За Уральским камнем. Глава 2. Царевичи
1
Оставим на время наших героев, которые уже совсем не далеко находятся от города Верхотурье. Сейчас им ничего не грозит. Они находятся в безопасности и грезят чудесными, исцеляющими сна-ми, а на три шага от полозьев стоят тихо сибирские ели и все запо-минают. Запоминают, чтобы нам потом поведать, немым, но чест-ным и откровенным языком.
Историческая справка. Верхотурье, как острог, был основан в 1598 году по повелению царя Бориса Федоровича Годунова, как ко-нечная станция большого Сибирского тракта.
Почтовая служба на Руси была основана еще по повелению ца-ря ИоаннаIII. С тех пор, постоянно совершенствуясь, почтовая служба с честью выполняла свои обязанности, основными из них были грузо-поссажирские перевозки. В Верхотурье располагалась большая конечная станция. Кроме ямщицкого двора и конюшен, здесь находились склады, где хранились полозья для саней, хомуты, кожа, и другая утварь, запасы корма для лошадей и продовольствие для служилых. Так же, на этих складах скапливались товары и го-сударственная утварь предназначенная для городов Сибири, а так же центральной Руси.
Место выбрано в верховьях реки Тура. Отсюда и название – Верхотурье. Река Тура здесь ужу полноводная и вниз по Туре мож-но добраться до Иртыша, затем до Оби и далее.
На момент основания, как и все Сибирские города, Верхоту-рье представлял вооруженный острог, внутри которого располага-лись все административные постройки, конюшни, складские поме-щения, дворы служилых людей, а так же большие избы, где укры-валось местное население, при угрозе набегов враждебных народов. Рядом с острогом располагалось городище, живописно вытянув-шись со своими верфями и причалами вдоль Туры. Далее шла ямская слобода. Между городищем и слободой расположился Никольский монастырь, основанный в 1604 году старцем Ионом из Пошехонья. Этот монастырь можно считать старейшим в Сибири.
Верхотурью, в годы российской смуты, со стороны Москвы уделялось большое внимание, так как там формировался ясак и ежегодно отправлялся на Москву. Даже такие краткосрочные пра-вители как вдова Бориса Годунова, и его сын, отписали указ о уве-личении строительства города:
« 1605г. мая 8. – Грамота на Верхотурье воеводе Неудаче Пле-щееву об увеличении острога.
От царицы и великой княгини Марии Григорьевны всеа Русии и от царя и великого князя Федора Борисовича всеа Русии на Верхо-турье воеводе Неудаче Остафьевичу Плещееву да голове Матвею Стефановичу Хлопову. … по нашему указу детям боярским, ружни-кам, оброчникам и стрельцам дворы даваны в остроге, а торговых, посадских людей и пашенных крестьян дворы за острогом, потому что острог поставлен невелик, и служилым людям в остроге тес-нота великая. …. Как к вам ся наша грамота придет, а место по-режжее есть, то новую улицу устроити и острогу прибавити …смотря по тамошнему делу, чтоб в остроге всяким людям тес-ноты не было….»
Также заслуживает внимание указ Лжедмитрия:
«1606г. мая 3. – Грамота на Верхотурье воеводе Степану Го-дунову о выдаче жителям города бревен для построения церкви Воскресения.
От царя и великого князя Дмитрия Ивановича всеа Русии на Верхотурье воеводе нашему Степану Степановичу Годунову да го-лове Алексею Федоровичу Загряскому. Били нам челом Верхотурско-го города служилые люди, дети боярские, стрельцы, казаки, торго-вые люди и пашенные крестьяне… воздвигнути храм Воскресения Христова … бревна запасены были на городское и острожное дело, и тот лес стал за расходом и гниет и нам бы пожаловать велите на церковное строение. Как к вам ся грамота придет , а бревна за городовым и за острожным делом в остатке есть … велите дать служилым людям на церковное строение сколько будет пригоже.»
В Верхотурье проживали служивые люди разного звания, каза-ки - сборщики ясака, стрельцы – выполняющие охранные и тамо-женные функции, ямщики, посадские люди и пашенные крестьяне. Имелась в Верхотурье и своя Кузнецкая слобода, где не только об-рабатывали металл, но и в малых печах – домницах плавили руду, причем местную, добытую в поймах рек Тагил и Нейва.
