Причуды Петра

         ПРИЧУДЫ ПЕТРА.
( Я обещал разместить фотографию "домика Петра" и "шкаф", где он спал.Табличка эта гласит,что нидерландский король (а точнее его супруга Анна Петровна) , выкупила этот дом и содержала, пока Россия (Александр Первый) не купили его у голландцев.После революции
дом оказался никому (России) не нужным, его снова "купили"-взяли на содержание голландцы.
Когда я был в мае 2009 года там с внучкой, то после нас "хлынула группа туристов-то ли  китайцы,то ли японцы...)

«Наполеон-это еще не Франция.Но Петр Великий-это Россия,ее плот и дух, ее характер, воплощение ее добродетелей и пороков.Личность Петра воплотила в себе всю Россию, это вместилище  душевной и физической энергии, неожиданно открытое между старой Европой, уставшей жить,и старой Азией, утомленной свои бездействием.Наполон-это  только величайший из французов,но это еще не Франция.Петр-это Россия»,-эти строки  принадлежат французскому историку.
    Вспомним Пушкина : «То академик, то герой». «Из шатра выходит Петр. Лик его  ужасен. Движения быстры, он прекрасен.»
   Русский историк Ковалевский составил «реестр» Петровскых  дел: «Царь сам переводил и печатал книги, изобретал шрифты, устанавливал для ткачей ширину холстов, требовал, чтобы пеньку на торг с лапками и мокрую не возили, хлеб, чтобы жали не серпами, а косами, по Неве, чтобы ездили не на веслах , а под парусами, печи в домах, чтобы делались с фундаметом и трубы широкие, чтобы человеку пролезть было можно, а потолки с глиной, а не бревенчатые, чтобы все люди ходили в церковь и у исповеди бывали, а епископы бы упражнялись в богословии, чтобы  коров , коз и свиней в Петербурге всякого люда чины  на улицу бы не выпускали, а токмо держали во дворах, ибо дороги  портят..»
    Петр прожил по нынешним меркам коротокую жизнь и ,если еще учесть, что до 20 лет фактически он не занимался «правлением России»,то успел он сделать очень много.
 Образ жизни его был необычен для  императора. Историк Ключевский говорит, что "он вел жизнь   бедного бродячего студента».Так было в России и за рубежом, где Петр бывал .
  Можно отметить особое «пристрастие» у Петра  к голландцам, как к хорошим мореходам, и к англичанам.
  В Гааге, где ему голландцы приготовили апартамены,он останавливаться в них не стал.Спросил:
-Где я буду спать?
Ему показывают роскошную комнату, но Петр заявляет:
-Я спать тут не буду.
    Поднимается на чердак, находит постель слуги и говорит:
  -Вот здесь я буду спать…
    В Заадаме, где и по сей день сохранился домик Петра, и где я весной прошлого года побывал, он спал « в шкафу».( Я постараюсь разместить фотографию, которую я там сделал.)У Петра еще была «боязнь большого пространства».Но надо сказать, что в ту эпоху спать « на спине» было не принято, на спине «лежал только покойник».
    «Прекрасного пола» в «руках Петра» побывало немало. В том же Заадаме Петр «взял для утех» служанку и заплатил ей 50 дукатов. Когда ее сменила акриса Гросс, то она удостоилась такого же вознаграждения. Актриса была шокирована, на что Петр заметил, что «эта особа служила мне тем ,для чего природа создала женшину,и служила  она плохо и не стоит даже той цены, что я ей заплатил».
     Во время путешествия в Голландии, Австрии, Англии с Петром было много «приключений».Он вел себя везде «очень свободно», не соблюдая подчас никаких правил хорошего тона, так скажем.
   .В Копенгагене он потребовал в час ночи, чтобы ему открыли естественно-исторический музей. Это было, конечно, нарушение распорядка.Но музей открыли.
    Петру понравилась мумия, и он потребовал, чтобы ему ее  подарили, когда же получил отказ, то оторвал  нос у мумии и проколол ее в нескольких местах со словами: «Теперь пусть у вас остается».
   Во Франции маркиз де Маннель приготовил для русского императора торжественную  речь.Но Петр не стал его слушать и сказал только: «Поехали».
    Но во Франции Петр вел себя ,можно сказать, скромно. Он как тут потерял «твердость характера».Екатерину  он  во Францию не взял, опасаясь, что ее «манеры» не придутся ко  двору французского короля.Он хотел свою дочь Елизавету выдать за малолетнего ЛюдовикаХV
   Его всюду сопровождал присланный королем некий Ле Буа.Отпущены немалые деньги из французской казны для приема императора  Северной  Империи.( Как теперь говорят –«представительские»). Но Петр, скромный в быту, не отказывает  себе в других удовольствиях. «Царь хоть и показывает признаки доблести,-пишет Ле Буа,- но это обжора и ворчун.Он поглащает такое колочество  вина, пива и всякой еды, что, кажется его желудок-бездонная бочка.»
     В Париже Петру для передвижения выделяю экипаж ,но Петр «артачиться»: « В таких «кибитках у нас только покойников возят».И желает иметь «двуколку», как у него в Петербурге.Интересы французского отечества выше всего, надо дать царю, то, что он хочет.Петр получает «двуколку».
   Назначется встреча с французским королем и маркиз Маннель спешит сообщит это известие русскому императору.Но «Император занят». Русская Пасха».Три дня идет грандиозная попойка, и все это за счет франузской казны.
  Наконец, Перт готов. Но вдруг изъявляет желание, чтобы малолетний французский король нанес ему первый визит.И хотя ему объясняют, что Регент, посланный  королем, это все равно, что  прибыл сам король, Петр «стоит на своем. На пятый день французы уступают и привозят малолетнего Людовика к русскому императору.
   Наконец, Петр появляется на улицах Парижа к ликованию французский публики. На нем кафтан, который никогда  французы ранее не видели .С одной стороны-кафтан становится «брендом», как  теперь говорят, и прочно входит во французскую моду, с другой стороны- «едкий критик» называет одежу Петра-«одеждой дикаря».
    Петру отведены покои в Лувре, а его многочисленной свите в Академии наук .Но Петр говорит: «Не буду здесь жить.» И выезжает в захудалую гостиницу, где и останавливается.
   За границей однако Петр многому научился, корабельной делу в Голландии и Англии, и балллистке в Австрии.
    В Голландии Петр, можно сказать, скопировал голландский флаг-триколор.
   


Рецензии
Петр был настоящим русским человеком. Но вел себя совершенно не так, как другие цари. И этим отличался и многим непонятен. Много сделал, много успел. Погиб совсем не как царь.

Ирина Некрасова   22.03.2012 13:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.