той же революции). То есть социальная обусловленность художественного творчества не имеет жестко однозначного характера. В рамках возможной свободы художник осуществляет свой выбор, вставая на позиции того или иного социального коллектива, складывающегося на личностном уровне общественной практики. Такой коллективный субъект социальной деятель¬ности, объединенный общностью мотивов, эмоционально-личностным мироотношением, включает в себя предста¬вителей различных социально-экономических групп. И тем не менее, по содержанию мотивов и характеру своей деятельности это интерсубъективное объединение личностей оказывается проявлением объективных социальных интересов того или иного класса общества.(Подробнее об этом см. раздел данной работы "Социология эстетитического": Эстетика:курс лекций.М.,1994 или:Диалектика эстетического.М.,2006).

Защищаемый искусством классовый интерес в той или иной степени ограничивает адекватность отражения реаль¬ности. Особую деформацию этот интерес вносит в ХуДОжественное сознание в процессе самопознания и самооценки класса. "Художники, как и идеологи, - пишет К.Маркс, -де¬лают главным источником своего пропитания разработку ил¬люзий этого класса о самом себе" (65, т. 3, с.46). Они зачас¬тую питают иллюзию насчет действительной роли своего класса в человеческой истории, иллюзорно трактуют эгоисти¬ческие интересы класса, которому служат, как общече¬ловеческие, а олицетворяющий эти интересы эстетический идеал действительности - как воплощение мечты челове¬чества. Следствием оказывается не только завышенная оценка искусством социальных действий и деятелей своего класса, но и завышенная оценка всей окружающей социальной реаль¬ности, иллюзия насчет возможности воплощения своего эсте-тического идеала в реальную жизнь.

Неадекватность художественного отражения порождает не только социальный "эгоцентризм" искусства. Действует и более фундаментальная причина. Дело в том, что сущность социальной действительности и ее внешние проявления не совпадают. Поэтому даже верно отражая конкретные явления общественной жизни, художник может заблуждаться в понимании их сути, а значит и в постижении их подлинной ценности.

В силу данных причин искусство всегда в той или иной степени есть ложное сознание, порождающее иллюзии человека той или иной социальной группы как насчет самого себя, так и окружающей его действительности. Естественно, что иллюзии художественного сознания рано или поздно разоблачаются ходом жизни. Они постепенно изживаются и в конце концов терпят кризис. Именно практическая общест¬венная деятельность класса в той или иной степени проявляет сущность того общества, в котором этот класс действует, приоткрывает суть, скрываемую за внешней видимостью мира социальных явлений. Практическое выявление сути социаль¬ной действительности вступает в конфликт с иллюзиями насчет нее, характерными для художественного сознания. Художники все более и более остро переживают несоот¬ветствие реальности тому социально-эстетическому идеалу, который был ими сформулирован и в свете которого они осмысливали общественную жизнь. Все в большей степени происходит разочарование в надеждах на осуществление этого идеала в реальности. Пока, наконец, не наступает момент разоча-рования в самом социально-эстетическом идеале. Жизнь разбивает иллюзии.

Тогда скомпрометированная практикой художественная модель действительности отбрасывается. А ей на смену искусство вырабатывает новую - соответствующую социально-практическому опыту класса. Ибо ни отдельный человек, ни тем более большая группа людей не могут существовать без социально-эстетического идеала и без надежды на его реализацию. И искусство отвечает на эту фундаментальную потребность человеческого существования. Обновленный идеал возвращает надежды на возможность его осущест¬вления. В результате рождается новая оптимистическая художественная картина мира, оптимистическая художест¬венная концепция самосознания класса, льстящая его само¬любию. Но проходит время, и все повторяется...

Вся история искусства и представляет собой чередование циклов, включающих в себя, во-первых,' производство социальных иллюзий; во-вторых, переживание их столкновения с реальностью и, в-третьих, переживание их утраты. В качестве примера подобной цикличности в истории западноевропейского искусства можно привести рождение, изживание и крах сменяющих друг друга социально-эстетических идеалов искусства Возрождения, Просвещения и ампира - искусства буржуазной империи Наполеона. По социальной сути это три цикла сознания буржуазии. Выдвинутый, сформулированный и воплощенный худож¬никами Возрождения гуманистический, "индивидуалистичес¬ки-артистический" (А.ФЛосев) эстетический идеал под напо¬ром феодально-католической реакции терпит крах. В сущест¬венно реконструированном виде он возрождается лишь в демократическом социально-эстетическом идеале искусства Просвещения, базирующемся на великих принципах Свобо¬ды, Равенства и Братства. Но и этот демократический идеал в свою очередь был разрушен практикой буржуазной рево¬люции, приведшей к "термидору", к установлению личной власти Наполеоном. На смену буржуазно-демократическим идеалам приходят социально-эстетические идеалы искусства ампира - искусства империи, которые в свою очередь также оказываются иллюзорными и т.д.

