Культурно-социальный и идейно-нравственный аспекты

Культурно-социальный  и идейно-нравственный аспекты бытия в современном обществе.  Энергоинформационный подход.


Культурно-социальный аспект бытия.


Культуру с позиции энергоинформационного подхода - следует  рассматривать как общую энергоинформационную оболочку, своего рода матрицу, внутри которой развивается сознание индивидуума, либо социума. Это тонкоматериальный материнский организм, в котором вызревает та или иная душевно-духовная субстанция (индивидуум, либо социум).

 То, что рассматривается как понятие культуры в естественно научной социологии – суть ее физическое материальное проявление, т.е. лишь конечная реализация в физическом мире  энергоинформационных инициаций его культурного тонкоматериального энергоинформационного организма.
 

Одним из важнейших компонентов этого организма является знание, как совокупность накопленной в результате жизненного опыта информации об окружающей индивидуум либо социум реальности.

Знание так же следует рассматривать как важнейший аспект культуры. Степень оснащенности и владения знанием является одним из основных критериев культурного развития социума. Его уровень напрямую зависит от того, какими знаниями обладают отдельные индивидуумы и социум в целом. Это определяет состояние его (социума) совокупного сознания.


В настоящее время человеческое сообщество владеет тремя основными видами знаний.

Во-первых - это эзотерическое знание.

Это скрытое от широкой общественности и народных масс вообще, знание посвященных или оккультное знание. Его носителями служат некоторые посвященные иерархи церкви (о таком их качестве остальные священнослужители могут даже и не подозревать), а также адепты эзотеризма и оккультизма.

 В качестве последних, выступают некоторые индивидуумы, достигшие высших рангов посвящения (в том числе и вне официально известных церковных организаций) в особых религиозных и религиозно философских школах, развивающих  традиции целенаправленного духовного самосовершенствования.

Говоря об эзотеризме и оккультизме, как научно-религиозных системах познания окружающей реальности, необходимо иметь в виду, что в общественном мнении имеет место поверхностный, предвзятый, тенденциозный взгляд на эти системы, сформированный  не компетентными людьми.

Они (эти не компетентные люди), не имея, как правило, ни какого отношения к конкретной теоретической и тем более практической деятельности в оккультных системах, высказывают, тем не менее, свое мнение об эзотеризме и оккультизме в средствах массовой информации, или в проповедях с официальных амвонов различных религиозных конфессий. Это мнение бывает всегда отрицательно ориентированным.

Во-вторых – это религиозное и религиозно-философское знание.
 
Его носителями являются все остальные (не владеющие эзотерическим оккультным знанием). Это служители церкви, и простые верующие люди, в большей или меньшей степени знакомые с практической стороной религиозной жизни и теоретическими основами религиозного учения в той форме, как оно преподносится верующим теми или иными религиозными конфессиями (в форме веры, мифологии и ритуала)


В третьих - это современное научное знание.

 Носителями этого знания являются как научные деятели различных рангов и уровней, так и многочисленные специалисты самых различных областей производства, сферы обслуживания, искусства и просто обыкновенные грамотные люди. Фактически, научным знанием, хотя бы в его наиболее доступных формах, сейчас владеет практически все взрослое население, поскольку всеобщая грамотность  стала  реальностью нашего времени.
 

При этом надо иметь в виду, что все эти типы знаний (в том числе и бывшие до поры скрытыми, эзотерические оккультные знания), благодаря современным средствам обмена информацией  стали общедоступными и активно диффузируют (проникают одни в другие). Все эти знания являются отдельными составляющими Единой Божественной Истины, но в различных ее аспектах, будучи отражением различных  граней Единой Мировой Реальности, воспринятые под разными углами зрения.

Все они  в равной степени необходимы людям и дополняют друг друга, хотя, в сущности, представляют собой не более чем в большей или меньшей степени  искаженные  в "кривых зеркалах" нашего не совершенного восприятия,  образы действительности.

 Наряду с таковыми образами людьми могут формироваться и их умозрительные модели, созданные нашим воображением. На современном уровне развития сознания подавляющего большинства живущих в реальной проявленной жизни людей, только через эти конкретные образы и модели  человеческое сообщество способно постигать Мировую Реальность. В связи с этим знание, как таковое, в любых известных его формах, совершенно необходимо.

На базе перечисленных типов знаний строятся и развиваются соответствующие им  идеологические построения. Они представляют собой различные мировоззренческие установки людей, те умозрительные модели действительности, через которые они преламливают в своем сознании воспринимаемую ими повседневную реальность бытия и осознают ее, накапливая опыт осознанного присутствия в этой жизни.

 В качестве основных, базовых идеологических установок можно выделить следующие:

• Высшая эзотерическая идеология общевселенской и общечеловеческой Справедливости «Посвященных»;

• Религиозная идеология церкви в различных интерпретациях, в зависимости от конфессиональной принадлежности;
 
• научная  идеология современной естественнонаучной традиции познания.

Подобно тому, как из трех базовых цветов, в результате их взаимодействия образуется весь спектр  оттенков и цветов воспринимаемого нами  мира, эти три базовые идеологии создают все многообразие мозаики  человеческого мировоззрения.