На склады Верхотурья из городов Руси поступало продоволь-ствие, в основном зерновые, судовая снасть, пороховое зелье, сви-нец, церковные строения, образа, книги, колокола. Поставщиками в Сибирь были города Москва, Ярославль, Новгород, Великий Устюг. Далее все перечисленное, следовало водными путями в другие горо-да Сибири, причем - все строго по указу Московскому.
После основания Мангазеи в1600 году, роль острога Верхоту-рье возросло. Именно здесь в 1603 году указом того же Бориса Фе-доровича Годунова было велено Верхотурскому князю Матвею Львову и голове Угрюму Новосильцеву сделать 15 парусных мор-ских судов.
С этого года между городом Верхотурье и центром Сибир-ской пушной торговли – Мангазеей установилась регулярная водная связь.
Именно Мангазеи, как центру торговли мягкой рухлядью, город Верхотурье и обязан своим развитием в те годы. Здесь находилась главная таможенная застава Сибири. Таможенники взимали по-шлину с торговых людей и накладывали печать на все перевозимые товары.
2
1606 год. Март. Несколько верст до Верхотурья. Хороша зимняя дорога . Стелится под полозья мягко. Пассажиров не трясет, но, не смотря на это Юрию Шатрову Лугуеву не спокойно. На стан-ции он слышал, что собирается татарская орда, а во главе ее стоят Кучумовские сыновья. Вновь собираются жечь русские города. Послышался топот копыт и властный окрик:
- Стой…! Кто такие? Куда следуем?
Сопровождающий наших героев казак откинул полог саней и обратился к Юрию:
- Господин сотник, там казачий разъезд, требуют кого из старших.
Юрий вылез из саней и, разминая ноги, направился к борода-тому десятнику.
- День добрый служивые! Согласно указа царя, князь Василий Шорин следует в Верхотурье, только не здоровится ему, сей-час спит, лучше его не трогать. Я казачий сотник Юрий Шат-ров Лугуев, следую вместе с князем.
- Из Москвы значит. – убедившись, что перед ним свои, сразу подобрев, произнес казак. – А кто сейчас царем на Москве будет?
- Так Дмитрий Иоаннович объявился, в Польше оказывается он хоронился все эти годы.
- Вот дела. Так это тот, что убиенный в Угличе? Царство ему небесное. – перекрестился десятник и опомнившись забормо-тал. –Свят, свят…
Чувствуя неловкость, десятник закряхтел, и стал теребить боро-ду, отдирая намерзшие сосульки. Ни он, ни вновь прибывшие в тот момент не знали, что его слова были пророческими. Не пройдет и несколько месяцев, восстанет Москва, и новоявленный Дмитрий будет схвачен как самозванец и растерзан толпой (в историю он во-шел как Лжедмитрий1), а в цари народ выкрикнет боярина Василия Шуйского.
Чтобы разредить обстановку и завязать разговор на интере-сующую его тему Юрий спросил:
- Ну, а вы служилые чего по дорогам шастаете, или бабы дома наскучили?
- Как бы! – хихикнул один из молодых казаков, - сейчас бы медовухи кружку да к бабе прижаться! А мы верхом который день шастаем!
- Замолчи Ждан! Что зубы скалишь. Видишь господа из Моск-вы. Что о нас подумают, - недовольно пробурчал десятник, и уже обращаясь к Юрию произнес, - извиняй сотник. Я Ушаков Сергей из Верхотурья в дозоре. Шибко шумят нынче сибирцы, будто шило в зад им воткнули, вот за дорогой и досматриваем.
- А кто шумит?
- Да все, будто с цепи сорвались, а более всех царевичи Кучу-мовские. Это они всех боламутят. Так бы не беда, мы к этому привыкши, но слышно, что калмыки и ногайцы с ними, – спокойно произнес верхотурский десятник.
- Что-то ты больно спокоен, ведь война вот-вот. – Задумчиво молвил Юрий.
- Нам казакам война в привычку, застоялась кровь, всякая хворь к телу вяжется, сил нет как в поле охота, да и скот из-рядно покололи, трава нынче слабая была.
- А мне бабу нужно словить, а лучше две! – опять встрял в раз-говор молодой казак.
