Происхождение

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1-Происхождение:
http://www.proza.ru/2010/03/09/1498
2-Пробуждение:
http://www.proza.ru/2010/03/18/1320
3-Преображение:
http://www.proza.ru/2010/03/21/1190
4-Погружение. ч.1:
http://www.proza.ru/2018/12/10/1556
5-Погружение. ч.2:
http://www.proza.ru/2018/12/12/1359

***
Что такое Жизнь? Человеческая жизнь — жизнь в мире? Мир каждого человека индивидуален и неповторим. Но все-таки он впитывает то, что предуготовано ему культурой, в которой он волею судеб рожден и должен пребывать. Разные культуры — разные миры.

Объективистски, мир человека — это окружающая его (предметная и человеческая) среда, а также его собственный внутренний мир. Но как несхожи эти миры в разных культурах! Встреча мыслителя с иным, отличным от его собственного, миром культуры побуждает к сравнению, осознанию своеобразия собственного мира.

На Западе  под  личностью  подразумевается  индивид,  стремящийся  к независимости (автономности) от Бога и по возможности от  людей.  Индивид  — это крайний эгоист, то есть человек внешний. Очень часто философы там представляют человеческую личность плоско, одномерно, направленную вовне, существующую на границе между внутренним и внешним миром. Личность, как оболочка. Личность, как личина, под которой, как правило, ничего нет. Пустота. И Алчность инстинктов.
 
Вот именно такое объективистское понимание мира не отвечает духу русской культуры. В этом представлении о мире недостает существенно важного момента, заставляющего совершенно иначе понимать и все остальные составляющие русской культуры.

На Западе любят проводить всякие социологические исследования. Цена которых – ничтожна. Они и сами это понимают. Но все делают умный вид. Одни – потому что эти исследования проплачены сильными мира сего, другие, невольные слушатели – потому что так принято. Наукообразный вид – почётно, престижно, гордо! На этом тоже делают карьеру. А в душе при этом Пустота...

Так вот, проводили исследование: какой народ на Земле самый счастливый и самый несчастный.  Причём определение счастья дали какое-то утилитарно-примитивное, прагматическое. Вы уже догадались кто на первых местах рейтинга? А на последних? Конечно! По этому, с позволению сказать, «исследованию», мы русские – замыкаем «таблицу счастья». То есть мы – самые несчастные с точки зрения этих горе-социологов люди на земле. При всём при этом они ещё умудряются давать нам советы. «Русские самые несчастные по причине своей ментальности!»

Вот так. Отлично! Супер! Все рейтинговые агентства Запада – куплены и грош им цена. Ещё раз убедился. Они штампуют одно и то же. Или же речь идёт об экономике, или об образовании или о счастье – итог у них всегда один. Мы – изгои. Да, мы и так уже это поняли! Чего же сто раз повторять?!

Лицемерные и фальшивые американцы и европейцы, даже если у них кошки в душе нагадили, скажут вам всегда одно:  «Всё о кей! И непременно продемонстрируют свою ослепительную улыбку. А как же иначе. Ведь они до смерти боятся, что их сочтут неудачниками. У НИХ ВСЁ О КЕЙ!!!!! А потом пойдут и застрелятся. Или расстреляют других, таких же как и они «счастливых людей» Или пойдут надругаются и изобъют до смерти усыновлённого русского младенца. (У меня такое подозрение, что усыновляют наших детей американцы ради секс утех! И ведь ни одна чиновничья с-сука «это не видит». Или же не хочет видеть! Ведь её, эту с-суку, тоже проплатили!!!).

Но давайте о позитивном. Русские трижды испытывают счастье. Первый раз, когда они его ЖДУТ. Второй – когда оно ПРИХОДИТ. А третий – когда оно безвозвратно УШЛО, но осталось в их ПАМЯТИ... Но они никогда не скажут об этом первому встречному социологу. Так как сокровенное у русских – всегда внутреннее!

Наша Церковь учит,  что личность характеризуется, прежде всего, соборностью сознания и  способностью пожертвовать всем и даже самой жизнью ради Бога и  ближнего своего.  Личность  есть "внутренний человек", раскрывающийся в жертвенной любви. «Всякий человек  за всех и за вся виноват», — говорит старец  Зосима  в  «Братьях  Карамазовых».

Иногда наша Церковь перегибает палку, особенно в отношении такого явления духовной жизни, как покаяние. Последнее – конечно же, не вечное самобичевание и самоуничижение, а нелицеприятный разговор со своей совестью, нацеленный на самосовершенствование и будущее! Это главное в покаянии. Но в целом, - Церковь права.
Помимо природно-предметного и собственно человеческого бытия, русская культура держатся на признании некоей абсолютной ценности мира, или, как называет ее П. Флоренский, “абсолютной ценности культуры”. Именно этой составляющей мира русская культура обязаны своей духовностью. Вряд ли кто станет отрицать, что именно духовная жизнь является сердцевиной русской культуры, даже сейчас, когда, казалось бы, бездуховность захлестнула всю нашу жизнь, все же остается ощущение, что это пена, наносная муть, не отвечает подлинным устремлениям русского народа.

