Пуговицы Анны Аничкиной
Совсем другое дело, когда ты читаешь текст без подготовки, а тем более, если это еще и в некотором роде задание или заказ. Тогда твой читательский опыт сам подсовывает тебе подходящие к случаю аналоги с пыльного чердака памяти. В случае с рассказом «Пуговицы» Анны Аничкиной, нужно сказать, глубоко копаться в закромах не пришлось, и во время чтения само собой всплыло название - «Чайная книга».
Ровно год назад ее привезли мне тесть с тещей (в компании с последним опусом Грошека и знаменитым романом Эрленда Лу). Я – законченный чаеман, и мое пристрастие к черному чаю уже стало легендой в семье родителей жены, поэтому они и побаловали меня этим сборником рассказов современных русских писателей. В то время я как раз был с головой погружен в исследования особенностей замечательного ресурса Проза.ру, поэтому испытал даже некоторое потрясение – настолько «Чайная книга» напоминала этот сайт в концентрированном и жестко отфильтрованном виде. Все основные тенденции наиболее литературного, что есть на Прозе, были представлены в этой книге «буквально дословно», включая паталогическую ограниченность приемов и тем. Скажем, во многих из них доброта, наивность и искренность шли рука об руку с тихой и милой умственной отсталостью...
В рассказе «Пуговицы» ситуация та же: девочка Ляля с заторможенным психическим развитием тихо и не торопясь сеет доброе окружающим ее старикам и старухам. Взамен ей нужно только одно: очередная пуговица в шкатулку, доставшуюся по наследству от бабушки. Все очень трогательно и символично: за воскрешение к жизни Ляля не просит ничего, кроме какой-то мелочи – одной единственной жалкой пуговицы. Нет, конечно, это не выжимает из глаз слезу умиления, но веры в добро добавляет точно. Тем более, что рассказана история Ляли с завидным мастерством, заставляющим поверить и проникнуться. Хотя, конечно, при желании, есть к чему и придраться.
Начнем с того, что главная идея рассказа, которая по первому впечатлению несет в себе идею добра и искренности, при ближайшем рассмотрении наводит на грустные размышления. Вот недалекая Ляля, своим присутствием ставящая стариков на ноги, - кто она? Воплощение добра? Кажется, именно так, но ведь, если подумать, она ничего не делает на самом деле, она даже не осознает, что помогает людям, да и помощь ее обусловлена чем-то иррациональным, скрытым в ней. Ляля – не само добро, а лишь проводник. К тому же, ворующий пуговицы. В этом проявляется какая-то жуткая инфляция идеи добра, проистекающего не от людей к людям, а извне через умственно-отсталое существо, склонное к клептомании. Ляля, при ближайшем рассмотрении, теряет ореол благости, и становится символом отсутствия добра среди людей, символом деградации человечности.
Еще один момент, вызывающий сомнение после прочтения рассказа, это чудесный дар Ляли исцелять людей. И дело не в самой возможности таког дара, а как раз, наоборот, в его последствиях. Складывается впечатление, что Ляля – пышущая здоровьем девушка, которую даже простуда не берет, а ведь она ставит на ноги безнадежных людей. Я, безусловно, не склонен обобщать, но есть расхожее мнение, что такого рода помощь неизбежно изматывает, подрывает здоровье и нарушает нормальное течение жизни. Я видел это собственными глазами. Одна моя близкая знакомая открыла в себе схожий дар, и к ней потянулись люди: стали возникать старые знакомые, с которыми не виделись десять-пятнадцать лет, дальние родственники и даже совершенно чужие люди. Все просили хоть в чем-то помочь. Когда у нас зашел разговор тэт-а-тэт на эту тему, я тут же посоветовал никогда такими вещами не заниматься, но все кончилось только тогда, когда за год-два здоровье у моей знакомой полностью сошло на нет, а семья чуть было не развалилась. Это было жуткое зрелище, и до сих пор я вижу, каких усилий ей стоит восстановить то, что было растрачено на бескорыстную помощь другим.
