Пусть история пишет себя сама

         
О телевидении и ценностях национальной истории. И немножко о Собчаке.
Заметки свидетеля времени

                Каждый пишет,  как он слышит
                Булат Окуджава

В новой и новейшей, как и в самоновейшей истории России в избытке противоречий. Но можно ли с детской простотой бросаться от одной картины истории страны к другой, прямо противоположной.
Профессора, публицисты, писатели, политики и просто граждане, здесь и там бьют тревогу по поводу отсутствия в обществе ясной национально-исторической ориентации, скорбят о потере стержня, об отсутствии системы ценностей. Тревогу эту отображает телевидение в своих лучших передачах. Но что делает оно само? Что мы видим на экранах? Рубят «беляков» красные герои. Разоблачают царизм, кулака, царский режим, попов. И тут же, без перехода является на экран такой же герой - «белый». Святой император Николай Второй, герои белой армии, они же жертвы красного террора. Полтора часа подвигов чекистов, сотрудников Дзержинского, а затем два часа подвигов некоего гения царского политического сыска. «Красный» энтузиаст-ударник, лихо расправляясь с «белыми» вредителями, строит новый завод. И вслед за ним «белый» инженер ставит на место зарвавшегося пролетария. Это фильмы. Старые советские и новые с «белым» душком – поворот на 180 градусов. И все одновременно. Подстать фильмам круглые столы, ток-шоу, назидательные беседы на тему национального интереса и т.п. Плохие белые. Плохие красные. Нацисты, которым хочется позавидовать. Советские – хуже нацистов. Глупее к тому же.
Допустим, я принадлежу к тем, кто боролся за конституционную демократию против советской системы. Ну и что,  должен я согласиться с вычеркиванием всего советского из истории страны? Истории, которая создавалась людьми, со всеми свойственными ими противоречиями добра и зла. Советское время в избытке заполнено жестокостью и глупостью, прежде всего со стороны власти и бюрократии, но также страхом и добровольным лакейством. Но разве история советского времени - это только история верхушки власти и насилия? Разве не требует эта история к себе аналитического уважения, во имя уважения к людям? Несводимо ведь это уважение только к поклонам в адрес ветеранов войны. А остальные? Можно ли, например,  бросить в мусорную корзину истории тех, кто, жил, действовал, приносил жертвы, погибал  во имя идеалов, пусть с чьей-то точки зрения и ложных.  О советском времени, также как и о времени революции и о времени до революции далеко еще не найдена и не сказана вся правда, или хотя бы достаточно правды. Точно так же, как о самоновейшем времени - 80--90-х годах прошлого столетия. И вот пример.

Историкам известно, что путч ГКЧП происходил в Крыму и в Москве. Именно в Москву, а не куда-нибудь еще, были введены танки. Именно в Москве они подошли к резиденции российской власти – Белому Дому. Именно в Москве порыв десятков тысяч граждан, своими телами и баррикадами преградил путь спецназу, ОМОНу, БТРам, и путч был остановлен. И символом сопротивления путчу был Президент России Ельцин, в Москве взошедший на танк, который прибыл, чтобы расстрелять Белый Дом. И с башни этого танка огласил Ельцин свой знаменитый указ, объявив путчистов вне закона. Описанные факты документированы в десятках интервью, мемуаров. Они засняты на фото, видео и кинопленку отечественными и зарубежными операторами, которые присутствовали при этих событиях, так же как и я. У меня есть копии этих кадров. И вдруг российское телевидение сообщает нам, что всесоюзный путч был остановлен именно в Ленинграде, едва ли не исключительно благодаря выступлению питерского мэра, Анатолия Собчака.Между тем, выясняется на том же телевидении, что именно мэр Собчак «переименовал Ленинград в Санкт-Петербург», хотя такого права, связанного с изменением Конституции РСФСР, мэр города не имел. На самом деле, переименование Ленинграда, как и ряда других городов, которым было возвращено историческое название, произошло по инициативе народных депутатов российского парламента. Лично я хорошо помню, как на Съезде народных депутатов РСФСР обсуждался этот вопрос, и вносились разные предложения – сохранить название Ленинград, переименовать город в Петроград и т.д.

Но особенно удивило меня сообщение телевидения о том, что в 1991 году знаменитая по событиям 1989 года Межрегиональная депутатская группа союзного Съезда рекомендовала кандидатуру Собчака в президенты РСФСР. Анатолия Собчака, а не Бориса Ельцина. В свое время я работал в тесном контакте с Межрегиональной депутатской группой, руководили которой народные депутаты СССР Сахаров, Пальм, Ельцин, Афанасьев, Попов. Анатолий Александрович Собчак был в этой группе как-то особняком. И именно он в период Второго Съезда выступил против решения лидеров группы об открытом переходе в оппозицию, чем вызвал раскол группы. Соответственно, к 1991 году Межрегиональная депутатская группа уже не могла играть столь значительную роль. Тем более, когда речь шла о делах России. Российская Федерация к этому времени уже приняла Декларацию о государственном суверенитете. Она имела свой независимый от Союза и союзной власти парламент, свое правительство и своего главу государства, в лице председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина. Он и был единственным реальным претендентом на пост Президента РСФСР, поскольку пользовался в то время необыкновенной популярностью у избирателей. И вряд ли руководство МДГ этого не знало или не понимало.