 Его диапазон простирается от крупных философских мировоззренческих систем, например "Учение Живой Этики", "Христианского Учения",  "Учения Буддизма", "Учения Веданты" и др., ряда научных теорий - "Теории вероятности Эйнштейна", "Теории Большого Взрыва",  квантовых Теорий  "большого объединения, электро и хромо динамики, калибровочных симметрий" и др., до простых житейских взглядов и повседневных поведенческих реакций людей.

Сегодня мы наблюдаем, ряд специфических для нашего времени тенденций.
Это тенденция свободного излияния знаний в различных формах их материализованного вида.

Людям открыто предлагается всевозможная, на любой интерес и вкус книжная продукция, видеофильмы, источники на аудио  носителях;  знания передаются на вербальном уровне его материализации (речевым способом) через теле и радио каналы и в процессе работы многочисленных религиозных и научно-просветительных организаций и неофициальных, не санкционированных государством групп.

Широкая доступность практически любого  знания стала неоспоримым фактом нашей действительности, уйти от которого уже не возможно. Однако надо иметь в виду, что такая демократизация процесса получения знания людьми наряду со своей положительной стороной - предоставлением открытых равных возможностей, автоматически запускает  в совокупном  сознании человеческого сообщества и ряд специфических, негативных процессов.


Эти процессы обусловлены бессистемным накоплением и смешиванием, зачастую "не резонансных" и даже "противофазных" знаний. Такая ситуация вызывает в сознании людей, вместо ожидаемой гармонии, нежелательные "оберации" (искажения), слишком мощные, разрушающие личность "фазовые всплески", либо взаимоуничтожающие, приводящие к опустошенности сознания, "противофазовые столкновения" различных знаний и идей.
 

В настоящее время этому способствует и еще одна, явно негативная тенденция. Это стремление различных групп, религиозного, научного, либо общественно-политического характеров, объявлять свои мировоззренческие системы единственно верными, придавать им статус "истины в последней инстанции".

 В то же время все остальные идеологические системы объявляются, в лучшем случае не состоятельными, в худшем вредными, опасными, разрушающими общество и сознание людей, подлежащими запрету.

 В среде межрелигиозного общения "принято" свою систему объявлять истинно-верной, Богоугодной, все же остальные, в лучшем случае, блуждающими во тьме неверия, не освященными Божьей Благодатью, в худшем - сатанинскими, Богоненавистническими и Богоборствующими.

 Ярлык сатанинства здесь принято навешивать  всем,  философским, религиозно-философским, просто Богоискательским и религиозно-мистическим направлениям  духовного самосовершенствования,  не включенным в свою, догматическую «единственно верную» религиозную теорию и практику. 

Под воздействием такого тотального психоидеологического прессинга у человека, только еще вступающего на путь духовного искательства, может создаться впечатление, что мир наполнен одними только противоречиями, что все существующие мировоззренческие системы в равной степени лживы и в этом отношении практически не отличаются друг от друга.

 Вследствие такого восприятия действительности складывается мнение, что и все ценностные, морально-этические установки, предлагаемые этими системами, в равной степени надуманы и не имеют к реальной жизни ни какого отношения.

Такая психологическая реакция будет вполне естественной и наиболее вероятной, хотя, конечно, не вполне оправданной. 

Человек, не искушенный в тонкостях идеологического осмысления окружающей реальности будет считывать идеологическую сторону жизни  "с чистого листа", подобно тому, как это делает малое дитя, по отношению к  жизни вообще.   Для такого человека все существующие идеологические системы, в принципе равнозначны, его ориентация пока еще не окрашена оттенками какой либо предвзятости, и он оценивает все мировоззренческие системы, с которыми сталкивается, как бы со стороны.


  Не надо быть провидцем, чтобы предположить, что вырастет из ребенка, если он с раннего детства будет свидетелем постоянных распрей, взаимных обвинений, борьбы за лидерство и выяснения, в связи с этим, отношений  между родителями. Его уделом будет психологическая неопределенность и, как следствие, социально-психологический нигилизм (жесткое неприятие, вплоть до воинствующего отвержения, устоявшихся стереотипов общественного мышления и поведения) и нравственная опустошенность.

 Подобно тому  люди ищущие, но еще не определившиеся в своем идеологическом отношении к жизни, сталкиваясь вплотную с современной информационной и социальной ситуацией, подвергаются очень серьезной опасности. Они могут не только не найти новой, системы взглядов, но и потерять свою, пусть пока еще слабую, расплывчатую, не оформившуюся, но все же имеющую место  мировоззренческую позицию.


Люди такого типа рискуют при этом пополнить ряды идеологических скопцов, т.е. тех, кто утратили свое собственное суждение об устройстве окружающего их мира и происходящих в нем процессах.

 В виду таковой психомировоззренческой метаморфозы эти люди,  теряют способность противостоять тотальному психологическому и идеологическому прессингу. Главным образом это происходит ввиду того, что они утратили, какие бы то ни было психологические и идеологические ориентиры, потеряли свой внутренний мировоззренческий стержень.