Увы, добро в наше время – это непозволительная роскошь. Именно эту мысль я бы назвал скрытым смыслом рассказа «Пуговицы», проявляющимся при невеселых размышлениях о доброй девочке Ляле и ее шкатулке. Шкатулка, доставшаяся Ляле по наследству, - вот где тайна, над которой стоит подумать. Очень может быть, что все пуговицы в ней – это такие же свидетельства добрых дел Лялиной бабушки (и прабабушки, и прапрабабушки), как и Лялины ворованные трофеи, но кто знает, возможно, в те, далекие уже для нас времена, добро вершилось иначе, и пуговицы попадали в шкатулку другим путем?
Dixi.
PS. В дискуссии с Эдурдом Тубакиным по поводу глубины рассказа "Пуговицы", я вдруг вспомнил фильм "Остров" с Петром Мамоновым. Не находите параллели? Вплоть до закольцовки сюжетной линии?
Анна Аничкина (автор Пуговиц), сказала мне, что рассказ относится к 2007 году, а фидльм был выпущен в канун Рождества того же года. Меня это навело на еще более грустные размышления:( Если окажется, что рассказ написан "под впечатлением", то все вопросы отпадут сами собой:(
Очень бы хотелось бы узнать ответ на этот вопрос:)
Свидетельство о публикации №210030900244
Одно только правда, насколько мы испорчены, если про добро надо криком кричать и брать за него мзду немыслимую...
Очень нДравится Вас читать, уважаемый Б.К. Но тут Вы слишком корыстны, как корыстна была Ваша знакомая, которая за помощь что-то хотела.. не обязательно осязаемого... гордыня- развал по судьбе и здоровью. У Ляли гордыни нет и она может только здороветь)
Февралина 19.01.2011 13:18 Заявить о нарушении
Но в любом случае, мне кажется, вы хитрите:) Во-первых, Ляля не полная идиотка, а просто ЗПР, поэтому базовые законы жизни ей известны так же, как и всем остальным. Вот, смотрите:
"- Ляля, дело в том, что у нас в доме обнаружилась маленькая пропажа.
Сердце у Ляльки заколотилось.
- Иван Трофимович хотел взять с собой в интернат китель, а одной пуговицы на нем недостает. Очень расстроился. Так может вы, дорогая Ляля, знаете, куда делась эта пуговица?
- Ляля не знает! Не знает! - Лялька зашагала по комнате.
- Ляля, верните мне эту пуговицу, - с нажимом произнес гость.
- У Ляли нет... нет ничего. Нет! - Лялька метнулась к кушетке, под которой хранила шкатулку".
Понятно? На слово "пропажа" сердце заколотилось. Ляля сразу поняла, о чем именно речь, и сразу заволновалась, потому что - воровать плохо. Отнимут и накажут. Так что знает она все, Февралина, знает, и ворует, а не берет, и понимает, что делает.
Мне понятно желание многих возвысить образ Ляльки до уровня князя Мышкина, но это, на мой взгляд, прекраснодушие, и не более того:)
Всего лучшего,
Беспощадный Критик 20.01.2011 02:53 Заявить о нарушении
Февралина 20.01.2011 07:32 Заявить о нарушении
Извините, я не с того момента начал цитату, исправляю:
"Примерно еще через неделю Сергей, позвонив Ляльке, сказал, что заедет, но поздно, после спектакля. Лялька не ложилась - ждала. Сергей привез шоколадных конфет, поблагодарил Ляльку за отца. Говорил тихо, ласково. Лялька была ему рада, потому что никто никогда не приходил к ней в гости с конфетами.
- Ляля, дело в том, что у нас в доме обнаружилась маленькая пропажа.
Сердце у Ляльки заколотилось" (с).
Зачем вы придумываете того, чего нет? Я понимаю, что вы за светлое и доброе, но такие проколы допускать нельзя: вы пишите "заколотилось на недовольный голос", а автор - ровно противоположное: "Говорил тихо, ласково" - и никаких указаний, что голос дрогнул. Нет, Февралина, реакция Ляли была на обвинение в воровстве. Сергей как раз подумал про это ваше "не понять им наших мудрствований" - и принес конфеты, и голос подсластил.
