Листья

Листья
  Каждый год, когда я, стоя на коленях посреди двора, собираю в охапку первые опавшие листья, в мою память тихим шепотом возвращается маленький эпизод.
  Лето - еще только на пороге, а мне - разрешено всё на свете. Спать на полу у балкона. Тащить домой жуков и тополиный пух. Кричать – просто от радости.
  В этом маленьком эпизоде настаёт утро: мама проходит мимо и тихонько открывает балкон. Жуки – разлетелись по своим делам. Тополиный пух – занял свои позиции в волосах и на ресницах. И в сон мягким поглаживанием крадется шум метлы. Это дворник – вышел на работу.
  Когда вам столько лет, сколько мне в этом воспоминании, вы не особо задумываетесь о перспективе стать дворником. А даже если и задумываетесь – надолго вас не хватает. Уже через полдня, сидя за столом, вы рассказываете бабушке, что после обеда обязательно сбежите из дому на яхту к доброму Капитану Кусто. Или пойдете на вокзал и отправитесь с проводником на Байкал. Это все-таки ближе, чем океан.
  Гораздо позже, уже осмысленно, вы захотите стать успешным юристом или режиссёром. Но мысль о «карьере» дворника в вашей голове не уложится. Мысль о работе дворником устроится в вашей памяти где-то рядом с анекдотами о бомжах и гастарбайтерах. Потому что так не принято. Это не принято – мечтать о том, чтобы быть дворником.
  Но у дворников, увы, жизнь складывается таким образом, что мечты остаются где-то за бортом. За пределами двора.
  Вам в голову вряд ли придёт мысль о том, что завтра вы возьмёте в руки метлу. У всех вас наверняка есть какая-то - базовая - уверенность в завтрашнем дне. Но жизнь иронична, и не всегда этой иронией можно похвастать в весёлой компании. Ведь если еще вчера вы были довольно успешным «кем-нибудь», а сегодня у вас в руках метла, то… Оглянитесь вокруг – есть ли рядом с вами эта весёлая компания? И есть ли у вас теперь, чем хвастаться?
  Мысль о том, что вы дворник, может удивить и шокировать. Осознание того, что вы дворник… Нет, другой дворник не сможет этого описать.
  Я уверен: многие из вас - в жизни не разговаривали с дворником. Ваше скромное «здрасьте» - за беседу не посчитаю.
  У дворника почти всегда заняты руки – дворник не забывает о том, что он на работе. Но у него очень много времени для размышлений. Поэтому, если вы когда-нибудь задумывались о работе, где не очень занята голова, то…
  Я почти уверен, что остальные, так же как и я, маются с болью в спине. Во дворах, глубже, у нас живёт один дворник с высшим медицинским образованием. И с такой же больной спиной.
  На дворника не выучат в вузе. Дворник не проходит курсов повышения квалификации. Обряда посвящения в дворники - тоже нет. Хотя, когда я об этом думаю, мне вспоминается один случай из того самого лета, и с тем самым дворником.
  Он уже очень старый. Он сидит на ящике из гастронома, рядом с мусорными бачками. А я, пробираясь через кучу разбросанных отходов перед ними, держу двумя пальцами обертку от эскимо. Он дождётся, пока я умудрюсь пристроить её в щель между бутылками, и заговорит. Он скажет мне, что когда-то он был очень зол. Он скажет, что когда-то он был очень зол - на немцев. Которые кричали, что русские – свиньи. А потом он скажет мне, что это было давно, и он уже совсем не сердится. А я ничего ему не скажу. Развернусь и пойду. А в тишине - отчетливо услышу, как из бачка на асфальт выпадает моя обертка от эскимо.
  И каждый год, когда я, стоя на коленях посреди двора, собираю в охапку первые опавшие листья, в мою память тихим шепотом возвращается маленький эпизод…

1.03.10


Рецензии