Абсолютная и безусловная ценность мира, его изначальная всепронизывающая духовность, как первооснова русской культуры, придаёт ей целостность и единство. Наверное, в этом и состоит глубинный смысл идеи всеединства, отстаиваемой Н. Федоровым, В. Соловьевым, С. Франком и другими  представителями русской самобытной философии. Абсолютная ценность мира коренится в его божественности. Бог существует, он живёт среди нас.

Удивительнейший вывод. И совсем не языческий! С нами живёт не божок, который часто бессилен против других, таких же, как и он. С нами живет сам Творец! Создатель Вселенной и Мироздания. Этот вывод непосредственно следует из первооснов Христианства.

Бог страдает и мучается вместе с нами. Но одновременно и формирует в нас некий смысл существования в этом часто тёмном, «беспросветном», несправедливом, порой мерзком и кромешном  мире. И смысл этот нами понимается, прежде всего,  и не иначе как – Надежда. Ведь мы существуем бок о бок с самим Творцом. Это радует. И где-то обнадёживает нашего человека. Он чувствует незримую поддержку, союз, взаимопомощь!  И с кем?! Да, с самим Богом. В своей нелегкой жизни.

Другой смысл существования нашего человека находится в признании Любви, как способе выхода из тупиков мира, построенного на одном лишь Воздаянии. Любовь рвёт причинно-следственные связи. Она создаёт кармический вакуум. Смыслы существования Вселенной тянутся к ней, как к источнику своей жизни, - не смерти! Нет! Любовь - она конструктивна. Она создаёт выход из проблем эгоистической замкнутости человека, порождающих метафизическую клаустрофобию. Любовь укореняет человека в Мироздании, не давая ему свихнуться от безумия бесконечностей, которые его окружают.

И, наконец, третий смысл своего существования наш русский человек видит в Вере. Если Бог рядом, если Он знает о всех наших проблемах, о всех наших мытарствах и страданиях, если он даёт нам способы избавления от этих страданий, которые всегда коренятся в Любви, то во всё это можно Верить! И даже НУЖНО верить, чтобы наступило и первое (Надежда) и второе (Любовь). Триада смыслов жизни русского человека уникальна. Она создаёт жесткое и устойчивое духовное ядро. В геометрии есть такое понятие – неподвижная, жесткая  фигура. Треугольник – из этого рода! 

Видение в духовности, в абсолютной ценности мира и каждого конкретного человека его божественности  снимает с нее налет чистой клерикальности и упрощенной религи-озности. Чем также нередко страдает наша культура. Но всегда тщетны были попытки освободить русскую культуру от религиозности, она церковна и религиозна изначально. Религиозно-духовный опыт, лежавший у истоков становления самобытной русской культуры и питавший ее в последующие века, при попытках насильственной атеизации лишь трансформировался, сохранившись в психологии советских людей.
Так называемый дух времени, современный научно-технический  прогресс делают все возможное, чтобы исключить самопознание  человека,  не  дать  ему углубиться в самого себя, прийти к себе, к своему духовному центру, то  есть стать  личностью.

Клиповое мышление и всепожирающая реклама, основанная на принципе «Я хочу». Засилье шоу-бизнеса с его низкопробными образчиками массовой культуры. Отстраненность государства, а нередко и прямые провокации, как в случае с демонстрацией сериала «Школа» по федеральному каналу, - вот лишь некоторые примеры подтверждающие главное:  продолжаются попытки размывания основ русской духовности.

Неоспоримый факт, что религиозность как характеристическая черта русской культуры и образования признавалась и ее критиками, и ревнителями, и западниками, и славянофилами. Приведу на сей счет типичную оценку, высказанную еще в середине прошлого века Н. Я. Данилевским: “Религия составляла самое существенное, господствующее... содержание древней русской жизни, и в настоящее время в ней же заключается духовный интерес простых русских людей”. И далее: “Религиозная сторона культурной деятельности составляет принадлежность славянского культурного типа, и России в особенности”.

К.Д.Ушинский как-то сказал:   «...Для   нас   нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность  без  цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».

Человек – мера всех вещей? Гуманистический принцип, на поверку оказывающийся сущим дьяволизмом и сатанизмом. Французская революция была, увы, с самого начала построена на тёмных началах. И её отголоски до сих пор слышатся в современной мировой культуре. А какой человек?! Вы задавались когда-нибудь этим вопросом? Преступный или святой? Каким человеком мерять все вещи? Без разницы? Чёрной или белой мерой? Тогда к чему вообще затевать разговор об измерениях, системах отсчёта? Ведь «Что воля, что неволя – все равно!» Люди! Это же тупик! В котором и вращается современная западная либерально-демократическая мысль. Она никак не может уйти от двойственности, двойных стандартов, зеркальных партий, сменяющих друг друга у власти. От удвоения, как вечного отрицания всего и вся. Где истина? Никто уже не знает и не помнит. Всё едино и унифицировано. Истина там и то – что в данный момент всеми признано или приказано считать истиной.