Что-то у вас другой тут интерес, Февралина, не зря же вы было вспомнили:) Говоряти прямо, чего таится?
Всего лучшего,
Беспощадный Критик 20.01.2011 09:23 Заявить о нарушении
Февралина 20.01.2011 09:59 Заявить о нарушении
Душевнобольшные бывают разные, и клептомания - одно из проявлений душевных болезней, весьма характерное для людей с ЗПР. Некоторые из них, возможно, и не понимают, что делают, но у большинства знакомство с "это нельзя" уже давно состоялось, поэтому наказания боятся.
Давайте больше не будем упоминать мою знакомую - я согласен, что она совсем другой случай (пусть там осознание и корысть или что еще), но вот и Ляльку возвышать тоже нужно иметь основания. Собственно, для меня вопрос в другом: если вы утверждаете, что зло (а воровство это не добро, как бы мы его не называли) Лялки было бессознательным (от непонимания) и его должно величать нейтральным словом "брать", то и Лялькино добро (что бы там не подразумевалось под этим эфвемизмом) тоже бессознательно, а значет его ценность на той же нейтральной отметке, что и зло, и действия Ляльки должны называться таким же нейтралоьным словом, например, "проводить" (проводить добро), как это и было сделано в моей статье.
Февралина, нельзя молится двум богам одновременно: Добру и Несознанию. Один из них либо лишний, либо лживый. С другой стороны, я не вижу ничего зазорного в том, что вершащий добро промышляет воровством. Однако, я так понимаю, вам нужно безупречно белое? Это тупиковое желание: отрицающий зло, отрицает и добро, это же всем известно.
Приятного катания,
Беспощадный Критик 20.01.2011 10:22 Заявить о нарушении
Сердце у Ляльки заколотилось.
- Иван Трофимович хотел взять с собой в интернат китель, а одной пуговицы на нем недостает. Очень расстроился. Так может вы, дорогая Ляля, знаете, куда делась эта пуговица?
- Ляля не знает! Не знает! - Лялька зашагала по комнате.
- Ляля, верните мне эту пуговицу, - с нажимом произнес гость.
- У Ляли нет... нет ничего. Нет! - Лялька метнулась к кушетке, под которой хранила шкатулку".
Понятно? На слово "пропажа" сердце заколотилось. Ляля сразу поняла, о чем именно речь, и сразу заволновалась, потому что - воровать плохо. Отнимут и накажут. Так что знает она все, Февралина, знает, и ворует, а не берет, и понимает, что делает.
--------------------
Я уже выше написала, что сердце у Ляльки заколотилось на голос. Больные считывают настроение. И ее ответы были повторением слов того, кто спрашивал. Мне кажется, уважаемый Б.К., нормальное состояние нормального человека - это делать добро. Делать зло- это анамалия развития. С этой точки зрения не очень понятно, кто болен.
Рассказ Ани, мне кажется, о том, насколько далеко зашла наша цивилизация, если нормально у нас могут жить только "ненормальные" люди.
С уважением,
Февралина 20.01.2011 15:16 Заявить о нарушении
С другой стороны, вы все же заняты не тем: вы выдумываете то, чего нет в тексте. Вы привносите свое понимание, опыт, а на мой взгляд - желание видеть то, что хотите видеть. Вам НУЖНО, чтобы Лялька не осознавала "неправильности" воровства, и вы упорно ищите аргументацию в подверждение своей мысли. Но это получается именно мудрствование, словесная эквилибристика, а стоило бы говорить по тексту: если это важно, что Лялька прореагировала на голос, автор бы так и написал: "но Лялька почувствовала скрытую угрозу" - или что-то с тем же смыслом. Автор сделал с точностью до наоборот: на мой взгляд, эпизод выписан очень конкретно, и не нужно там ничего додумывать.
Что касается ваших светлых манифестаций по поводу добра - то я не против, я сам так думаю и стараюсь следовать этой идее, но мы ведь обсуждаем рассказ, а не мировоззренческие концепции. С другой стороны, мне бы не хотелось верить в то, что идеал добра - это тихий светлый идиот, способный совершать простейшую работу, но зато не знающий зла. Как я и говорил, в этом вижу деградацию добра, а не возвышенную картину идеального мира.