Все эти процессы, очевидцами которых мы сейчас являемся в нашем обществе, в конечном итоге приводят к постепенному идеологическому анархизму.

 Для этого состояния общественной жизни характерны такие негативные последствия как девальвация (обесценивание) духовных ценностей, стирание граней между понятиями добра и зла, деструктуризация сложившихся традиционных форм идеологического осмысления окружающей действительности и как следствие -  распространение идеологического хаоса, которому сопутствует накопление в совокупном сознании человеческого сообщества мощного потенциала идеологической энтропии.


Все это приводит к формированию в сознании многих людей, и особенно молодежи, идеологического нигилизма.

Для этого состояния социального сознания, характерны формы воинствующего не приятия каких бы то ни было морально-этических ограничений (разумеется, в крайностях своего проявления), отрицания "все и вся", культивирования в себе психологического состояния "постоянной внутренней агрессии" (зачастую переходящей во внешнюю), абсолютного неуважения к окружающим, включая близких родственников, игнорирования общества и государства с его традициями, стереотипами общественного мышления и законами.

Такой тип людей создает в обществе мощный слой потенциально-криминального, озлобленного, не предсказуемо-взрывоопасного человеческого материала. Этот слой становится благодатной питающей средой для произрастания преступности и формирования самого различного толка криминально-экстремистских, антиобщественных и воинствующе антирелигиозных, (в том числе и сатанинских) группировок.

Дело в том, что люди такого типа сильно подвержены целенаправленному психологическому воздействию, легко внушаемы, это, по существу, психически не здоровые люди, они как раз и олицетворяют болезненное психическое состояние самого Планетарного Земного Организма и человеческого сообщества в целом.

 Таким образом, все население земли (в равной мере и любую его социально-организованную часть, будь то коллектив, партия, общественно-политическое движение, наконец,  государство), можно условно разделить на следующие крупные группы:


Во-первых, это люди, вполне определившиеся в своих взглядах, социально и идеологически ориентированные.

 Они если точно и не знают, то, по крайней мере, догадываются, интуитивно постигают, для чего живут на этой земле и чего хотят от жизни для себя и других людей.

Они имеют внутреннюю шкалу Духовных ценностей, морально-этически и нравственно четко ориентированы, идеологически достаточно прочно закреплены, имеют надежно сформированный мировоззренческий стержень.

 Эти люди, как правило, находятся на пути активного интеллектуального и духовного самосовершенствования. Они оказывают постоянное воздействие на себя и на окружающих, образно говоря, занимают активную жизненную позицию.

 Это идейно выдержанные и психологически зрелые представители науки, искусства, религиозные и общественные деятели и, конечно же "посвященные" различных уровней и степеней, которые могут находиться и работать в среде всех перечисленных групп, не выдавая своего "статуса посвящения".

  Эта группа людей имеет достаточно устойчивые взгляды, она составляет как бы идеологическую основу общества, как бы цементирует его. Их трудно «вот так просто» переубедить, тем более заставить кардинально изменить свои взгляды, скорее они сами будут (и не без успеха) переубеждать других


Во-вторых - это ищущие, т.е. стремящиеся к постижению истины люди.

Они еще не вполне нашли себя в жизни, но стремятся к истине, задают вопросы, пытаются найти на них ответы, часто и по долгу блуждают в идеологических хитросплетениях жизни. Они легко поддаются внушению, достаточно податливы в идеологическом отношении.

Люди данной категории очень часто становятся легкой добычей для различных асоциальных, группировок. Имеется в виду наличие различных искушенных в вопросах идеологической обработки, общественно политических жестко тоталитарных и других, подобные им экстремистских группировок.

 Как правило, это молодые люди - учащиеся, рабочая молодежь, но не редко и люди в возрасте, хотя и приобретшие богатый жизненный опыт, но к искательству истины только еще приступившие.


В третьих - это люди, образно говоря, плывущие по течению жизни.

Они могут обо всем иметь понятие, но не свое собственное, а то, которое навязано им стереотипами общественного мышления, они в абсолютной степени "такие как все". Это, как правило, примитивно мыслящие, не желающие  "пальца о палец ударить" для улучшения окружающей ситуации люди. Они живут "одним днем", если и желают лучшей жизни, то только так, чтобы это улучшение было преподнесено им как должное, не важно кем, лидером государства, партии и правительства, или соседом по квартире.


Они вечно не довольны, однако во всех бедах видят и обвиняют кого угодно, кроме себя.

Это обыватели, инфантильный слой общества, его балласт. На этих людей не сложно воздействовать с помощью средств массовой агитации, манипулировать их общественно-политическим сознанием. Они как флюгер на идейно-политическом ветру. Как правило, в крупных социумах их большинство.


Наконец, в четвертых - это асоциальный слой разлагающихся, явно деградирующих людей.

Это алкоголики и наркоманы, а так же  проявляющие идеологический и социальный нигилизм, "потерявшиеся" либо отчаявшиеся люди. Они, как уже было отмечено, составляют питательный слой для криминальных и экстремистских группировок, так же легко внушаемы, и успешно могут быть подвергнуты целенаправленной идеологической обработке, вплоть до "зомбирования" (полного подчинения их личности чужой воле).


