За Уральским камнем. Глава 2. Царевичи

Царевичи Хана Кучума

1
Оставим на время наших героев, которые уже совсем не далеко находятся от города Верхотурье. Сейчас им ничего не грозит. Они находятся в  безопасности и грезят чудесными, исцеляющими сна-ми, а на три шага от полозьев стоят тихо сибирские ели и все запо-минают. Запоминают, чтобы нам потом поведать,  немым, но чест-ным и откровенным  языком. 
Историческая справка. Верхотурье, как острог, был основан в 1598 году по повелению царя Бориса Федоровича Годунова, как ко-нечная  станция большого Сибирского тракта.
Почтовая служба на Руси была основана еще по повелению ца-ря ИоаннаIII. С тех пор, постоянно совершенствуясь, почтовая служба с честью выполняла свои обязанности, основными из них были грузо-поссажирские перевозки. В Верхотурье располагалась большая конечная станция. Кроме ямщицкого двора и конюшен,  здесь находились склады, где хранились полозья для саней, хомуты, кожа, и другая утварь, запасы корма для лошадей и продовольствие для служилых. Так же, на этих складах скапливались товары и го-сударственная утварь предназначенная  для городов Сибири, а так же центральной Руси.
 Место выбрано в верховьях реки Тура. Отсюда и название – Верхотурье. Река Тура здесь ужу полноводная и  вниз по Туре мож-но добраться до Иртыша, затем до Оби и далее.
На момент основания,  как и все Сибирские города,  Верхоту-рье представлял вооруженный острог, внутри которого располага-лись все административные постройки, конюшни, складские поме-щения, дворы служилых людей, а так же большие избы, где  укры-валось местное население, при угрозе набегов враждебных народов. Рядом с острогом располагалось городище, живописно вытянув-шись со своими верфями и причалами вдоль Туры. Далее шла ямская слобода. Между городищем и слободой расположился Никольский монастырь, основанный в 1604 году старцем Ионом из Пошехонья. Этот монастырь можно считать старейшим в Сибири.
Верхотурью, в годы российской смуты, со стороны Москвы уделялось большое внимание, так как там формировался ясак и ежегодно отправлялся на Москву. Даже такие краткосрочные пра-вители как вдова Бориса Годунова,  и его сын,  отписали  указ о уве-личении строительства города:
« 1605г. мая 8. – Грамота на Верхотурье воеводе Неудаче Пле-щееву об увеличении острога.
От царицы и великой княгини Марии Григорьевны всеа Русии и от царя и великого князя Федора Борисовича всеа  Русии на Верхо-турье воеводе Неудаче Остафьевичу Плещееву да голове Матвею Стефановичу Хлопову. … по нашему указу детям боярским, ружни-кам, оброчникам и стрельцам дворы даваны в остроге, а торговых, посадских людей и пашенных крестьян дворы за острогом, потому что острог поставлен невелик, и служилым людям в остроге тес-нота великая. …. Как к вам  ся наша грамота придет, а место по-режжее есть, то новую улицу устроити и острогу прибавити …смотря по тамошнему делу, чтоб в остроге всяким людям тес-ноты не было….»
Также заслуживает внимание указ Лжедмитрия:
«1606г. мая 3. – Грамота на Верхотурье воеводе Степану Го-дунову о выдаче жителям города бревен для построения церкви Воскресения.
От царя и великого князя Дмитрия Ивановича всеа Русии на Верхотурье воеводе нашему Степану Степановичу Годунову да го-лове Алексею Федоровичу Загряскому. Били нам челом Верхотурско-го города служилые люди, дети боярские, стрельцы, казаки, торго-вые люди и пашенные крестьяне… воздвигнути храм Воскресения Христова  … бревна запасены были на городское и острожное дело, и тот лес стал за расходом и гниет и нам бы пожаловать велите на церковное строение. Как к вам ся грамота придет , а бревна за городовым и за острожным делом в остатке есть … велите дать служилым людям на церковное строение сколько будет пригоже.»
В Верхотурье проживали служивые люди разного звания, каза-ки - сборщики ясака, стрельцы – выполняющие охранные и тамо-женные функции, ямщики, посадские люди и пашенные крестьяне. Имелась в Верхотурье и своя  Кузнецкая слобода, где не только об-рабатывали металл, но и в малых печах – домницах плавили руду, причем местную, добытую в поймах рек Тагил и Нейва.
На склады Верхотурья из городов Руси поступало продоволь-ствие, в основном зерновые, судовая снасть, пороховое зелье, сви-нец, церковные строения, образа, книги, колокола. Поставщиками в Сибирь были города Москва, Ярославль, Новгород, Великий Устюг.  Далее все перечисленное, следовало водными путями  в другие горо-да Сибири, причем - все строго по указу Московскому.
После основания Мангазеи  в1600 году, роль острога Верхоту-рье возросло.  Именно здесь в 1603 году указом того же Бориса Фе-доровича Годунова было велено   Верхотурскому  князю Матвею Львову и голове Угрюму Новосильцеву сделать  15 парусных  мор-ских  судов.
С этого года между городом Верхотурье  и центром Сибир-ской пушной торговли – Мангазеей  установилась регулярная водная связь.
Именно Мангазеи, как центру торговли мягкой рухлядью, город Верхотурье и обязан своим развитием в те годы.  Здесь находилась главная таможенная застава Сибири. Таможенники взимали по-шлину с торговых людей и накладывали печать на  все перевозимые товары.