Мы уже не раз обсуждали, что читательское прочтение отлично от авторского замысла. Возможно, Аня хотела нарисовать светлый образ, вроде князя-Христа, но у нее получилось то, что получилось. Ведь подумайте сами, если отвлечься от Ляльки (Бог с ней!), у этой истории с пуговицами есть и оборотная сторона: автор нашел необходимым подчеркнуть, что те, кто принял взятие мзды (легко отнесся к потере пуговицы) - получили то, что хотели (беременность, выздоровление), а кто потребовал плату обратно - получили по заслугам. Это не просто так, Февралина, не просто так:( Это значит, что автор понимает корыстность добра или неосознанно проводит подобную мысль, а вот вы - нет, не понимаете, точнее, закрываете на это глаза. Вам такое добро невыгодно, оно обесценено, поэтому вы упорно твердите о бескорыстности Ляльки и той силы, что стоит за ней, но ведь это не так: пуговица не просто символ на память, это именно мзда: заплатил - получил. К сожалению:(
Вы поймите, Февралина, автор не всегда может выдержать ту мысль, которую хочет сказать. Часто его сюжетные находки ведут в противоположеую сторону от большой и светлой идеи. Аня немного заблудилась в противоречивости символики простых на вид вещей.
Всего лучшего,
Беспощадный Критик 21.01.2011 03:09 Заявить о нарушении
По поводу тихого идиота- олигофрен в стадии идиотии - это чаще всего растение. Осторожно с медицинскими терминами. Творит ли он добро? безусловно. Он учит людей состраданию. Сам он сделать ничего не может. Я иду строго по тексту. Мне кажется, что это Вы видите лишь то, что хотите увидеть. Повторяю, в их мире нет понятия "свое-чужое". Их мир проще и чище.
Я понимаю, что каждый из нас остался на своих позициях. Но вот критику в таком виде я совершенно не приемлю. Это не критика. Это ерунда, простите.
Да, в рассказе есть некоторые неточности, стилистические погрешности, но основная идея рассказа оформлена очень четко.
При всем уважении к Вам.
Февралина 21.01.2011 03:31 Заявить о нарушении
Но вы (простите за повторения) упорно доказываете обратное: вам НУЖНО, чтобы Лялька символизировала добро, потому что вам НУЖНО провести мысль о простоте душевной и чистоте помыслов. Нет, Ляля к добру не имеет никакого отнешения, она - кукла, средство, как ваш идиот-растение, на котором мы учимся состраданию.
Объясните мне конкретно, абстрагировавшись от образа Ляльки, зачем вы пытаетесь отождествить Лялку с добром? Почему вы хотите сделать добро в ней осознанным, а зло - нет? Что вам лично это дает?
С уважением,
Беспощадный Критик 21.01.2011 04:06 Заявить о нарушении
А уж если мы с Вами заговорим о зле, спору нашему не будет конца. Я не считаю, что есть зло. Это наше отношение, субъективное, естественно.
Февралина 21.01.2011 11:29 Заявить о нарушении
Ваша логическая конструкция для меня со стороны выглядит так:
1) Все младенцы рождаются невинными.
2) Невинность является признаком того, что каждому изначально присуще только добро.
3) Злу научаются в процессе взросления.
4) Есть люди, которые в силу своего слабоумия (или чего-то еще, но тут вряд ли можно конкретизировать не разрушив всю конструкцию) злу не научаются, то есть, сохраняют свое изначальное добро в чистоте.
5) Эти люди, даже совершая субъективно злое, находятся вне подобных субъективных оценок и совершаемое ими не должно называться злом.
6) Мы все больные (отягощенные злом), но не они.
Я все правильно понял? Если да, то готов привести свои контраргументы по каждому из пунктов, чтобы обосновать, почему эта логическая цепочка полностью не верна. Если. конечно, вам интересно мое мнение и продолжение этой дискуссии:)
Всего,
Беспощадный Критик 24.01.2011 03:21 Заявить о нарушении