Не сложно сделать вывод, что в наше время наибольшее количество населения любой страны, (а, следовательно, и в целом земли) остается пока еще, в идеологическом отношении, не прочным, "сырым" материалом.

Это огромная социальная группа, которая легко может быть подвергнута целенаправленной идеологической обработке, имеющая тенденцию без труда менять свои взгляды и убеждения, в зависимости от внешних факторов воздействия на их психику. Особенно опасную ситуацию это создает в условиях нестабильной общественно-политической обстановки в том или ином социуме и может привести к его активной деградации.

 Эта ситуация находится в прямой зависимости от духовного, морально-этического, нравственного состояния общества. Она остро ставит перед каждым социумом и мировым человеческим сообществом в целом проблему сохранения и постоянного повышения своего нравственного уровня, развития его духовности проблему напрямую связанную с  его выживанием.

 В результате такого подхода и проведенной научно-просветительной и религиозно-воспитательной работы можно ожидать начало и развитие существенных изменений в количественном соотношении групп населения, составляющих различные уровни его общественного бытия.
 
В первую очередь можно прогнозировать  увеличение представителей первой группы - людей активной жизненной позиции за счет представителей второй группы - людей ищущих, сумевших определиться и найти направление своего духовного развития, через предложенную им единую синтетическую научно-религиозную концепцию.

При этом вторая группа населения в целом будет оставаться в количественном отношении относительно стабильной. Одновременно с ее  уменьшением, в результате оттока части идеологически определившихся индивидуумов в первую группу, можно ожидать ее одновременного увеличения, за счет вступления на путь активного духовного искательства представителей третьей группы населения - инфантильного слоя.

В последствии можно ожидать резкого уменьшения количества представителей второй и третьей групп в результате ускоренной трансформации второй группы в первую и резкого сокращения третьей, при, практически полном исчезновении четвертой группы - идеологических нигилистов.

Естественно, что в четвертой группе это произойдет не в результате насильственных действий, а через трансформацию сознания ее представителей на более высокие уровни бытия.

Все это в итоге, изменит качественное состояние общества, сделает его достаточно стабильным, не восприимчивым к негативным разлагающим тенденциям, разовьет в нем идеологический иммунитет к процессам нисхождения и деградации, заблокирует в  зачатке саму возможность тотального зомбирования основной массы населения.



 Идейно-нравственный аспект бытия.


Любой социальный организм,  с позиции общественного бытия, можно представить в виде совокупности многих уровней его состояния, характерной чертой которых будет  вполне определенное  развитие сознания представляющих эти уровни индивидуумов и объединяющих эти индивидуумы общественных групп.

Рассматривая эти специфические общественные образования с позиции их совокупной деятельности (зачастую не осознаваемой отдельными индивидуумами, представляющими данные группы), можно  с уверенностью говорить о совокупном общественном сознании этих групп.


Общественное бытие и общественное сознание с научно-материалистической позиции - это  две взаимосвязанные стороны жизни общества.
 Определяющим и первичным в обществе, согласно взглядов научной социологии, является общественное бытие, как экономическая материальная основа жизни людей. Это прежде всего производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства (производственные отношения).

Под общественным сознанием здесь понимается духовная, идеологическая жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие аспекты общественной жизни (формы общественного сознания).

В рамках общей зависимости от общественного бытия различные формы общественного сознания обладают известной относительной самостоятельностью, которая проявляется в преемственности его развития. Хотя общественное сознание и не определяет хода истории, оно не пассивно отражает общественное бытие, а активно воздействует на него.

Идеи, теории, которыми руководствуются в своей деятельности группы людей, классы, становятся материальной силой: эти идеи или ускоряют развитие общества, если они прогрессивные, или тормозят его, если они выражают интересы реакционных социальных слоев.
 

С эзотерической позиции  общественное бытие является производным от общественного сознания, а вернее оно – суть проявление, материализация последнего, а не наоборот, т.е. общественное сознание первично, а общественное бытие вторично.

Таким образом, общественное сознание рассматривается как некий самодостаточный фактор, по отношению к социуму, который проявляет Его Волю в виде общественного бытия.
 

Носители высоких уровней бытия в своем сознании более высокодуховны  (потенция духа в них реализована полнее и шире).

Учитывая тот факт, что высший уровень общественного бытия по сравнению с низшим всегда проявляется более совершенным, утонченным образом и всегда выше в нравственном отношении, вполне логичным будет связать в жизни общества понятия духовности с нравственными понятиями, касающимися общественной морали  и этики.
 

Духовность – это статус психического состояния индивидуума (социума) позволяющий проводить через него и претворять в жизнь на всех уровнях его реализации, включая физический, духовные законы жизни и программу (цели, план) Высшей Духовной управляющей и регулирующей Инстанции (Божественной Иерархии Сил Света).

Дух, в эзотерическом смысле – проявление Высшей энио-реальности (реальности энергоинформационного обмена в Мироздании) Бытия, Сама Божественная Реальность, энио-проявленная и энио-реализованная во всех сферах и плоскостях жизни, включая физическую реальность.