2

1606 год. Март. Несколько верст до Верхотурья. Хороша зимняя дорога . Стелится под полозья мягко. Пассажиров не трясет, но, не смотря на это Юрию Шатрову Лугуеву не спокойно. На стан-ции он слышал, что собирается татарская орда,  а во главе ее стоят Кучумовские сыновья.  Вновь  собираются жечь русские города.  Послышался топот  копыт и властный окрик:
- Стой…!  Кто такие? Куда следуем?
Сопровождающий наших героев казак откинул полог саней и обратился к Юрию:
- Господин сотник, там казачий разъезд, требуют кого из старших. 
Юрий вылез из саней и, разминая ноги, направился  к борода-тому  десятнику.
- День добрый служивые! Согласно указа царя, князь Василий Шорин следует в Верхотурье, только не здоровится ему, сей-час спит, лучше его не трогать. Я казачий сотник Юрий Шат-ров Лугуев, следую вместе с князем.
- Из Москвы значит. – убедившись, что перед ним свои, сразу подобрев, произнес казак.  – А кто сейчас царем на Москве будет?
- Так  Дмитрий Иоаннович объявился, в Польше оказывается он хоронился все эти годы.
- Вот дела. Так это тот, что убиенный в Угличе? Царство ему небесное. – перекрестился десятник и опомнившись забормо-тал. –Свят, свят…
Чувствуя неловкость, десятник закряхтел, и стал теребить боро-ду, отдирая намерзшие сосульки. Ни он, ни вновь прибывшие в тот момент не знали, что его слова были пророческими. Не пройдет и несколько месяцев,  восстанет Москва, и новоявленный Дмитрий будет схвачен как самозванец и растерзан толпой (в историю он во-шел как Лжедмитрий1), а в цари  народ выкрикнет боярина Василия Шуйского.
Чтобы разредить обстановку  и завязать разговор на интере-сующую его тему Юрий спросил:
- Ну, а вы служилые чего по дорогам шастаете, или бабы дома наскучили?
- Как бы! – хихикнул один из молодых казаков, - сейчас бы медовухи кружку да к бабе прижаться! А мы верхом который день шастаем!
- Замолчи Ждан! Что зубы скалишь. Видишь господа из Моск-вы. Что о нас  подумают, - недовольно  пробурчал  десятник, и уже обращаясь к Юрию произнес, - извиняй сотник. Я Ушаков Сергей из Верхотурья в дозоре. Шибко шумят нынче сибирцы, будто шило в зад им воткнули,  вот за дорогой и досматриваем.
- А кто шумит?
- Да все, будто с цепи сорвались, а более всех  царевичи Кучу-мовские. Это они всех боламутят.  Так бы не беда, мы к этому привыкши, но слышно, что калмыки и ногайцы с  ними, – спокойно произнес верхотурский десятник.
- Что-то ты больно спокоен, ведь война вот-вот. – Задумчиво молвил Юрий.
- Нам казакам война в привычку, застоялась кровь, всякая хворь к телу вяжется, сил нет как в поле охота, да и скот  из-рядно покололи, трава нынче слабая была.
- А мне бабу нужно словить, а лучше две! – опять встрял в раз-говор молодой казак.
