Антон Рагозин. Конкурс Точка разлома

Рассказ "Пуговицы" представлен к конкурсу рецензий сетевым журналом "Точка разлома".
http://www.proza.ru/2010/03/06/1506
"Пуговицы" -  рассказ-бытописание, выдержанный в стиле критического реализма. Он повествует о судьбе девушки-инвалида Ляли, которая из-за природного слабоумия не смогла закончить школу. Мать Ляли была алкоголичкой и рано умерла, об отце ее в рассказе не упоминается. Ляля находилась под опекой бабушки. После смерти бабушки девушка оказывается выброшена алчной тетей из бабушкиной квартиры в самостоятельную жизнь. Она становится сиделкой при тяжелобольных. У Ляли проявился необычный талант - выхаживать безнадежных, умирающих, возвращать их к нормальной жизни. Ляля переживает много сложных ситуаций, связанных с е необычной профессией. Через всю жизнь Ляли проходят с нею пуговицы - коллекция, оставленная бабушкой и постоянно пополняемая Лялей - у каждого клиента она тайком забирает по пуговице.
Собственно пуговицы и дали название рассказу. Это символ одинокой жизни-выживания, не лишенной, однако, внутреннего смысла. Пуговицы - это выхоженные дурочкой-Лялей люди. Они и есть ее жизнь. Жизнь-милосердие, причем - неосознаваемое, бескорыстное, негорделивое.
Композиция рассказа несложная. Это обычное линейное повествование с элементами окольцовки - в начале рассказа тетя выгоняет Лялю и ее мать, в финале - Лялю просят ухаживать за тяжелобольной тетей. Действие начинается в одной точке и возвращается туда же - в квартиру бабушки, единственного человека, который Лялю любил. Рассказ разделен на части, пронумерованные арабскими цифрами, и каждая часть - это мини-рассказ об отдельном эпизоде Лялиной жизни. В каждой части фигурирует новая, особенная пуговица.
Автору рассказа удалось создать живые и яркие образы. Соседка Маня, "дореволюционная" старушка Марья Васильевна, еврейка Франя Моисеевна, ветеран Трофимыч. В обрисовке некоторых героев автор использовал черты гротеска - например, Франя Моисеевна - типичная еврейская мамочка,опекающая великовозрастного сына Фиму, вздыхающая "Эс, мэйделэ...". Вообще, использование характерных деталей, ярких подробностей - особенность стиля автора. Старушка Марья Васильевна вспоминает, как курила в молодости пахитосы и читала Арцыбашева, Трофимыч рассказывает о деревенской ведьме... Меньше всего деталей автор использовал, как ни странно, для построения образа главной героини - Ляли. Читатель не знает внешности Ляли, не описано, во что она одета, что ест, с кем общается. Тем не менее, Ляля - живая и реальная. Она воссоздана автором не из описаний, а из отношений. У Ляли одинаковый ко всем больным, и в то же время - индивидуальный подход. Ляля - взрослая опытная женщина, практически медик, и в то же время - наивное дитя, для которого самое большое счастье - срезать незаметно пуговицу и присоединить ее к своей коллекции. Лялю пугают арии Шаляпина, которые слушает Франя Моисеевна, она улыбается, когда скандалист и алкоголик Трофимыч угощает ее чаем. Она говорит коротенькими предложениями, у нее лексикон пятилетнего ребенка. Автор намеренно сузил мир Ляли до восприятия только определенных моментов бытия.
Описание - самый сильный прием автора. Он избегает символов (кроме пуговиц), называет вещи своими именами, не стесняется физиологии. Вместе с тем, лексика автора деликатна, тщательно отобрана, как бы просеяна сквозь сито. Описания коротки, но выразительны.
Темп произведения очень насыщенный и своеобразный. Сама речь автора плавна и спокойна, но события время от времени накаляются докрасна. Искусно построены переходы, читатель не испытывает скуки, переходя от быстрого развития событий к размеренному описанию повседневности.
Интересна позиция автора. Его будто нет, нигде не звучит авторская оценка событий, не проскальзывает его "я". Он - как бы беспристрастный наблюдатель, который видит и фиксирует происходящее. Тем не менее, мы понимаем, что автор рассказа "Пуговицы" - великий гуманист, дающий людям надежду, веру в человека и человечество. Он не разделяет людей на "черных" и "белых". Он не проповедует никаких религиозных доктрин. Он - просто мудрый человек, который умеет заглядывать в человеческие души и высвечивать их лучшие стороны.


© Copyright: Антон Рагозин, 2010
Свидетельство о публикации №21003080280


Рецензии
Добрый день!

Рецензия понравилась.

Особенно вот это:

"Это символ одинокой жизни-выживания, не лишенной, однако, внутреннего смысла. Пуговицы - это выхоженные дурочкой-Лялей люди. Они и есть ее жизнь. Жизнь-милосердие, причем - неосознаваемое, бескорыстное, негорделивое".

Тем не менее, мы понимаем, что автор рассказа "Пуговицы" - великий гуманист, дающий людям надежду, веру в человека и человечество. Он не разделяет людей на "черных" и "белых". Он не проповедует никаких религиозных доктрин. Он - просто мудрый человек, который умеет заглядывать в человеческие души и высвечивать их лучшие стороны.

Спасибо!

Виктор Йог   28.03.2010 15:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.