Автобиография

             В тот год произошло много важных событий: в январе родилась я, а в марте умер  Сталин. Моему рождению радовались родители. Его оплакивала страна. Историки ещё не решили, какое из двух событий важнее.
          

 Когда мне исполнилось шесть с половиной, я уже научилась складывать буквы в слова и предложения. Библиотекари, завидев меня на пороге,  возмущались:
           - Девочка!  Книжки надо приносить через десять дней.
Набычившись, глядя  исподлобья,  теребя обложки книг, я  замедленно промычала:
           - Что я с ними десять дней делать буду? Уже по три раза прочла.
Махнув  раздосадовано рукой, мне позволяли снова поменять книги. 


Глядя, как я устроила в сарае школьный класс и обучаю чтению соседских детей,  мама спросила:
- В школу хочешь?
- Конечно! – обрадовано подскочила я.
-  Ты уже девочка взрослая, где поликлиника знаешь. Подойдёшь к регистратуре, скажешь, что в школу идёшь, тебе подскажут какие  кабинеты пройти.
На следующий день, боясь расплескать радость в душе: «Пойду в школу!»  - неслась в регистратуру. Мне казалось, все замечали, какая я взрослая и умная.
- Где твои родители? – спросила тетя в белом халате через маленькое окошко.
- Мама на работе. – Ответила я.-  Бабушка в церковь ушла.  Некому со мной расхаживать, - пояснила.
- Ну, тогда пойдём, сказала тётенька и повела меня по кабинетам. Врачи по очереди осматривали меня, хвалили, какая самостоятельная девочка, но когда в кабинете зубного врача я увидела инструменты, у меня душа замерла и куда-то спряталась. Притихшая и испуганная смотрела я на врача.
- Не бойся, девочка, открой ротик, я ничего делать не буду. Посмотрю только. – Уговаривала  большая тётя, нагибаясь ко мне с блестящими штучками в руках, на которые я старалась не смотреть.
Я вросла  в кресло, съёжилась, и всё моё тело собралось в один комок  противостояния:
- Не хочу! – заорала, пытаясь убежать….
Держали меня вчетвером. И два моих зуба всё же выдернули. Зарёванная, подорвавшись с кресла, рванула в коридор.  И медсестра  из регистратуры повела меня в другой кабинет.
-  В какую школу хочешь ходить? – спросила врач.
Я не знала, какие бывают школы, но и показаться дуррой не хотелось:
- В русскую! – выпалила, не совсем понимая, что такое русская школа.
- На какой улице живешь? –  поинтересовалась врач.
- На Гагарина.
- Тогда почему в третью, вторая ближе к вам школа.
- Хочу в русскую,- упрямо повторила я.
Позже  я узнала, что школ в городе пять. Четыре украинских и одна русская, которую я выбрала. После там же учились моя сестра и двоюродные братья, и сестра, и их дети. Доверились моему выбору?


Нас с сестрой мать растила одна. Так как отец  ушёл «по большой любви», женившись в третий раз, забыл о нашем существовании. Как  давно, до нас,   вычеркнул из памяти свою первую жену с двумя дочками, где-то в Мурманске.
В коридоре стоял большой деревянный сундук, куда мама сбрасывала износившиеся вещи, я шила из них кукол. И вот захотелось научиться шить платья себе и сестре. Если я чего-то захочу – преграды устраняются.
- Мам, дай три рубля. -  Обратилась к матери.
- Зачем тебе?
- Хочу на курсы «Кройки и шитья» пойти.
- Нет у меня денег. Да и в получку не смогу тебе дать. – Вздохнув, проговорила мать.
Были летние каникулы. Я поделилась своей проблемой с соседкой Любашей, которая  года на два была старше меня.
- А давай, пойдём и заработаем? – предложила она.
- Как заработаем? Мне только десять лет, кто меня на работу возьмёт?
- В лесничество возьмут! - Люба возбуждённо жестикулировала руками перед моим лицом. – Мне рассказывали ребята, что устраиваются туда.
- Что мы там делать будем? Мы же ничего не умеем? – недоверчиво спросила я.
- Полоть! Сорго, кукурузу, свеклу. А как полоть нам покажут!
И мы пошли в лесничество, расспрашивая, где оно находится. К моему изумлению на работу нас взяли. В первый день повезли за город. И три взрослые тётки, показали, как надо управляться тяпкой, вырубая  траву  между деревьями посадки. Этому ремеслу я обучилась быстро. Когда мы овладели инструментом, через несколько дней нам «доверили» полоть сорго, затем свеклу. Под изнывающим солнцем, часто делая «перекуры» мы всё же одолели эту преграду. Через месяц мы получили зарплату. Люба, старше, ей выдали 15 рублей, а мне одиннадцать. Радости моей не было придела. Я визжала и скакала по дороге домой – я сама заработала деньги!
Распределила их просто: три рубля  - заплатить за курсы, три рубля бабушке Вере, прибавка к пенсии, а на пять рублей набрала ткани себе и сестре на платья. С той поры пришла вера в себя и свои силы.

Газета "Эхо Недели" г.Железногорск


Рецензии
Людмила привет!
Замечательная зарисовка. Первые заработанные деньги, первые покупки, первые страсти...

Леонид Воронин   03.10.2016 10:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.