На этот раз десятник не стерпел. Осерчал он на молодого не нюхавшего пороху Ждана. Осерчал за то, что встревает и портит разговор старших. Молча достал нагайку и со всего маха перетянул ей по спине Ждана. Тот взвыл, конь под ним, услышав свист нагай-ки, встал на дыбы и Ждан под  хохот казаков свалился с коня.
Осерчавший десятник тронулся в путь, за ним наметом пошли
Казаки.   Незадачливый Ждан долго ловил коня,  а потом жестоко погнал его, чтобы сорвать злость и быстрее догнать товарищей.
В  те времена жители Сибирских городов весьма охотно участ-вовали в военных походах. Стрельцы, казаки, другие служилые, то есть люди обязанные по роду своей службы воевать, от участия в походах никогда не уклонялись.  Наоборот, многие не служилые и даже пашенные добровольно предлагали свои услуги.  Два  сильных фактора,  определяли этот патриотизм. Первый  – служение отечест-ву и царю, за что выплачивалось денежное и вещевое довольствие, второй  -  захваченная добыча, состоявшая главным образом из пленников и скота, т.е. из того, в чем в Сибири ощущалась особая нужда.
Историческая справка. Борьбу с русскими возглавляли сыновья хана Кучума, царевичи: Алей, Канчувар, Азим, Чувак, Алтанай, Ишим, Кубей-Мурат. Они были организаторами и знаменем этой борьбы
Род хана Кучума  идет от пятого сына известного хана Джучи (сына самого Чингисхана). Его звали Шибан, отсюда и название ди-настии Шибаниды.. Хан Кучум возглавлял государство Сибирских Шибанидов с 1563 по 1582 год. Сибирское ханство на правах васса-ла входило в состав державы Узбекских Шибанидов, которое зани-мала территорию Приаралья, Харехма, междуречье Амударьи и Сырдарьи. Столица – город Бухара. Во времена Кучума  Бухарским ханом был Абдаллах – хан II. Он активно поддерживал хана Кучума и вместе с ним проводил политику исламизации местного населения Сибири. Хан Кучум  последние годы жизни провел в Калмыцких зем-лях, будучи избранным  калмыцким  князем.
Алей, старший сын  хана Кучума, принял титул хана в 1601году после получения вести о смерти отца.  Умер Алей в 1616 году.
 Было множество попыток подчинить царевичей но все они не состоялись, по-видимому потому, что от них требовали безуслов-ной покорности, на которую они не могли согласиться, или же по-тому, что они настаивали на освобождении своих братьев, от-правленных ранее в Москву. Все братья кроме Алея побывали плен-никами,  причем Кончувар, Азим, Кубей-Мурат длительное время находились в Москве. Царь Иван Грозный  считал освобождение ца-ревичей  не желательным.  Но царь Борис Годунов посчитал воз-можным освободить их и бывших жен хана Кучума. В 1603 году ца-ревичи возвратились в Сибирь. Примирения между царевичами  и русскими не произошло. Борьба с ними продолжалась до 1618 года.