Внутри цикла - рождение, изживание и утрата социально-эстетической иллюзии - художественно-образное содержание произведений искусства соответственно изменяет свой характер. На первом этапе обретения веры в идеал в искусстве доминирует гимнический характер художественно-образной картины мира с преобладанием образов величест¬венных и прекрасных, сверхблагих и совершенно благих явлений действительности. Особой модификацией гимничес-кой образности выступает трагически-оптимистическая худо¬жественная концепция, утверждающая конечную победу идеала, в борьбе за который гибнет герой произведения. Итальянское искусство Возрождения ХУ века, подводящее к вершинам Высокого Возрождения, дает нам тому пример в творчестве Антонелло да Мессины ("Святой Себастьян", например), Сандро Ботичелли ("Весна", "Рождение Венеры"), Гирландайо, Перуджино. Примером может служить и сам пик искусства Возрождения - прежде всего, творчество Рафаэля, а также Джорджоне, Леонардо и раннего Микеланджело ("Давид", "Пьета" 1498). Этот пафос гимнического утверждения гуманистического идеала Возрождения парал¬лельно с искусством провозглашает и философская мысль эпохи. В трактате Пико делла Мирандолы, символически названном "Речь в защиту достоинства человека", автор восклицает: "О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет" (22, с. 33). Ему вторит Л.-Б.Альберти: "Природа, то есть бог, вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное... Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование бездействия, а чтобы работать над великим и грандиозным делом" (цит. по: 40, с. 164-165).

Для второго этапа цикла развития искусства характерно доминирование драматической образности. Драматизм являет¬ся результатом переживания художником резких столкнове¬ний, противоречий идеального с реальным, напряженной борьбы добра и зла, которую он видит в окружающей его действительности и которую отражает в своих произведениях. Наряду с драмой для этого этапа характерно также коми¬чески-сатирическое изобличение несовершенства социального зла, его обличение с позиции социально-эстетического идеала искусства.
В цикле художественного переживания судьбы гуманис¬тического идеала Возрождения этап нарастающего драматизма наиболее выпукло представлен в творчестве зрелого Мике-ланджело. Классическим выражением драмы гуманисти¬ческого идеала стала роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-1512), ее символом может служить скульптура "Скованный пленник" (1513). В дальнейшем творчестве Микеланджсло напряженность драматического конфликта идеального с реальным все более усиливается, приближаясь к трагическому осознанию тщетности надежд гуманизма: от "Моисея" (1513-1516) через "Бородатого раба" (1519) к гробнице Дж.Медичи (1526-1533), сверхсмысл которой он сам поэтически выразил так:

Отрадно спать, отрадней камнем быть. О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать - удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить!

На третьем, заключительном этапе цикла, когда искусство осознает невозможность воплощения социально-эстетического идеала в жизнь, иллюзорность своих надежд, доминирующими образами произведений становятся торжест¬вующее зло и безобразие, а общая художественная концепция мира приобретает трагически-пессимистический характер. Именно пессимистическая концепция трагедии, когда гибель идеального (героя, социального движения) осмысливается как безнадежная, как крушение самого идеала, соответствует этапу окончательного разочарования в социально-эстетичес¬ком идеале. Трагически-пессимистическая картина мира представляет собой последнее звено изживания социально-эстетической иллюзии.
Именно так и заканчивается Возрождение в творчестве Микеланджело. Укажем на его фрески "Страшный суд" (1535-1541), "Распятие Петра" (1546-1556) и скульптуру "Пьета" (1555), которая в сравнении с аналогичной по сюжету скульптурой 1498 года выявляет изменения в осмыслении мира художником; которые он выразил и в своих поздних сонетах:

Мир в слепоте: постыдного урока Из власти зла не извлекает зрак, Надежды нет, и все объемлет мрак, И ложь царит, и правда прячет око.

Таков полный цикл, который проходит искусство в своем развитии. Один цикл в ряду многих, следующих один за другим. Вновь и вновь повторяется: гимн, драма и пессимис¬тическая трагедия. Такова логика художественного сознания.

Однако существует уровень художественно-эстетичес¬кого отражения еще более отдаленный от своего предмета. Уровень, так сказать, сверхиллюзорный, наименее адекватный действительности, наиболее субъективный. Сверхиллюзорное отражение возникает в момент, когда в процессе социальной практики класса все более обнаруживается несовпадение выработанной ранее искусством художественно-эстетической картины мира с его объективной сущностью и действительной ценностью для данного класса. При "нормально иллюзорном" отражении действительности искусство в такой ситуации движется, как было выяснено, в направлении от драма¬тической к трагической образности. Но наряду с этим, как правило, существует искусство, которое так или иначе игно¬рирует разрастающееся противоречие между социально-эсте¬тическим идеалом и жизнью, продолжает держаться опти¬мистических иллюзий на осуществимость идеала, несмотря на разоблачающий данные иллюзии социальный опыт. Это эска¬пистское искусство. Оно бежит от реальности. Причем формы бегства могут быть самыми различными.

Наиболее типичная форма - утверждение гимнической образности, прекрасных и величественных, благих и сверхблагих образов действительности, в то время как практика все более обнажает несоответствие реальности социально-эстетическому идеалу. Такая "страусиная" позиция искусства, закрывающего глаза на социальную реальность, и порождает сверхиллюзорное художественное творчество. Характерный пример - творчество русских художников группы "Мир искусства": Н.Сапунова, А.Головина, В.Бори-сова-Мусатова, Л.Бакста, А.Бенуа. В начале XX века, когда русское дворянство объективно находилось на грани социаль¬ного краха, они на своих полотнах поют гимн прекрасной и изящной феодально-аристократической культуре.