Дело, однако, не в этих примерах. Я надеюсь, они связаны не со стремлением исказить историю, а лишь с особым желанием выразить уважение к памяти Анатолия Собчака в годовщину его кончины. Анатолий Собчак был действительно одной из весьма заметных фигур политической истории 80-90-х годов, мир праху его. Ну, что ж, «Александр Македонский был великий человек, - говаривал персонаж Николая Васильевича Гоголя, - но зачем же стулья ломать?». Да, Анатолий Александрович был в своем роде тоже великий человек. Но зачем же телевидению ломать стулья истории?
Итак, можно ли переписать историю? Да, можно, если уговорить себя и зрителя, что такого явления как факты вообще не существует. И история это не то, что она сама написала, а то, что мы хотим в ней как дети увидеть или услышать. Сказка, сюжеты которой можно повернуть как угодно. Или, говоря по-научному – миф. Мифы, однако, вещь столь же реальная, как и сама история, как традиции, как вера, как идеология. Мифы правят людьми больше, чем законы. И когда мощным телевизионным потоком в сознание человека одновременно внедряется несколько взаимопротивоположных мифов, какого цельного поведения можно ждать от зрителя, который есть большинство народа России?

Была в свое время хорошая практика. Талантливые критики, как например Ирина Петровская, еженедельно публиковали острые обзоры телевидения. Это была некая форма публичного контроля, который побуждал телевидение быть более требовательным к себе, а зрителя лучше разбираться в том, что показывает телевидение. Увы, с ослаблением роли печати, ушел в тень и этот контроль Что ж, я не стану взамен предлагать цензуру. Но как бывший законодатель я внес бы законопроект, который обязывал бы средства массовой информации в законом установленном порядке, предоставлять на своих экранах и страницах слово критикам и оппонентам программ и передач. Так же, как это в свое время делалось в отношении альтернативных кандидатов на выборах. Тогда, быть может, мы увидим, как история пишет себя сама.

Оригинал статьи опубликован в газете "Время новостей"


Рецензии
Да, все точно подмечено. Представьте, как в такой идеологической кутерьме чувствует себя молодой гражданин. Какое представление об истории своей родины он имеет, если одни комментируют факты так, а другие - прямо противоположно? Кому он должен верить?
Когда-то давно я видела фильм Куросавы "Рассемон". Своим детским умом я поняла его как философскую притчу о том, что истина непостижима. В начале фильма зритель видит некое событие, затем несколько очевидцев этого события рассказывают о нем на суде. Их показания настолько различны! Потому что каджый увидел события сквозь призму своего восприятия, своего менталитета. Иначе - сколько людей, столько мнений. И на историю в том числе.
Я пишу историю своего рода. Одну главу Вы прочли. Не знаю, что Вы подумали. Это, конечно, не истроический роман, но и не документальная хроника. Это мое личное вИдение истории, мое личное понимание ее. Так и у каждого человека. К единому мнению всех не сгонишь.
Поэтому, с моей т.зр., наука статистика есть (даты, место событий, количество участников и т.п.), а наука история, дающая ОЦЕНКУ произошедшим событиям, - быть не может. И не стоит заниматься тем, чего не существует, и сожалеть о невозможном.
С уважением Ирина Ивенс

Сестры Ивенс   07.05.2012 13:46     Заявить о нарушении
Ну, во-первых, спасибо за отлик, Ирина. Это всегда ценно. Судя по Вашему творчеству, с которым я пока озакомился лишь вкратце, Вы озабочены темой истины, истоической истины, личной истины, сверхистины.
Я , пожвлуй, отношусь к "истине" боле приземленно. И в своей статье пытался выступить прежде всего против искажения конкретных фактов. Иначе говоря, не столько за "истину" в высоком историко-философском смысле, сколько просто за элементарную субъективную честность против элементарной же субъективной лжи. Одновременно - против бездумного и безответственного телевидения.

Существуют древние максимы: истина рождается в споре, истина познается в сравнении... Все это говорит об относительности истины. И я причисляю себя к философским и историческим релятивистам.Но относительность истины не повод для ее сознательного искажения. И отсюда - к Вашей постановке вопроса: стоит ли заниматься историей? Соответственно, как и кому?
Серьезный вопрос. Кто только не занимается историей и не делает из своих занятий далеко идущих выводов. Журналисты, отставные военные, писатели (в том числе доморощенные) и огромная масса обывателей. В большинстве своем это "вторичные" "историки", повторяющие сплетни, слухи, "откровения" массового телевидения. В лучшем случае те, кто прочел пару-другую "исторических книг", мемуаров, памфлетов. В том числе и архивных публикаций, включая статистику, о которой Бисмарк сказал когда-то: "Есть ложь, а есть статистика".