 Духовность, в эниологическом смысле, в связи с этим, – это такое качественное состояние личности и социума при котором наработаны, открыты и активно действуют каналы «тонкой» энергоинформационной связи с Высшей Духовной регулирующей и управляющей Инстанцией, что позволяет личности и социуму резонансно «звучать» в унисон «звучания» Высшей Духовной Иерархии.

Ценностная ориентация – это ориентация сознания отдельной личности, либо социума, в отношении выбора и распределения приоритетных (первостепенно-значимых) мировоззренческих жизненных установок, в принятой личностью шкале ценностей.

У каждого человека в процессе наработки опыта присутствия в мировой реальности (его бытия) и его взаимодействия с другими людьми и обществом, обучения и самообучения, а также интуитивного, религиозного и религиозно-философского постижения жизни, складывается и формулируется своя шкала ценностей.

Для разных людей приоритетными становятся разные ценности (хотя, конечно, приоритеты у разных людей могут и совпадать, особенно если они относятся к одним и тем же социальным группам – политическим, родовым, религиозным, партийным и т.п.).

Ценностная ориентация имеет ключевое значение в отношении нравственного морально-этического облика личности, либо социума.


Этика – 1. это система ценностной ориентации личности в социуме, его принципиальная позиция в отношении принятия на себя нравственных ограничений (свода правил, законов жизни социума и взаимоотношений индивидуумов в нем).

Этика не может быть неким универсальным, всеохватывающим, единым для всех людей и образованных ими групп психическим образованием.

 Она не может быть единой для всего человечества в целом, если только не вести речь о, безусловно-ключевых, общечеловеческих ценностях, всеми признанных нравственных нормах жизни, которым каждый индивидуум подчиняется даже  не зависимо от его желания или не желания, действующих на уровнях его подсознания и сверхсознания.

 В остальном этика распадается на конкретные этические образования. Она имеет смысл только в отношении конкретной общности.

 Быть этичным, значит быть ориентированным на правила жизни конкретного социума, в котором эти правила служат нормами поведения и взаимоотношений людей.

К примеру, можно говорить о духовности как этике духовной жизни, что предполагает принятие на себя духовных законов жизни и их выполнение.

 Однако духовная этика будет неминуемо вступать в конфликт с этикой природного выживания, поскольку последняя требует выполнения законов выживания – борьбы за жизнь (этика животных инстинктов выживания). Эта этика требует культивирования эгоизма и эгоцентризма, примата силы и жесткости по отношению к соплеменникам, особенно к членам других, конкурирующих сообществ.

В противоположность этому духовная этика требует культивирования альтруизма, примата групповых (общественных) ценностей, их главенства над ценностями личностными, подчинения личностного общественному, любви, терпимости и подчинения интересов внутренних (социума первичного – дочернего) интересам внешним – законам социума группового, материнского. Например, подчинение интересов пары муж-жена интересам общей семьи (рода) в которой они живут; подчинение коллектива (бригады, цеха) интересам производственного объединения (завода, фабрики); подчинение производственного объединения государству и подчинение государств законам и решениям Организации Объединенных Наций, когда эта организация действует в интересах всего человечества; наконец, подчинение логики земного человеческого бытия Единой Логики Жизни в общей семье Божьего Творения – Вселенском Космическом Организме.

 Можно рассматривать религиозную этику, для которой главным является принятие на веру идеи Бога-Творца и безусловного подчинения Закону Божьему, и антитезу религиозной этики – этику сатанизма, отрицающую все божественное, предписывающую сатанистам вести со всем божественным непримиримую борьбу.

 Рассматривая, например государственную этику, предполагающую законопочитание и законопослушание (вполне конкретные понятия для конкретных государств), можно противопоставить ей этику преступных сообществ, например воров, у которых есть свой воровской закон жизни и своя воровская этика, или бандитские группировки, у которых своя этика жизни – «жить по понятиям», т.е. по бандитским законам.


Очевидно, что и святой, соблюдающий законы Духа, и верующий, выполняющий религиозные предписания и законопослушный гражданин, и вор «в законе» и бандит, живущий «по понятиям» – все в равной степени высокоэтичны, однако этика у каждого своя.

 Какое же поведение следует считать неэтичным? Видимо такое, при котором ограничения закона (того или иного) личностью, хотя и принимаются, но в большей или меньшей степени нарушаются.

 Следовательно, неэтичность – это нарушение принятого на себя обязательства.

 Как же определить этический статус личности отвергающей любой закон  в принципе? Является ли такая ориентация личности анти-этичной или без этичной, либо это тоже этика, своего рода этика  беззакония?

В действительности личности без этичной ориентации быть не может, поскольку даже  отрицание любых законов - внешних по отношению к личности – это не более чем выпячивание наружу законов внутренних, по которым эта личность живет, может быть даже и, не подозревая об этом.

Такая квази-безэтичная ориентация личности, а, по сути  - этика ее личностного «Я», приводит личность к общественному нигилизму (противопоставлению себя обществу) и анархизму (поведению «без тормозов»), что всегда со стороны общественного бытия социума вызывает резкую отрицательную реакцию.