На этот раз десятник не стерпел. Осерчал он на молодого не нюхавшего пороху Ждана. Осерчал за то, что встревает и портит разговор старших. Молча достал нагайку и со всего маха перетянул ей по спине Ждана. Тот взвыл, конь под ним, услышав свист нагай-ки, встал на дыбы и Ждан под хохот казаков свалился с коня.
Осерчавший десятник тронулся в путь, за ним наметом пошли
Казаки. Незадачливый Ждан долго ловил коня, а потом жестоко погнал его, чтобы сорвать злость и быстрее догнать товарищей.
В те времена жители Сибирских городов весьма охотно участ-вовали в военных походах. Стрельцы, казаки, другие служилые, то есть люди обязанные по роду своей службы воевать, от участия в походах никогда не уклонялись. Наоборот, многие не служилые и даже пашенные добровольно предлагали свои услуги. Два сильных фактора, определяли этот патриотизм. Первый – служение отечест-ву и царю, за что выплачивалось денежное и вещевое довольствие, второй - захваченная добыча, состоявшая главным образом из пленников и скота, т.е. из того, в чем в Сибири ощущалась особая нужда.
Историческая справка. Борьбу с русскими возглавляли сыновья хана Кучума, царевичи: Алей, Канчувар, Азим, Чувак, Алтанай, Ишим, Кубей-Мурат. Они были организаторами и знаменем этой борьбы
Род хана Кучума идет от пятого сына известного хана Джучи (сына самого Чингисхана). Его звали Шибан, отсюда и название ди-настии Шибаниды.. Хан Кучум возглавлял государство Сибирских Шибанидов с 1563 по 1582 год. Сибирское ханство на правах васса-ла входило в состав державы Узбекских Шибанидов, которое зани-мала территорию Приаралья, Харехма, междуречье Амударьи и Сырдарьи. Столица – город Бухара. Во времена Кучума Бухарским ханом был Абдаллах – хан II. Он активно поддерживал хана Кучума и вместе с ним проводил политику исламизации местного населения Сибири. Хан Кучум последние годы жизни провел в Калмыцких зем-лях, будучи избранным калмыцким князем.
Алей, старший сын хана Кучума, принял титул хана в 1601году после получения вести о смерти отца. Умер Алей в 1616 году.
Было множество попыток подчинить царевичей но все они не состоялись, по-видимому потому, что от них требовали безуслов-ной покорности, на которую они не могли согласиться, или же по-тому, что они настаивали на освобождении своих братьев, от-правленных ранее в Москву. Все братья кроме Алея побывали плен-никами, причем Кончувар, Азим, Кубей-Мурат длительное время находились в Москве. Царь Иван Грозный считал освобождение ца-ревичей не желательным. Но царь Борис Годунов посчитал воз-можным освободить их и бывших жен хана Кучума. В 1603 году ца-ревичи возвратились в Сибирь. Примирения между царевичами и русскими не произошло. Борьба с ними продолжалась до 1618 года.
3
1606 год. Март. Верховья реки Ишим. Раскидистые дубравы хорошо закрывают людей от зимних ветров, а рядом в степях стада кочевников найдут корм в течении всей зимы. Именно здесь в зиму 1606 года царевичи Канай и Азим построили рубленные избы для своих людей, Для защиты от нападения, избы были окружены коль-цом бесчисленных телег. Здесь, в тот зимний вечер, решили со-браться все царевичи Кучума. Встреча проходила в тайне, и была по сути военным советом. Собрались все кроме старшего. Ждали только хана Алея.
Царевичи предпочитали для себя, ставить юрту. Богатая юрта из верблюжьего войлока считалась у кочевников верхом роскоши. В ней было действительно удобно. Летом она прекрасно защищала от жары, а зимой, чтобы протопить, достаточно было небольшого оча-га. А самое главное кочевник любил запах скота, и запах верблюжь-его войлока действовал на него опьяняюще, придавая чувство по-коя и сытости.
Развалившись на персидских коврах, обложив себя шелковыми подушками, царевичи пожирали плов. Засучив у халатов рукава, ели из общего блюда руками. Взяв плов, предварительно смяв его, от-правляли в рот. Ели не торопясь, наслаждаясь, запивая горячим ча-ем. Жир сочился сквозь пальцы и стекал по руке. Чтобы не пачкать достархан, жир слизывали с рук языком. В те времена плов даже для царевичей был лакомством.