3

1606 год. Март. Верховья реки Ишим.  Раскидистые дубравы хорошо закрывают людей от зимних  ветров, а рядом в степях стада кочевников найдут корм в течении всей зимы. Именно здесь в зиму 1606 года царевичи Канай и Азим построили рубленные избы для своих людей, Для защиты от нападения, избы были окружены коль-цом бесчисленных телег. Здесь, в тот зимний вечер, решили  со-браться все царевичи Кучума.   Встреча проходила в тайне, и была по сути военным советом. Собрались все кроме старшего.  Ждали только  хана Алея.
Царевичи предпочитали для себя, ставить юрту. Богатая юрта из верблюжьего войлока  считалась у кочевников верхом роскоши. В ней было действительно удобно.  Летом она прекрасно защищала от жары, а зимой, чтобы протопить,  достаточно было небольшого оча-га.  А самое главное кочевник любил запах скота, и запах верблюжь-его  войлока  действовал на него опьяняюще, придавая  чувство по-коя и сытости.
Развалившись на персидских коврах, обложив себя шелковыми подушками, царевичи пожирали плов. Засучив  у халатов рукава, ели из общего блюда руками. Взяв  плов, предварительно смяв его,  от-правляли в рот. Ели не торопясь, наслаждаясь, запивая горячим ча-ем.  Жир сочился сквозь пальцы и стекал по руке. Чтобы не пачкать  достархан, жир слизывали с рук языком. В те времена плов даже для царевичей был лакомством.
 Недавно, мать Каная прислала  бухарца с грамотой. В ней  жи-тели  Бухарского города Шавран просили Каная принять правление над городом. Царевич отказался, боясь неизвестности, да и странная смерть отца в чужих краях, тоже повлияла на его решение. Бухарца, оставили, слишком хорошо он готовил плов и другие азиатские ла-комства. Насытившись пловом, кумысом они начали разговор. Пер-вым,  говорил Кончувар:
- Я провел в Москве много лет. Иван Грозный был великим царем. Он одержал много побед.  Москва  большой город и у нее столько воинов, сколько звезд на небе. Но сейчас для русских  наступили тяжелые  времена. С ними воюют:  Крымский хан, Германцы, Литвины, Поляки, Шведы.  Царь Борис хочет  мира. Он слаб, поэтому и отпустил меня и братьев. Отпустил, значить боится.  Алей хороший воин и я поддерживаю хана Алея. Мы царевичи Сибирского хана Ку-чума должны быть вместе. Говори ты Канай.
- Вы знаете, что мать звала меня в Шавран. Я отказался, здесь мой дом. Батыр не может жить во дворце, там тесно. У нас с Алеем  один отец, один враг, он старше меня и я подчиняюсь ему.
Историческая справка. Когда Алей был провозглашен ханом Сибири,  некоторые знатные люди  орды не хотели его признавать  и ханом звать не желали. Причина состояла в том, что царевич Алей был рожден от  матери незнатного рода.   Канай же, мать которого происходила из княжеского бухарского рода, пользовался большей любовью среди соплеменников. Из за этого между братья-ми произошел раскол Двор хана Алея раскололся. Часть его отсо-единилась и откочевала с царевичами Канаем и Азимом. Причем ца-ревича Каная они пытались провозгласить ханом.
Свист, гиканье,  конское ржание возвестили о прибытии  хана Сибири Алея.  Караульный поднял полог и в юрту вошел Алей в со-провождении своих мурз и личной охраны. Он был одет по поход-ному. На ногах унты, короткий тулуп, поверх кольчуга и легкие ла-ты, на голове треух из рысье меха. Обветренное лицо, волчий насто-роженный взгляд. Он молча обвел всех братьев, пристальным взо-ром. Те поднявшись на ноги низко поклонились ему. Мурзы и дру-гие присутствующие упали наземь. Слуги сняли с него латы, и верх-нюю одежду. Облачившись в халат,  хан Алей прошел на возвы-шавшийся трон удобно уселся  и стал внимательно рассматривать своих братьев, прошло минут пять полной тишины, затем он произ-нес:
- Аллах милостив! Наступают времена, когда мы прогоним русских с нашей земли. Впереди большая война. Прежде, чем говорить дальше, я хочу услышать, кто из вас со мной, а кто нет?
Поднялся Канай:
- Брат, ты наш хан, мы все готовы идти за тобой, говори!
- Аллах, дает нам возможность доказать, что мы войны и по-томки великих Шибанидов!  Я получил известие, что  царь Борис мертв, а Москву захватили Поляки. Русские в этом го-ду не получат ни одной пушки. Со мной ногайские татары, калмыки, и башкиры.  Братья со мной остяцкая княжна Анна, она нам даст русские пушки, ее люди  знают тайну огненного боя. Еще она обещает поднять остяков, вогулов и самоедов, все  наши данники поднимутся против русских. Под русски-ми будет  гореть земля.  Мы сожжем   города, а русских всех уничтожим. За калмыков скажет мурза Чуваш:
- Я мурза Чуваш, со мной пятьдесят тысяч воинов. Объеди-нившись мы уничтожим русских и будем жить в этих степях. Калмыки посчитают за честь быть данниками великих Си-бирских ханов.   
Хан Алей встав на ноги произнес:
-   Я  хан Сибири  со мной сто тысяч воинов. Я сам поведу их на русские города. Первым городом будет Тюмень, его сожжет мурза Чуваш. На Верхотурье пойдут вогулы и остяки.   Си-бирь как и при Кучуме будет принадлежать нашему роду. Ко-гда сожжем русские города, на всех их волоках поставим крепости с пушками.  Крепости построят Бухарцы, а пушки возьмем в русских городах и тогда  вечно будет стаять Си-бирское ханство.  В поход выступим, как только сойдет снег и коням будет корм. До начала похода все держим в тайне.