Таким образом, как видим, в социуме не существует абсолютно без этичной ориентации личности, и не бывает людей и социумов вне этики. Даже отшельник, уединившийся в пустыне и питающийся «чем бог пошлет», не может не соблюдать этику природы, вступая в постоянный компромисс с ее законами – иначе, он просто не выживет
 

Этика –2 (иное, альтернативное понимание).  Это система знаний (наука) о нравственных морально-этических и ценностных ориентациях общества и его членов, закономерностях взаимоотношений в обществе (социуме), в т.ч. и между отдельными индивидуумами, группами людей, личностью и обществом в целом.

Мораль -  это совокупность норм,  правил и принципов поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом.

В эниологическом приложении мораль – это совокупность гармоник жизненного энио-звучания личности, созвучно резонирующая энио-вибрациям главных социальных гармоник общественного бытия.

 Этика общественной жизни индивидуума, безусловно, предполагает его общественную мораль, т.е. соблюдение им норм и принципов взаимоотношений, принятых в данном обществе. Моральная ориентация строится по тем же принципам, что и этическая. В каждом  обществе нарабатывается и действует своя мораль.

 Обусловленность той или иной морали может носить как социальный, так и исторический характер. Например, мораль первобытнообщинного строя не отрицала возможности убийства соплеменника по чисто эгоистическим соображениям и предполагала, в случае необходимости даже употребления его в пищу.

Подобные  моральные принципы, как известно, сохранились в некоторых племенах до настоящего времени – это историческая обусловленность первобытной морали.

Однако всем прогрессивным человечеством такая мораль, безусловно, отвергается. Моральным сейчас у большинства стран и народов считается гуманное отношение не только к соплеменникам, но даже к врагам (закреплено в международных договорах о военных преступлениях). Гуманность проявляется и к преступникам (отмена смертной казни, улучшение условий содержания в тюрьмах).

Это примеры не только исторической (как следствие исторического эволюционирования общественного сознания социумов по направлению к Высшим Духовным морально-этическим ценностям), но и социальной моральной обусловленности (как вызревание в общественном сознании социумов понимания необходимости поиска компромиссов для удовлетворения запросов и потребностей всех его слоев, включая и те, которые пока еще склонны проявлять общественный нигилизм и анархизм).

Мораль как таковая т.о., не является чем-то совершенно определенным не зависимым и самодостаточно завершенным. Она всегда выступает в контексте общественных отношений, созвучна общественному бытию социума и имеет тенденции либо к развитию, т.е. отражению Духовного роста общества, либо деградации, как отражению без духовных античеловеческих тенденций общественного бытия.

 В связи с этим, вести речь о морали следует только в смысле частной морали, присущей конкретному обществу. Личностная мораль может быть как ориентированной на общественную мораль, так и не согласовываться с ней, быть более или, наоборот, менее развитой по сравнению с общественной моралью.

 В любом случае не согласованности личностной и общественной моралей, личность вступает в конфликт с обществом, если не явно, то скрыто – на сверх-физическом уровне их взаимоотношений.


Нравственность – это система факторов морально-этического регулирования личностью (социумом) своего психического состояния.

 Нравственность – категория однонаправленная, векторная, а также развивающаяся и расширяющаяся. Развитие и расширение нравственности соотносится с развитием и расширением сознания личности (социума). Вектор «движения» нравственности в ее развитии направлен в сторону Духовности.

 Развивающаяся личность развивает и нравственность, неуклонно повышая ее уровень, приближаясь к уровню Высших Духовных Достижений, все более раскрывая и расширяя потенции Духа, заложенные в ней Творцом.

 Однако личность, как  и нравственность ей сопутствующая, может не только «двигаться» вперед и духовно расти, но, при стечении определенных жизненных и личностных обстоятельств и своих ошибок, либо сознательного выбора, может так же повернуть вспять, потерять достигнутые духовные уровни, следовать в сторону изначального первобытного реликтового состояния сознания и нравственности, т.е. деградировать.

Индикатором состояния нравственности выступает совесть.

Внутренний голос совести, в зависимости от нравственного уровня личности может быть очень сильным и значимым, вплоть до определяющего в выборе и принятии жизненно важных решений. Это признак развитой личности.

 Голос совести может быть слабым и очень слабым. Он может только робко напоминать о себе – тогда это признак слабой, едва начинающей развиваться, либо уже сильно деградировавшей нравственности.

 Если же совесть молчит, значит, нравственность в упадке, личность в таком состоянии морально-этического регулирования склонна, как правило, к антиобщественным проявлениям – нигилизму и анархизму.

Уровень нравственности может быть определен в соотнесении его с критериями нравственности, которые проявляются в личности как качества ее характера, поведения, состояния психики. Высшим в ряду критериев уровня развития нравственности выступает Духовность.

Другими критериями нравственности могут служить такие психические состояния, отслеживаемые в личности, как ее стремление к добротолюбию, альтруизму, любовь и самопожертвование, правдивость, способность личности сопереживать и сострадать, ее терпимость к несвойственным ей жизненным проявлениям  и терпение, как способность оправданного ожидания и вместе с тем – активная жизненная позиция, предполагающая духовно-ориентированную созидающую творческую деятельность личности. Все это – суть высокие проявления нравственности в человеке.
 