Другая типичная форма эскапизма - формализм. Как уже отмечалось, без особой эстетической ценности красоты формы произведение искусства не существует, и формализм лишь абсолютизирует эту грань искусства, резко суживая свои отражательные связи с действительностью. В социологичес¬ком аспекте важно, что такое замыкание творческого процес¬са на игре в эстетически значимые формы происходит именно в момент, когда художники осознают (точнее, чувствуют) безнадежность расхождения общественной жизни с их идеалами, и в период кризиса доверия к самим этим идеалам. Так, в истории искусства Западной Европы кризис мировоззрения мелкобуржуазной интеллигенции, который в XIX веке породил эскапистскую художественную позицию импрессионистов, в XX веке привел к формализму кубизма, а затем и абстракционизма (особенно э его "геометрическом" варианте), кинетического искусства, оп-арта и других направлений.

Наличие в общем "художественном потоке" искусства того или иного класса эскапистского сверхиллюзорного творчества еще более отдаляет искусство от адекватного отражения своего предмета, то есть действительности и ее интегрально-социальной и эстетической ценности для класса на определенном этапе его исторического существования. Эскапизм в искусстве консервирует социальные иллюзии в общественном сознании. Он пытается игнорировать социаль¬ный опыт, искусственно задержать общественное художест-венно-эстетическое сознание на "гимнической" фазе. Резуль¬татом такой искусственной задержки нередко бывает резкий скачок к полному разочарованию в социально-эстетическом идеале тогда, когда игнорирование его расхождения с реаль¬ностью оказывается уже невозможным. От гимнической фазы искусство "шарахается" сразу к трагически-пессимистической. Так, доминирование эскапистского творчества в искусстве Западной Европы начала XX века резко сменяется домини¬рованием безысходно трагической образности экспрессио¬низма (а также сюрреализма и театра абсурда) после первой мировой войны, когда стало уже невозможно больше не за¬мечать те социальные противоречия, которые так долго пред¬почитали игнорировать художники импрессионизма, пост¬импрессионизма, кубизма, абстракционизма в предвоенные десятилетия.

Эскапизм игнорирует даже явленную, внешнюю, очевидную сторону бытия, на которой базируется "нормально-иллюзорное" художественное творчество (не говоря уже о постижении сути этого бытия) . Вплетаясь в общий художест¬венный поток, его произведения "размывают", делают трудно различимой логику художественно-эстетического развития. Состоит же эта логика, как было выяснено, в смене доминант гимнической, драматической и пессимистически-трагической образности, осуществляющейся по мере рождения, изживания и краха социально-эстетических иллюзий класса о мире и о себе. Такова социально обусловленная логика художественного сознания.


Конкретный анализ. Рассмотренная выше логика разви¬тия художественно-эстетического сознания есть результат еще довольно сильной абстракции, отвлечения от особенностей развития искусства конкретных стран в конкретные истори¬ческие периоды. Ибо ее цель - отразить наиболее общие зако-номерности социально обусловленной динамики художест¬венно-эстетического сознания. Теперь же перед нами стоит задача посмотреть, как проявилась эта всеобщая законо¬мерность в судьбах отечественного искусства советского периода, то есть с 1917 по 1985 год. Для этого необходимо, во-первых, выявить основные социальные типы художест¬венно-эстетического осмысления советской действительности и, во-вторых, проследить динамику данных типов сознания на протяжении истории советского общества.

С социологической точки зрения советское общество и советское искусство никогда не были едиными. Никогда - с 1917-го до   1980-е  годы,  вопреки  всем  пропагандистским
заклинаниям об "идейно-политическом и эстетическом единстве". Первое, что отличало социально-эстетические идеалы различных советских художников, это то, были ли эти идеалы социалистическими или нет. Конечно, до середины 80-х годов большинство из них осмысливало реальности советской действительности с позиций эстетического идеала, базирующегося на социальном идеале социализма и коммунизма. Но были и такие, кто стоял на принципиально антисоциалистических позициях, например, М.Булгаков, Е.Замятин, А.Солженицын, Б.Пастернак в поздний период своего творчества. Социализм с их точки зрения не может быть иным, чем сталинским концлагерем. Тоталитаризму, конформизму, насилию "большой и малых зон" этого лагеря они противопоставляли идеалы свободы и ценности человеческой личности, которые чаще всего конкрети¬зировались в виде идеала буржуазно-демократической респуб¬лики. Но были среди них и те, чей идеал носил традиционно христианский, религиозно-нравственный характер, не конкре¬тизированный политически и экономически. Его достижение эти художники видели вне социально конкретной альтернативы социализма и капитализма, а как сугубо духовное, нравственно-религиозное возрождение общества. Таково, например, позднее творчество А.Тарковского, А.Шнитке, Г.Свиридова.
Прямо противоположное осмысление советской дейст¬вительности определялось социально-эстетическим идеалом, основу которого составляло представление о социализме "казарменного" типа. Этот идеал в свое время сформулировал Г.Бабеф, закономерность его реализации на начальном этапе коммунистической формации предсказал К.Маркс. Он же дал и его критический анализ. В "Экономическо-философских рукописях 1844 года" Маркс выделяет, как самую характерную черту казарменного социализма, его уравнительность. Уравни¬тельность во всем. И в сфере материального положения: "...он стремится уничтожить все то, чем на началах частной собственности не могут обладать все". И в самих качествах человека: "он хочет насильственно абстрагироваться от талан¬та", "отрицает повсюду личность человека". Что в результате ведет к отрицанию "всего мира культуры и цивилизации" и возврату "к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека" (65, т. 42, с. 114-116).