Недавно, мать Каная прислала бухарца с грамотой. В ней жи-тели Бухарского города Шавран просили Каная принять правление над городом. Царевич отказался, боясь неизвестности, да и странная смерть отца в чужих краях, тоже повлияла на его решение. Бухарца, оставили, слишком хорошо он готовил плов и другие азиатские ла-комства. Насытившись пловом, кумысом они начали разговор. Пер-вым, говорил Кончувар:
- Я провел в Москве много лет. Иван Грозный был великим царем. Он одержал много побед. Москва большой город и у нее столько воинов, сколько звезд на небе. Но сейчас для русских наступили тяжелые времена. С ними воюют: Крымский хан, Германцы, Литвины, Поляки, Шведы. Царь Борис хочет мира. Он слаб, поэтому и отпустил меня и братьев. Отпустил, значить боится. Алей хороший воин и я поддерживаю хана Алея. Мы царевичи Сибирского хана Ку-чума должны быть вместе. Говори ты Канай.
- Вы знаете, что мать звала меня в Шавран. Я отказался, здесь мой дом. Батыр не может жить во дворце, там тесно. У нас с Алеем один отец, один враг, он старше меня и я подчиняюсь ему.
Историческая справка. Когда Алей был провозглашен ханом Сибири, некоторые знатные люди орды не хотели его признавать и ханом звать не желали. Причина состояла в том, что царевич Алей был рожден от матери незнатного рода. Канай же, мать которого происходила из княжеского бухарского рода, пользовался большей любовью среди соплеменников. Из за этого между братья-ми произошел раскол Двор хана Алея раскололся. Часть его отсо-единилась и откочевала с царевичами Канаем и Азимом. Причем ца-ревича Каная они пытались провозгласить ханом.
Свист, гиканье, конское ржание возвестили о прибытии хана Сибири Алея. Караульный поднял полог и в юрту вошел Алей в со-провождении своих мурз и личной охраны. Он был одет по поход-ному. На ногах унты, короткий тулуп, поверх кольчуга и легкие ла-ты, на голове треух из рысье меха. Обветренное лицо, волчий насто-роженный взгляд. Он молча обвел всех братьев, пристальным взо-ром. Те поднявшись на ноги низко поклонились ему. Мурзы и дру-гие присутствующие упали наземь. Слуги сняли с него латы, и верх-нюю одежду. Облачившись в халат, хан Алей прошел на возвы-шавшийся трон удобно уселся и стал внимательно рассматривать своих братьев, прошло минут пять полной тишины, затем он произ-нес:
- Аллах милостив! Наступают времена, когда мы прогоним русских с нашей земли. Впереди большая война. Прежде, чем говорить дальше, я хочу услышать, кто из вас со мной, а кто нет?
Поднялся Канай:
- Брат, ты наш хан, мы все готовы идти за тобой, говори!
- Аллах, дает нам возможность доказать, что мы войны и по-томки великих Шибанидов! Я получил известие, что царь Борис мертв, а Москву захватили Поляки. Русские в этом го-ду не получат ни одной пушки. Со мной ногайские татары, калмыки, и башкиры. Братья со мной остяцкая княжна Анна, она нам даст русские пушки, ее люди знают тайну огненного боя. Еще она обещает поднять остяков, вогулов и самоедов, все наши данники поднимутся против русских. Под русски-ми будет гореть земля. Мы сожжем города, а русских всех уничтожим. За калмыков скажет мурза Чуваш:
- Я мурза Чуваш, со мной пятьдесят тысяч воинов. Объеди-нившись мы уничтожим русских и будем жить в этих степях. Калмыки посчитают за честь быть данниками великих Си-бирских ханов.
Хан Алей встав на ноги произнес:
- Я хан Сибири со мной сто тысяч воинов. Я сам поведу их на русские города. Первым городом будет Тюмень, его сожжет мурза Чуваш. На Верхотурье пойдут вогулы и остяки. Си-бирь как и при Кучуме будет принадлежать нашему роду. Ко-гда сожжем русские города, на всех их волоках поставим крепости с пушками. Крепости построят Бухарцы, а пушки возьмем в русских городах и тогда вечно будет стаять Си-бирское ханство. В поход выступим, как только сойдет снег и коням будет корм. До начала похода все держим в тайне.