Такие качества личности как эгоизм, самолюбование, отсутствие скромности и критической самооценки, изощренный критицизм по отношению к другим людям, амбициозность, раздражение и озлобленность, стремление видеть и винить в своих неудачах кого угодно, только не себя, гипертрофированная любовь к наслаждениям, особенно телесным и стремление достигать их любыми способами, лень, жадность, стяжательство, нечестность, изощренная хитрость, стремление к разрушающим действиям, жесткое подчинению людей своей личной воле и подавлению их личностных качеств – свидетельства низкого уровня нравственности, вплоть до ее полного падения.


Люди с падшей нравственностью (не следует путать с теми людьми, которые не успели пока ее развить достаточно высоко, но проявляют тенденции к правильному движению) закрывают себя от Духовной регулирующей и управляющей Инстанции, становятся бездуховными, утрачивая «Высшее Водительство».

 Им дается возможность двигаться по жизни сугубо по своему усмотрению, поскольку в выборе безнравственного образа жизни проявляется их личная воля. Однако это «путь слепца в горах», который, как правило, заканчивается плачевно.

 Тем не менее, личности, потерявшие нравственность могут быть психически очень сильными, поскольку нравственность и сила личности – вещи не адекватные и не обязательно зависимые друг от друга. Такие люди в жизни могут преуспевать.

 Полагая, что   экономические и политические успехи - это следствие их собственных жизненных достижений, они, зачастую, даже не подозревают, что обязаны этим успехам новому поводырю – «князю   мира сего – сатане», т.е. той иерархии «сил тьмы», которая олицетворяет инволюцию в широком смысле этого понятия. Они становятся ведомыми этими силами и олицетворяющими их тонкоматериальными сущностями.

 Эти «бестелесные» сущности, в простонародии и некоторых церковных учениях называемые бесами, пока еще царствуют в физических и наиболее «плотных» сверхфизических сферах бытия, благодаря чему способны обеспечивать водимым ими бездуховным безнравственным личностям, по сути слугам и проводникам их воли, все земные блага. Однако, в Духовном смысле, такое водительство, в конце концов, ведет личность к пропасти, эволюционному краху (они исключаются из человеческой волны эволюции).

Особенно ярко нравственность проявляет себя в ситуациях, требующих разрешения жизненных проблем, неминуемо возникающих у каждой личности и в каждом социуме. Это связано с «бинарным» (противоречиво-двойственным) характером жизни, проявленной на физическом и наиболее плотных сверхфизических уровнях бытия.

Такими бинарно-противопоставляемыми являются проблемы Духа и Материи, жизни и смерти, добра и зла, войны и мира, власти и подчинения, богатства и бедности, труда и капитала, господства и рабства (в т.ч. и психологического), созидания и разрушения и многие другие. Пафос отношения к подобным проблемам и характер действий, направленных на их разрешение для личности нравственной и безнравственной, будут абсолютно различными.

Личность безнравственная, как правило, выбирает конфликтный путь, сталкивая противоположности «бинера» и вызывая аннигиляцию, т.е. в конечном счете, их разрушение. Это ведет к дестабилизации общественного бытия и самой личности. Даже если личность и не желает явного разрушения устоев общественной жизни, она, вследствие своей безнравственности, не может занять созидательную позицию и противостоять столкновению противоположных начал бинарной ситуации.

 Таким образом, безнравственность всегда разрушительна, она деструктирует жизнь и разделяет ее субъектов «сверху донизу», низвергая их в хаос и вводя в жизнененавистничество сатанизма.


Для личности нравственной, разрешение бинарных ситуаций – это поиск приемлемых компромиссов, наработка «тернеров» – комплекса решений и связанных с ними действий, создающих некую новую, уравновешивающую жизненную ситуацию.

Эта ситуация будет вырабатываться в результате творческого подхода личности к разрешению бинарной ситуации. Пафосом действий будет поиск новых подходов, созидание новых условий, в которых будут синтетически соединены характерные особенности обоих противоположностей «бинера» и рожден «тернер».


 Таким образом, нравственность всегда созидательна, она развивает структуры жизни, объединяет и возносит ее субъектов к Духовным Уровням Бытия.

В реальной жизни, высоконравственные проявления морали и этики в поступках людей могут в достаточной степени говорить о высоком уровне их духовности, то есть большей продвинутости по пути к высшим достижениям, тогда как проявления безнравственно-низкой морали и этики будут безошибочно свидетельствовать о низкой духовности своих носителей, об их малой продвинутости по эволюционному пути.

 Необходимо, конечно научиться отличать моральное от аморального, этичное от неэтичного, "тонкое от грубого". Это не составляет такой уже большой сложности, поскольку для каждого уровня общественного бытия эти понятия совершенно четко определены традициями, культурой и даже повседневно-обыденными проявлениями жизненного уклада, да и внутренний голос совести поможет в выборе правильных решений.


В связи с этим, вполне верным было бы  полагать, что высоко моральные, этичные и утонченные проявления сознания отдельных индивидуумов - по сути, признаки их роста и высших достижений. Низко моральные, не этичные поступки - признаки либо изначально низкого уровня развития индивидуальности, либо (если они не только повторяются в том же качестве, но еще и усугубляются) свидетельство ее упадка, скатывания вниз, то есть деградации.
 