Нет необходимости перечислять художников, чье творчество было воодушевлено этим идеалом, ибо имя им -легион. В качестве примера укажем на манифест объединения писателей "Кузница" (хотя можно было бы процитировать и из деклараций РАППА, МАППА и др.). "Отличительный признак пролетарской литературы - трудовая стихия, труд, сознание его силы и радость, даваемая этим сознанием. "Мы" в пролетарской литературе вытесняет "Я". "Мы" - против индивидуалистических мигов и настроений, у пролетариата слишком здоров организм и крепки нервы, чтобы обращать внимание на эти миги". "Класс единых интересов, чувств, переживаний.., класс монолит" (см.: 52, с. 45-46). Короче: "Единица! Кому она нужна?!" Партия ж - "рука миллионопа-лая, сжатая в один громящий кулак", - как писал В.Мая¬ковский.

Третий из основных социальных типов художественного осмысления действительности в советском искусстве опре¬делялся социально-эстетическим идеалом социализма как гуманного и демократического общества. Данный идеал исходил из блага личности. Личность - не средство, но цель. Цель - "свободное развитие каждого, как условие свободного развития всех" - так определяли ее К.Маркс и Ф.Энгельс в "Коммунистическом манифесте". Это предполагает, прежде всего, как считают эти же авторы, удовлетворение элементарных жизненных потребностей, ибо "нельзя осво¬бодить людей, пока они не будут в состоянии полностью в качественном и количественном отношении обеспечить себе пищу и питье, жилище и одежду" (66, с. 32). Будучи проти¬воположен аскетизму казарменного социализма идеал социа¬лизма гуманистического чужд и его ориентации на уравни¬тельность. Его цель - развитие индивидуальности личности, ее способностей и потребностей, не ограничивающихся элемен¬тарными. Другими словами, цель - "богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек - это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни", - как писал К.Маркс (65, т.42, с. 125). Естественно,  что  искусство,  исходящее  из такого  идеала социализма, находилось в оппозиции к реальности советского общества. Изобличение социальной казармы и сочувствие к ее жертвам, переживание трагического разлада идеала социа¬лизма и его действительности - таковы основные особенности этого искусства. Классические представители его - А.Плато¬нов и Д.Шостакович. К этому же типу художественного мироотношения относятся и многие произведения более позднего времени: "Буранный полустанок" Ч.Айтматова, тетралогия "Пряслины" Ф.Абрамова, "московские повести" Ю.Трифонова, песенно-поэтическое творчество В.Высоцкого и т.д.

Таковы три основных социальных типа осмысления советской действительности, исходящие из трех основных типов социально-эстетических идеалов.

Теперь проследим, как изменялась художественно-эсте¬тическая концепция советской действительности в каждом из указанных типов искусства на различных этапах истории СССР: с 1917 по 1928 год; с 1929 по 1955 год и с 1956 по 1984 год (с 1985 начался переход к качественно иному состоянию общества - ни советскому, нй социалистическому, ни союзному).

Первый послереволюционный этап - это гражданская война и послевоенное строительство социализма. В экономи¬ке во время гражданской войны действовали принципы "военного коммунизма", начиная с 1921 года - Новая эконо¬мическая политика, следствием которой стало быстрое преодоление разрухи, бурное развитие производства, улучше¬ние жизни людей. В сфере политических отношений устано¬вившаяся во время войны диктатура партии большевиков в послеленинский период быстро трансформировалась в дикта¬туру партийного аппарата со все возрастающими проявле¬ниями диктатуры Генерального секретаря, возглавляющего этот аппарат.

Российское искусство, осмысливая события обществен¬ной жизни, естественно разделилось на принявшее револю¬цию и отвергнувшее ее. Художники буржуазно-демократи¬ческой и монархической ориентации победу революции вос¬приняли как торжество социального зла, как поражение своих идеалов. Некоторые из них эмигрировали, другие погибли,
втянутые в социальные катаклизмы революции, но часть осталась в послереволюционной России. Их было немного -советских художников антисоциалистической ориентации, тех, кто в своем творчестве осмелился открыто противостоять диктатуре новой власти. Наиболее заметные фигуры - это, конечно, М.Булгаков и Е.Замятин. Для их творчества харак¬терно осмысление революции как трагедии ("Белая гвардия"), советской действительности как трагического фарса ("Собачье сердце"). Перспектива же социализма - общество обезличен¬ных марионеток, лишенных потребности в свободе и счаст¬ливых в своем рабстве под непрестанным тотальным конт¬ролем карательных органов всемогущего государства ("Мы"). Такого рода произведения подвергались разносной критике в советской прессе. Но в то же время все-таки публиковались. А Булгаков вообще был одним из самых репертуарных драма¬тургов 20-х годов.