Человек – мера всех вещей... Принято. Но по каким критериям различить сам эталон? Шкалу высоты и глубины  не выстроить, не выйдя за пределы единичного человека. Прямолинейный радиус в круге можно соотнести лишь с самим кругом! Вот именно это будет универсальным соотношением, не зависящим ни от размеров радиуса, ни, естественно, от размеров длины окружности. Куда выстраивать систему отсчёта, если у нас только один неопределённый(!) элемент - человек?  Вот ведь в чём вопрос, на который никогда вам не дадут ответ западники. Человек сам нуждается в мере для своей оценки; сотворить эту меру он не в силах, а если и набирается окаянства ее выдумать, то жизнь тут же разрушается ею или же она - жизнью...

И вот тогда Дух прячется от Бога в материю, постыдно подчиняя высшее низшему. И поэтому-то гуманизм, по словам С.Л.Франка, закономерно вырождается в гоминизм (поклонение человека самому себе как высшему из гоминид), а здоровая патриархальность Этноса – превращается в убийственный феминизм Химеры. А ведь об этой животной моральной деградации предупреждала ещё Библия!

Но всё-таки в чём же состоит метафизика православной религии? Что привнесла с собой она в нашу  культуру? И как все это могло сказаться на научном отношении к миру?

Божество в православии — не отвлеченная, вневременная сущность, которая лишь рождает мир и тем самым, - выполняет свою онтологическую миссию. Божество как абсолютная реальность конкретно, реально-осязаемо и одновременно сверхвременно.

Причинность и причинные отношения совершенно неприменимы к отношениям между Богом и миром, Богом и человеком в их православном понимании. Бог не есть сила в природном смысле этого слова, действующая в пространстве и времени. не есть и самый мир или сила, разлитая и мире. Бог не походит ни на одну энергию, действующую в природе, ни на власть — в обществе и государстве. Он более всего походит на Любовь, которая не ищет ни славы, ни почестей, ни власти, которая существует независимо от мира, сама по себе, не действуя активно, как все силы природы вместе взятые, и в то же время – внутри него, увлекая за собой весь этот причинно-следственный мир в водоворот сострадания, творческого, конструктивного,  ненавязчивого, самопроизвольного суперпроцесса созидания. В этом смысле Бог, как и Любовь, не действуют, они «не делают» ничего, но посредством них в мире совершается всё.

Всякая сила всегда связана с отрицанием, разрушением а значит, с двойственностью. И только Бог, как Любовь, связан с непротиворечивым утверждением, спонтанной необходимостью, с закономерными целостными преобразованиями, а значит выходит за пределы двойственности... Его главный принцип непротивление, который выражается всего в двух словах: не навреди!

Православная церковь исходит из собственного толкования природы Божества. Ей чужд трансцендентный монотеизм иудейства, которому в немалой степени обязано становление рационалистического миропонимания греков. Она сумела преодолеть и языческое поклонение природным силам, которое в более поздний, новоевропейский период выразилось в идее имманентного пантеизма.

Не случайно И. В. Киреевский в числе трех истоков европейской культуры назвал классический мир древнего язычества помимо римского христианства и мира необразованных варваров.

В противовес трансцендентному монотеизму, который вынуждал оттачивать изощренные интеллектуальные средства постижения Бога, и имманентному пантеизму, который по сути сводил на нет смысл Божества как первоистока мира, православие толкует его не отвлеченно-абстрактно, а как “Живое Единящее Начало”.

Используемые русскими теистами слова “единение” и “всеединство” наиболее приближают нас к постижению Бога и мира. Эти слова привносят в понятие единства смысловой оттенок теснейшей взаимозависимости. Единение Бога и мира — не связь по принципу целого и части, даже органически понятых, оно заключается в том, что “мир есть то “иное Бога”, в котором “раскрывается”, “выражается” Бог”.

Бог существует в мире через блуждающие в людях, единично-конкретные вспышки Любви. Как всеобщая связь всех актов высшей Любви, возникающая в людях и охватывающая огромные массы, нередко совершенно незнакомых друг другу людей в одно синкретическое целое.

В какой-то степени это хорошо известный сегодня сетевой принцип существования системы, где нет постоянного и долгоживущего центра...



Продолжение:
http://www.proza.ru/2010/03/18/1320

Ник Иванов. 10. Март. 2010.


Рецензии
1.Сетевой принцип организации христианства, Церкви - лишь видимость. Этот принцип прерогатива даосизма и раввино-талмудического иудаизма. Об этом много писано, в т.ч. очень кратко в "Славяне: глобализация или кафолизация". Есть в интернете или на моей страничке.
2. Базироваться надо бы не на религиозной философии, а на святоотеческой, патристике. Упустили апофазис.
Но в целом всё - в "девятку".

Юрий Камов 2   07.11.2013 18:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.