Возвращаясь к проблеме нравственности в обществе, можно, в итоге,  с уверенностью говорить, что если в социуме проявляются и нарастают антигуманные, аморальные явления (особенно в жизни его руководящего и религиозно-конфессионального - церковного слоя), то этот социум болен  деградацией. Если эти негативные явления в жизни социума становятся общепризнанной нормой, то социум явно деградирует.

 В связи с этим необходимо четко уяснить и принять во внимание следующие позиции:

1. Препятствовать процессам деградации способен каждый здравомыслящий, духовно ориентированный индивидуум, противопоставляя негативным тенденциям свою духовную позицию, высоко моральные, этичные поступки, контрастируя своим поведением с аморальным фоном повседневного разрушающего нисхождения, вливая в больное совокупное общественное сознание свежие, целительные потоки своей духовно-нравственной убежденности.

В этом случае как никогда актуален тезис,  "и один в поле воин", хотя групповые психические воздействия (соборная молитва, различные общественно-политические акции) конечно более эффективны.


Особенно важно воздействовать всеми доступными средствами на сознание  представителей инфантильного слоя, хотя это и наиболее трудная, не благодарная работа. Воздействовать же на явно и активно деградирующих индивидуумов в таких условиях, видимо не целесообразно, ввиду того, что это потребует отвлечения слишком больших жизненных и психических сил, при крайне сомнительной перспективе достичь  положительного результата. Энергия может быть неоправданно растрачена впустую.
 
 
2. Современной технологической цивилизацией на земле созданы глобальные энергоинформационные и транспортные коммуникации (спутниковое телевидение, радио и телеграфная связь, мировые компьютерные сети, скоростные межконтинентальные водные, железнодорожные и авиалинии). В связи с этим возникает уникальная в жизни человеческого сообщества возможность тотального воздействия на сознание подавляющего большинства людей и успешного формирования глобальных как гуманных, Духовно-нравственных, так и антигуманных, бездуховных, безнравственных мировоззренческих и поведенческих стереотипов.


Не сложно догадаться, к каким катастрофическим последствиям для человеческого сообщества и планеты в целом может привести эта возможность, если ее реализация окажется во власти какой либо амбициозной своекорыстной бездуховной, безнравственной группировки, поставившей своей целью достижение локального, отдельно-государственного либо мирового господства, не важно, явного или скрытого, в форме государственного, партийно-политического, экономического или религиозного устройства.

 В любом случае это привело бы к формированию новой "сверх кратии", то есть по существу - такой сверх тирании, какой человечество еще не видывало.

Реально противостоять этому смогут только высоко-моральные люди активной жизненной позиции. Только они смогут оставаться верными своим взглядам и убеждениям в условиях массированной идеологической обработки населения  и даже в результате попыток прямого насильственного идеологического давления.

В условиях реальной угрозы возникновения и развития такой идеологической агрессии с особой остротой встает вопрос о необходимости трансформации сознания людей на значительно более высокие Духовные уровни, в результате его расширения

Такого качественного изменения совокупного сознания человечества можно достигнуть лишь в результате целенаправленной работы по систематизации имеющихся знаний, широкой разъяснительной научно-просветительной и духовной религиозно-воспитательной деятельности. Эта работа должна строится и проводится на базе единой синтетической научно-религиозной концепции, исключающей существующие ныне научно-религиозные и межконфессиональные противоречия.

 Однако, хотя фактически некоторые варианты такой концепции и существует, официально они пока еще ни кем не рассматривались и тем более не принимались. Эта работа на уровне мирового сообщества может быть реализована в эниологии, и только как результат наиболее полного слияния и глубокого всестороннего взаимообогощающего синтеза научного и религиозного знаний.
 

Для преодоления негативных тенденций  необходима, в первую очередь, консолидация всего человеческого сообщества, на принципах отказа от претензий на лидерство национальное, социальное либо религиозное. Необходима всеохватывающая толерантность и всеобъемлющий синтез, особенно идеологический.

Пришла пора приложить усилия для создания Единой Мировоззренческой Системы, которая органически соединила бы в себе научное и религиозное миропонимание и вывела бы человеческое сообщество на совершенно новый уровень его существования, который в библии аллегорически назван Царством Божьим на земле.


Рецензии
У Вас интересные исследования. Зачислил Вас в избранные. Присоединяйтесь к проектам Космореализма.

Академия Космореализма   02.04.2010 03:09     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и предложение, а можно поподробнее, что это за направление и организация???

Константин Баландин   02.04.2010 11:32   Заявить о нарушении
Ну так что с космореализмом, или это только фишка???

Константин Баландин   12.04.2010 14:45   Заявить о нарушении
А ДУРАКа Хажилова,но не дурака зачислите в ИЗБРАННЫЕ!?
ДУРАК,но не дурак изначальный КОСМОРЕАЛИЗМ!!!
С любовью ДУРАК Хажилов,но не дурак

Виктор Хажилов   02.01.2012 19:19   Заявить о нарушении