Прямую противоположность представляла собой кон¬цепция советской действительности в произведениях социа¬листически ориентированных художников - тех, чей идеал социализма носил уравнительно-казарменный характер. А именно они господствовали в художественной жизни 20-х годов. В этом случае тенденции развития общества совпадали с идеалом. Естественно, что в произведениях такого рода доминировали образы величественного и прекрасного. Гимн новой действительности - таков основной характер образ¬ности данного искусства. Гимн в чистом виде и гимн как завершающий итог оптимистической трагедии революции. В изобразительном искусстве - это полотна И.Бродского ("Выступление В.ИЛенина на Путиловском заводе"), М.Гре¬кова ("Тачанка"), Е.Чепцова ("Проведение дня кооперации в деревне"), К.Юона ("Новая планета") и т.п.; в музыке -оратория Производственного коллектива студентов компози¬торов Московской консерватории "Путь Октября" (А.Дави-Денко, Н.Чемберджи, Б.Шехтер й др.), Вторая симфония "Посвящение Октябрю" Д.Шостаковича. Гимн пролетарию, гимн труду, гимн социалистическим преобразованиям -основной пафос творчества литераторов, входящих в различ¬ные объединения пролетарских писателей. Типичный пример героизации будней социалистического строительства - роман
Ф.Гладкова "Цемент". В таком же ключе решена и поэма В.Маяковского "Хорошо!", написанная в 1927 году к юбилею революции: "и жизнь хороша, и жить хорошо" - резюмировал поэт итоги послереволюционного десятилетия.

Существенно иной представлялась советская действи¬тельность художникам, осмысливающим ее с позиций идеала социализма как гуманного и демократического общества. Идеал и жизнь в данном случае во многом противоречили друг другу. Не отрицая социалистического развития в принципе, художники в то же время остро переживали конфликт реальности с идеалами гуманизма, которым были привержены. Рождение социалистического общества пережи¬валось ими поэтому не как безысходная трагедия и не как гимнический восторг, а как драма, как драматическое столкновение и переплетение блага и зла, прекрасного и безобразного. Таково творчество А.Платонова, И.Бабеля ("Конармия"), Б.Пильняка ("Голый год"), ЛЛеонова ("Вор"), К.Федина ("Братья"), в поэзии - А.Блока, С.Есенина, Н.Клюа-ва, С.Клычкова, О.Мандельштама, Б.Пастернака и др.

А.Платонов начинал как ярый приверженец идеала машинизированного, казарменного социализма. Но уже к середине 20-х годов, создавая "Родину электричества", "Происхождение мастера", "Город Градов", он переходит на позиции социалистического гуманизма: "писать надо не талантом, а человечностью". И "человечность" его художественной позиции рождает боль и сочувствие к нищему, голодному, полуграмотному, наивному в своей вере в технику и социализм жителю России. "Здесь грустная жизнь, тут стыдно даже маленькое счастье", - пишет он жене из Тамбова в 1927 году (сравним: "и жизнь хороша. .."). Но беспощаден, точен и убийственен смех сатирика Платонова, когда он обнаруживает своего главного социального противника - советского чиновника. В 1926 году, когда Платонов писал "Город Градов", он уже понял, что идеал казарменного социализма есть идеал, выражающий социальные интересы новой бюрократии. Но самое порази¬тельное, что Платонов постигает суть происходящего в стра¬не: перерождение государства в диктатуру государственно-партийной   бюрократии.    Главный    герой    этой    повести совслужащий Шмаков говорил, обращаясь к своим друзьям-чиновникам: "Кто мы такие? Мы за-мести-те-ли пролетариев! Стало быть, к примеру, я есть заместитель революционера и хозяина! Чувствуете мудрость? Все замещено! Все стало подложным! Все не настоящее, а суррогат!"

Социальная драма первых десяти лет советской власти получила свою развязку уже в 1928 году. Противоборство различных - и экономических, и политических - тенденций по существу закончилось. НЭП был свергнут. В экономике установилась жесткая система административного регулиро¬вания, ликвидирована многоукладность. Огосударствление экономики сочеталось с установлением политической дикта¬туры личности. Тюрьмы, расстрелы всех потенциальных противников режима личной власти. Были уничтожены инициативные, незаурядные, самостоятельные люди во всех классах и социальных слоях общества (в том числе и в самой партии). Благодаря чему оно и приблизилось к идеалу грубого, казарменного социализма.

В этих условиях искусство буржуазно-демократической ориентации полностью исключается из общественной жизни. Исключена всякая возможность публикации таких произ¬ведений. Пример тому - творческая судьба М.Булгакова. Но и в этих условиях писатель создает ряд произведений, в том числе "Записки покойника" (!) и высшее свое достижение -"Мастера и Маргариту". Художественное осмысление советс¬кой действительности рождает в "Мастере" образ трагического фарса жизни: трагедия творческой личности (Мастер, Иешуа), гибель всего прекрасного и доброго (любви, творчества) и торжество заурядного, пошлого, слепого (толпа обывателей Ершалаима) и осознанного (Кайфа, Латунский) зла.