Вот против такой истории грех не высказаться,хотя и эффект подобных высказываний в обществе, где нет культуры диалога, невелик. Тем не именее обывательский релятивизм отличается от серьезного публицистического и от академического. Сколько-нибудь серьезная история советского времени, например,на мой взгляд еще не написана. Тем более - история горбачевско-ельцинского поворота этой истории. Зато налицо масса написанной на "колбасном", "охотнорядском" уровне грязи и домыслов, отчасти добровольных, отчасти сильно поощряемых властью. Так почему же отказываться от собственных свидетельских показаний?
Вы правильно упомянули то, что известно каждому юристу. Десяток совершенно честных очевидцев события могут дать в суде совершенно противоположные о нем показания. Но на то и суд, чтобы с помощью определенных, опытом и наукой выработанных процедур привести эти противоречия к чему-то единому. Примерно так же, как в естественных и точных науках, где тоже НЕТ абсолютных истин, но есть процедуры эксперимента, опыта, исследования, дискуссии.

Вывод: я бы не стал отказываться от истории, но стал бы стремиться к воссозданию культуры субъективно честного исторического диалога.
Вы же, дорогая Ирина, насколько я понял, среди прочего хотите воссоздать историю фирмы "Опель", до сих пор борющейся за сохранения заводов в Руссельхайме. Мне остается только пожелать Вам в этом деле творческого успеха. Пишете ли Вы также по-немецки?


Леонид Волков -Лео Лево   07.05.2012 16:00   Заявить о нарушении
Уважаемый Леонид! Большое спасибо за Ваше внимание. Ваша статья "Пусть история пишет себя сама" произвела на меня огромное впечатление. Со всеми высказанными Вами мыслями я абслоютно согласна. Больше того, Ваше мнение для меня - есть академический вариант (т.е. беспрекословный, не подлежащий сомнению). Больше того, Вы задели меня "за живое", потому что бросили камень в ту реку, в русле которой постоянно текут мои мысли.

В детстве я принципиально не хотела изучать немецкий язык (о чем впоследствии неоднократно сожалела), затем также принципиально не хотела изучать историю (на это тоже были причины). Но история сама меня нашла.

Простите, Леонид, мою оплошность. Я заметила Вас в читателях, но пока писала Вам, забыла, что Вы читали "Выстраданное решение", а не мой исторический роман "Опавшие листья". Меня "переклинило", и я полагала, что лишь он может привлечь внимание такого серьезного читателя, как Вы. Теперь Вы на этот роман вышли.

И я хочу Вам сказать: нет, это не история Опеля, это история моей семьи. Вот я и подошла к слову "история". История нашего рода есть: факты, документы, имена, фотографии, память, рассказы "из уст в уста"... Но как избирательна наша память. Например, известен случай посещения дома моего прадеда российским императором Николаем II. Но каким увидели государя мои предки, память не сохранила, а оплошность тетушки во время царского визита жива в памяти и по сей день. Что же получается? А как раз то, о чем Вы писали:

((...история это не то, что она сама написала, а то, что мы хотим в ней как дети увидеть или услышать. Сказка, сюжеты которой можно повернуть как угодно. Или, говоря по-научному – миф. Мифы, однако, вещь столь же реальная, как и сама история, как традиции, как вера, как идеология. Мифы правят людьми больше, чем законы.))

Из таких мифов и складывается мой роман "Опавшие листья". Некоторые критикуют меня за отсутствие жанра, за "лоскутность" повествования, за вкрапление в художественное произведение научных сведений. А это - мой литературный прием, а именно: комментирование семейных мифов историческими справками.

(( Была в свое время хорошая практика. Талантливые критики, как например Ирина Петровская, еженедельно публиковали острые обзоры телевидения. Это была некая форма публичного контроля, который побуждал телевидение быть более требовательным к себе, а зрителя лучше разбираться в том, что показывает телевидение. Увы, с ослаблением роли печати, ушел в тень и этот контроль Что ж, я не стану взамен предлагать цензуру. Но как бывший законодатель я внес бы законопроект, который обязывал бы средства массовой информации в законом установленном порядке, предоставлять на своих экранах и страницах слово критикам и оппонентам программ и передач. Тогда, быть может, мы увидим, как история пишет себя сама.)) Увы! Сегодня такое право есть, а критиков - нет.
А с Вашей точки зрения, имеет ли место такое мое произведение быть или это просто глупость?
С ув. Ирина

Сестры Ивенс   08.05.2012 15:13   Заявить о нарушении
Дорогая Сестра Ивенс (позвольте так к Вам обратиться). Ваши мысли и Ваш вопрос требую развернутого ответа, что я и сделаю, только чуть позже. Но сразу скажу - я ни в коем случае не надену на себя плащав, фуфайки или лысины гуру, каким вовсе себя не вижу. А поразмылить кой о чем вместе с вами хотел бы. Но попозже.

Леонид Волков -Лео Лево   08.05.2012 22:15   Заявить о нарушении
С благодарностью жду... просто Ирина

Сестры Ивенс   09.05.2012 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.