4

1606 год. Март. Город Тюмень. В воеводских палатах второй день проходит военный совет.
Историческая справка.  Город Тюмень основан в 1587 году, на месте остяцкого городка,  в один год с Тобольском. Если Тобольск был административным центром Русской Сибири, то город Тю-мень был главной южной крепостью. Находясь на границе с  великой степью, где кочевали народы – потомки  Золотой Орды: башкиры, татары, калмыки, ногайцы, сырянцы, город постоянно подвергался нападениям и был постоянным участником  походов.
Организовал совет и возглавлял его Тюменский воевода боярин Матвей Михайлович Годунов. Он только что прибыл в Тюмень и сменил предыдущего воеводу Безобразова.
Надо заметить, что после смерти царя Бориса Годунова в Си-бирь на повышение были отправлены многие бояре из рода Годуно-вых. Так к 1606 году  кроме Тюменского  воеводы Матвея Михайло-вича Годунова в Сибири находились Степан Степанович Годунов – Верхотурский воевода, Иван Никитич Годунов – Туринский воево-да, Иван Михайлович Годунов – Пелымский воевода.
Уже несколько месяцев Матвей Годунов в Тюмени. Целыми днями в трудах. Знакомится с последними указами и отписками, бесконечными жалобами и доносами. Здесь не Москва, где в прика-зах десятки дьяконов и писарей, здесь Сибирь. Не ответишь на ка-кую нибудь бумагу, жди беды,  недовольство или бунт, а то и вос-стание грянет. Обидчива, капризна Сибирь, кругом вольный дух чувствуется. Народ сильный, характерный, смелый. Воевода  Мат-вей Михайлович хорошо это понимал. Понял он и другое, что с этим народом можно большие дела делать. Малолюдны русские города, но очень сильны. Взаимопомощь, единство, общие цели,  единая ве-ра, непреклонный дух делали их десятикратно сильнее. Вот и сей-час, согласно отписки Тобольского воеводы князя Андрея Галицина  в Тюмень,  на совет, собрались представители  городов: Верхотурье, Туринск, Пелым. Согласно отписки в походах против царевичей бу-дет участвовать казачество именно этих городов. Организатором по-ходов назначался Тюменский воевода Матвей Годунов.
То, что сообщалось в отписке и рассказали представители горо-дов заставило Тюменского воеводу глубоко задуматься. 
На Верхотурье постоянная угроза от местных вогулов. После постройки новой соляной варницы на реке Негле, они открыто стали отказываться отрабатывать там ясак, уходят дальше в тайгу и  угро-жают разорить варницу, а находящихся при ней служилых и дело-вых людей побить.
Подготавливается восстание тобольских, тюменских, турин-ских, верхотурских, пелымских, березовских и сургутских татар, во-гулов и остяков, причем  тюменские особенно надеются на помощь калмыков, рассчитывая вместе с ними захватить город Тюмень и пе-ребить в нем всех  русских.
На севере тоже неспокойно. Городу Березов угрожает опасность разорения со стороны березовских остяков и вогулов.
Калмыки стали часто появляться вблизи русских селений ма-лыми группами. А в степи, по показаниям очевидцев, их кочуют многие тысячи.
Было ясно, что за всем этим стоят Кучумовские царевичи, именно они организаторы  заговора, и если допустить всеобщего од-новременного восстания, то действительно могут запылать Сибир-ские города и остроги. Ситуацию мог спасти только опережающий удар. С этим были согласны все.
Мнения разделились только из-за сроков похода. Самые горя-чие предлагали немедленно организовать зимний поход и выйти в степь по насту, на остяцких оленях и собаках.  Большинство при-держивалась водного пути, после ледохода, по большой воде.
После долгих споров и порешили собрать к концу апреля на Тюмени до трехсот казаков.  На стругах уйти вверх по Тоболу до устья реки Абуги, а если позволит вода то и далее.  Там в верховьях Тобола у царевичей любимые места кочевий. По данным разведчи-ков, где то там разбит их зимний лагерь.


Рецензии