Трагедия и фарс, торжество безобразного, с трудом преодолеваемого в комически-сатирических образах, - такова художественная концепция реальности и в искусстве гуманистического социалистического идеала. Отношение к сталинизму художников социалистического гуманизма совпа¬дает с оценкой его с позиций буржуазно-демократических. Аналогична и судьба художников. Их произведения или не публиковали, не выставляли (например, А.Платонова, П.Фи¬лонова), или жестоко критиковали (как Д.Шостаковича), или вообще физически уничтожали самих авторов (И.Бабель, Н.Клюев, С.Клычков, О.Мандельштам, Т.Табидзе и др.)

Классическим выражением идеала гуманистического социализма в литературе 30 - 40-х годов являются "Чевенгур" и "Котлован" А.Платонова. "Чевенгур", где воссоздана сати¬рически-фантасмагорическая модель уравнительного, на¬сильственно коллективизированного социализма, во многих отношениях перекликается с сатирами Е.Замятина и М.Бул¬гакова. Но отличается от них болью и сочувствием к честным и беззаветным, но недалеким, полуобразованным людям, ставшим жертвами (и палачами одновременно!) своего стрем¬ления немедленного достижения коммунизма. "Котлован" же дает потрясающую по глубине прозрения и точности модель-метафору сталинистского "социализма". Это яма под фун¬дамент нового общества, становящаяся могилой для строи¬телей, которые сами для себя путем нечеловеческих усилий и с энтузиазмом ее выкапывают.

В советской музыке фигура, сравнимая с А.Платоновым по масштабности и верности понимания происходящего в стране "победившего социализма" - это, конечно, Д.Шостако¬вич. Естественно, что инструментальная музыка лишена определенности предметно-событийного и идейного содер¬жания. Но она "конкретна в чувстве", как говорил Б.Асафьев. А эмоциональное содержание музыки Шостаковича 30 - 40-х годов было исполнено трагизма и мучительных сомнений. Сомнения нередко разрешались действием сил вроде бы светлых и динамичных. Но именно - вроде бы... Весь этот эмоциональный строй и рождаемый им поток образных и идейных ассоциаций прямо противоречили тому комплексу "исторического оптимизма" и апологетики реальности, который внедрялся в общественное сознание официальной пропагандой. Поэтому естественно, что именно Д.Шоста¬кович стал главным объектом разносной критики в советской музыке.

Особенность этой критики - ее цинично демагогический характер. Содержательнейшую музыку обвиняли в формализ¬ме. Хотя главное, что не устраивало Сталина и Жданова - как раз содержание, характер осмысления советской действитель¬ности.  По сути им требовалась пропаганда сталинизма в доступной для всенародного понимания форме. И искусство, исходящее из идеалов казарменного социализма, выполнило этот государственный заказ. Доминирующий в нем характер художественного образа - гимнический, воспевающий тор¬жество прекрасного и величественного в советской стране, достигнутое под руководством партии и Вождя. "Эх, хорошо в стране советской жить!", "Все вокруг колхозное, все вокруг мое" - вот пафос подобного творчества. В крупных формах музыки он также получил свое выражение, например, в "Здра¬вице" С.Прокофьева, "Песне о весне" М.Юдина, "Песне ликования" А.Веприка, симфонии "Турксиб" М.Штейнберга и др. В живописи пафос "исторического оптимизма" конкрети¬зировался в образах марширующих, соревнующихся, бодрых, веселых, подчеркнуто мощных физически и обязательно молодых советских людей: "Девушка в футболке", "Девушка с ядром", "Метростроевка со сверлом" А.Самохвалова и т.п. В литературе этот же пафос проявился в многочисленных "производственных" романах и повестях, посвященных воспеванию героических свершений первых пятилеток, таких как "Гидроцентраль" М.Шагинян, "Время, вперед" В.Катаева, "Человек меняет кожу" Б.Ясенского и многих других. Ну, и, конечно, Сталин, Сталин, Сталин - во всех видах и жанрах искусства.

Именовалось данное творчество "искусством социалис¬тического реализма". Но, конечно, к реализму отношения не имело. Ибо реализм - это правда жизни, воплощенная в типических образах. Да и "социалистичность" такого искусства была определенного рода - казарменного. То было искусство казарменного социализма по характеру социальных истоков, функций и идеалов, по способу же отражения - идеали¬зирующее жизнь. В сочетании своих качеств оно прибли¬жалось к типу феодального классицизма, было его модифи¬кацией в новых социальных условиях. И отнюдь не случайно. Так как и в производстве (внеэкономическое принуждение к труду), в политике (монархия - власть одного), и в духовной сфере (культ) советское общество 30 - 40-х годов имело черты квазифеодального общества.