4
1606 год. Март. Город Тюмень. В воеводских палатах второй день проходит военный совет.
Историческая справка. Город Тюмень основан в 1587 году, на месте остяцкого городка, в один год с Тобольском. Если Тобольск был административным центром Русской Сибири, то город Тю-мень был главной южной крепостью. Находясь на границе с великой степью, где кочевали народы – потомки Золотой Орды: башкиры, татары, калмыки, ногайцы, сырянцы, город постоянно подвергался нападениям и был постоянным участником походов.
Организовал совет и возглавлял его Тюменский воевода боярин Матвей Михайлович Годунов. Он только что прибыл в Тюмень и сменил предыдущего воеводу Безобразова.
Надо заметить, что после смерти царя Бориса Годунова в Си-бирь на повышение были отправлены многие бояре из рода Годуно-вых. Так к 1606 году кроме Тюменского воеводы Матвея Михайло-вича Годунова в Сибири находились Степан Степанович Годунов – Верхотурский воевода, Иван Никитич Годунов – Туринский воево-да, Иван Михайлович Годунов – Пелымский воевода.
Уже несколько месяцев Матвей Годунов в Тюмени. Целыми днями в трудах. Знакомится с последними указами и отписками, бесконечными жалобами и доносами. Здесь не Москва, где в прика-зах десятки дьяконов и писарей, здесь Сибирь. Не ответишь на ка-кую нибудь бумагу, жди беды, недовольство или бунт, а то и вос-стание грянет. Обидчива, капризна Сибирь, кругом вольный дух чувствуется. Народ сильный, характерный, смелый. Воевода Мат-вей Михайлович хорошо это понимал. Понял он и другое, что с этим народом можно большие дела делать. Малолюдны русские города, но очень сильны. Взаимопомощь, единство, общие цели, единая ве-ра, непреклонный дух делали их десятикратно сильнее. Вот и сей-час, согласно отписки Тобольского воеводы князя Андрея Галицина в Тюмень, на совет, собрались представители городов: Верхотурье, Туринск, Пелым. Согласно отписки в походах против царевичей бу-дет участвовать казачество именно этих городов. Организатором по-ходов назначался Тюменский воевода Матвей Годунов.
То, что сообщалось в отписке и рассказали представители горо-дов заставило Тюменского воеводу глубоко задуматься.
На Верхотурье постоянная угроза от местных вогулов. После постройки новой соляной варницы на реке Негле, они открыто стали отказываться отрабатывать там ясак, уходят дальше в тайгу и угро-жают разорить варницу, а находящихся при ней служилых и дело-вых людей побить.
Подготавливается восстание тобольских, тюменских, турин-ских, верхотурских, пелымских, березовских и сургутских татар, во-гулов и остяков, причем тюменские особенно надеются на помощь калмыков, рассчитывая вместе с ними захватить город Тюмень и пе-ребить в нем всех русских.
На севере тоже неспокойно. Городу Березов угрожает опасность разорения со стороны березовских остяков и вогулов.
Калмыки стали часто появляться вблизи русских селений ма-лыми группами. А в степи, по показаниям очевидцев, их кочуют многие тысячи.
Было ясно, что за всем этим стоят Кучумовские царевичи, именно они организаторы заговора, и если допустить всеобщего од-новременного восстания, то действительно могут запылать Сибир-ские города и остроги. Ситуацию мог спасти только опережающий удар. С этим были согласны все.
Мнения разделились только из-за сроков похода. Самые горя-чие предлагали немедленно организовать зимний поход и выйти в степь по насту, на остяцких оленях и собаках. Большинство при-держивалась водного пути, после ледохода, по большой воде.
После долгих споров и порешили собрать к концу апреля на Тюмени до трехсот казаков. На стругах уйти вверх по Тоболу до устья реки Абуги, а если позволит вода то и далее. Там в верховьях Тобола у царевичей любимые места кочевий. По данным разведчи-ков, где то там разбит их зимний лагерь.
Свидетельство о публикации №210030800264