Социальная ситуация начинает меняться со смертью монарха" в 1953 году. С 1956 года - со времени XX съездаКПСС - начинается новый период в жизни советского народа, закончившийся в апреле 1985. Развитие экономики на этом - хрушевско-брежневском - этапе включает в себя два периода: с середины 50-х до конца 60-х годов и с 70-х до середины 80-х годов. В первый период - быстрое развитие, породившее даже эйфорию "догнать и перегнать" развитые капиталистические страны и вообще построить материальную базу коммунизма за 20 лет. Но с начала 70-х годов резкое падение темпов экономического развития вплоть до стагнации, "застоя" производства. В политической сфере общество также пережило два периода. В первый относительная демократизация, восстановление законности, осуждение культа личности Сталина, большая свобода информации, короче, то, что называется хрущевской "отте¬пелью". Хотя объективно власть по-прежнему оставалась в руках партийно-государственного аппарата. Во второй период - с середины 60-х годов - движение вспять: все более разнузданное проявление всевластия аппарата и репрессии против тех, кто осмеливался говорить об этом. Бесконт-рольность, коррупция и чрезвычайные привилегии развратили всю пирамиду власти. В целом общество дошло до фан и кризиса.

Советское искусство, как и раньше, по-разному осмысливало происходящее в "стране советов". Активизи¬руется антисоциалистическое искусство. Опыт жизни в условиях "социализма" сталинского образца породил неприя¬тие социализма вообще. Причем и у тех, кто когда-то связывал свои надежды с социалистической перспективой. Такую метаморфозу пережили и Б.Пастернак, и А.Солже¬ницын, и В.Гроссман - первые диссиденты новой волны. В "Докторе Живаго" Пастернака, в "Архипелаге ГУЛАГ' Солженицына, в романе "Жизнь и судьба" Гроссмана жизнь советского общества - это социальная трагедия, гибель всего человеческого, торжество насилия и лжи. И не только в период сталинизма, но и с самого начала революции, а потому и быть иной при социализме она не может.

Опыт жизни в послесталинский период также порождал антисоциалистические настроения художников. Особенно этому    способствовало    быстрое    окончание    хрущевской
"оттепели". Крушение надежд на создание гуманного и демократического социалистического общества подвело многих к мысли о ложности самой идеи, иллюзорности марксистской гипотезы общественного развития. Такие выводы делали и те художники, которые в 50-е годы были ориентированы еще вполне социалистически. Показательна с этой точки зрения эволюция мировоззрения и мироощущения Андрея Тарковского. Если в созданном им в начале 60-х годов фильме "Иваново детство" утверждается конечная победа идеалов социалистического гуманизма, то концепция "Зеркала", созданного в начале 70-х, - мучительная констатация поражения этих идеалов, пессимистическая трагедия личности, полная ощущения бесполезности прожитой жизни. Социально типичен и выход из мировоззренческого кризиса, осуществленный Тарковским в концепции "Сталкера" - вера в преодоление социального зла силой христианской любви. Переход на позиции религиозного мировоззрения с конца 70-х годов охватывает все более широкие круги творческой интеллигенции. Теперь надежды на "светлое будущее" связываются уже не с коммунизмом, а с нравственно-религиозным преображением общества. Такая тенденция прослеживается в творчестве Г.Свиридова: от "Патетической оратории" на слова В.Маяковского, написан¬ной в конце 50-х годов, к проникнутой духом православия "Весенней кантате" на слова Н.Некрасова в начале 80-х; в творчестве А.Шнитке: от ранних произведений "Песни войны и мира", "Поэмы о космосе" к хоровому Концерту на слова Нарекаци и посвященным 1000-летию христианства на Руси "Стихам покаянным". С большей конкретностью, свойствен¬ной живописи, нравственно-религиозный идеал, причем, в сочетании с политическим идеалом монархии, выражен в творчестве И.Глазунова начала 80-х годов.

Наконец, еще одна форма выражения кризиса социа¬листических идеалов в художественном творчестве - эскапизм. Как и на предыдущих этапах истории советского общества, он наиболее характерен для изобразительного искусства. В качестве альтернативы официальной идеологии и официаль¬ному искусству художники противопоставляют формально-эстетический эксперимент. Таково творчество Э.Белютина,Ю.Злотникова,.А.Константинова, В.Немухина, Л.Нусберга, В.Юрлова и др.

Если разочарование в социалистических идеалах рож¬дало трагическую концепцию советской истории, то для тех деятелей искусства, кто остался верен идеалам казарменного социализма, та же история - источник оптимизма. Правда, в данный период, в отличие от предыдущего, гимническое искусство уже не оказывало решающего воздействия на умонастроения общества, хотя и было по-прежнему коли¬чественно преобладающим. Особенно в живописи и скульп-туре. Подавляющее большинство произведений, демонстри¬ровавшихся на выставках (вплоть до всесоюзной выставки в Манеже "Мы строим коммунизм" 1986 года) в основном "воспевали". Они воспевали свершения революции, трудовые подвиги, деятелей партии и государства. Не намного отставала в апологетике советской действительности и совет¬ская песня ("главное, ребята, сердцем не стареть" и т.п.). Этим же пафосом были полны и многие произведения академических жанров музыки, полные "энергии созидания, упругими ритмами "великих строек". Хотя, конечно, встречались в них и "силы сопротивления", и борьба "нового со старым" (как же иначе выстроишь сонатную форму), но стремительные а11еgri финалов не оставляли никаких сомнений, что и в целом и в основном советское общество переживало "замечательное время". Характерный пример -инструментальные концерты Т.Хренникова, созданные в 60-х и 70-х годах. Апологетическое искусство "не заметило", что "оттепель" сменилась "заморозками", что на всех уровнях общественной жизни начался застой и разложение. "Несмот¬ря" на это, то есть на реальности жизни, оно славило и утверждало.

Для искусства же, осмысливающего жизнь с позиций идеала демократического социализма, гимническая образность была наименее характерна. Лишь в отдельных произведениях периода "оттепели" прозвучал гимн освобождению от сталинизма и уверенность в осуществлении идеалов гуманизма и демократии в социалистическом обществе. В качестве примера приведем "Праздничную увертюру" Д.Шос¬таковича   и   оптимистически-гимническую   концепцию  егоДвенадцатой симфонии, посвященной Октябрьской револю¬ции, на столь же оптимистическую концепцию революции в живописных полотнах конца 50-х - начала 60-х годов Е.Моисеенко, на жизнеутверждающий, облегченный драма¬тизм "производственного" романа Ю.Трифонова "Утоление жажды" или картины "Строители Братска" В.Попкова.
Но и в период надежд на то, что "оттепель" перейдет в "весну",художники-демократы чувствовали и выражали драматизм социального бытия, драму зарождения ростков гуманизма и демократии в недрах авторитарно-бюро¬кратического общества. В литературе этот драматический тон звучал и в лирико-гражданственной поэзии А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, и в прозе И.Эренбурга ("Оттепель"), ВДудинцева ("Не хлебом единым"), Ю.Бонда¬рева ("Тишина"), Д.Гранина ("Иду на грозу") и др. В живописи драма обновления социализма выдвинула целое направление "сурового стиля" - Н.Андронов, П.Никонов, В.Иванов и др.

К рубежу 70-х годов, однако, надежд на демократизацию социализма уже почти не оставалось. Художественно-образ¬ное мышление выразило это в трагической концепции мира, балансирующей на грани пессимизма. Точное название ей: "И все-таки я верю". Так назывался последний фильм М.Ромма, музыку к которому написал А.Шнитке. Последующее же десятилетие деградации советского общества лишило многих художников и последних остатков этой веры. Д.Шостакович приходит к началу 70-х годов с мироощущением, выраженном в трагически стоических концепциях Четырнадцатой симфо¬нии, последних квартетов и сонаты для альта. Е.Моисеенко, верный теме революции, существенно изменяет свое понимание темы: через ее драматический образ в картине "Черешня" (1969) к трагической концепции отнюдь не явного оптимизма в "Песне" (1979). Ощущение всеобщего неблагополучия, ощущение безвременья 70-х годов выразило и киноискусство ("Полеты во сне и наяву" Р.Балояна, "Неоконченная пьеса для механического пианино" Н.Михал¬кова). Но все-таки наиболее полно динамику бытия общества отразила литература.

Литература наиболее конкретно, глубоко и многогранно показала процесс погружения общества в тину социального застоя, процесс его деморализации и деградации. В жизни городской интеллигенции эти процессы проследил и выразил через эмоциональный тонус "московских повестей" Ю.Три¬фонов ("Обмен", "Другая жизнь"). Социальные процессы, протекавшие в российской глубинке - в деревнях и поселках -исследовали Ф.Абрамов ("Пряслины"), В.Астафьев ("Послед¬ний поклон"), В.Белов ("Привычное дело"), В.Распутин ("Прощание с Матерой"), В.Шукшин в своих рассказах и кинофильмах. Итог этих художественных исследований жизни также оказался неутешительным. Если произведения конца 60-х годов еще оставляли читателю надежду на возрождение общества, на возрождение традиционных нравственных ценностей, то к началу 80-х в "Воспитании по доктору Споку" В.Белова, в "Пожаре" В.Распутина, так же как в "Терпении" Ю.Нагибина, "Плахе" Ч.Айтматова и многих других произве-дениях, надежд таких уже нет.

В целом же картина советского искусства в 1917-1985 годы выглядит следующим образом. В течение всех периодов истории советского общества в искусстве, принципиально не приемлющем социализм, доминировала трагическая и сатирически-фарсовая художественно-образная концепция. В искусстве, ориентирующемся на социально-эстетические идеалы казарменного социализма, наоборот, преобладала гимническая тональность. Динамика обнаруживается лишь в творчестве, осмысливающем жизнь с позиций идеалов гуманного, демократического социализма, в котором в 20-е годы доминировала драматическая концепция советской действительности, с 1929 года - трагическая и сатирически-фарсовая, с середины же 50-х это искусство прошло цикл: гимн - драма - трагедия.
Такова динамика художественно-эстетического сознания советской эпохи.

Примечание:список литературы в конце (после Послесловия)
Опубликовано:Эстетика:курс лекций.М.,1994. А также:Диалектика эстетического.М.,2006.
Автор:Малышев Игорь Викторович,доктор филос.наук,профессор РАМ им.Гнесиных


Рецензии
Амбиции соседних классов посягают на якобы низшее
Маркс не был буржуазией,но осмелился писать про неё
Некрасов не был крестьянином,но осмелился писать про крестьян.
Ильич не был рабочим,а вздумал отстаивать Интересы
опиши тот Класс где находишься без надежды на аплодисменты
будущее требует Точности Описаний,невзирая на Жертвы

Анатолий Бурматоф   08.03.2014 10:34     Заявить о нарушении