Копирайт равно Кризис
Так "Что?", "Почему?" и "При чём?" (мой пример)
Да то, что магазины, где товар не давали лапать при выборе - вымирают, как динозавры.
И косо смотрящих, при этом, на покупателя продавцов - увольняют на фиг.
И торговые сети, не берущие на себя без звука убытки, если покупатель вообще что-то побил - давно уже в первом мире вымерли, да.
В девяностые годы, открытый доступ платил автору (да, не сразу, с большой задержкой) золотом (дешёвой рекламы), как велеречиво изъяснялись предки. "Патамушта" мало было в открытом доступе текстов. В нулевые годы, открытый доступ платил автору серебром (Лукьяненко - почуял - и изъял свои книги, получив золото - к чему серебром добирать?). Ибо книг в доступе стало много. Но и в нулевые, открытый доступ - платил, а не отбирал.
Вот, "Вселенную Метро" раскручивают... и есть шансы раскрутить. Ну куда, казалось бы?
Ну, как это можно сравнить с Вселенной "Мессии", где разведчики - мастера всяческих змеиных школ, а контразведка - Шаолинь, не меньше (заведомо раскрученная торговая марка).
А бесы, демоны, оборотни и прочие "Порченные Жрецы"? Предстоятели? Номосы и Космос?
Да, Фрай и Шумил с Локхардом на этом поле - не больно преуспели. Зато, теперь мы знаем "как не надо" К сожалению, не работает равная модель. Не преуспели слишком демократичные. Работающая модель - Желязны "После Победы". Надо полагать, всяческие Вайлдкарды (Дикие Карты, Козыри) - так же творились. Т.е., генерация и реализация идей может идти отовсюду, но решающее слово в художественном планировании коммерческого проекта должно оставаться за лучшими.
В следующую декаду, открытый доступ будет платить авторам медью, надо полагать... но закрытый - начнёт вовсе сметать с рынка. Увы.
Потребитель, отказываясь покупать "не пощупав" имеет такое преимущество в "весовой категории", что воевать с ним даже у медиагигантов нет ни малейшей возможности. Конечно, Миллениум Копирайт Акт, с дальнейшей войной против "копилефтового терроризма" - это было сильно Но это представляется последней агонией. Уже в тот момент, когда уничтожение одного несчастного Напстера создало пусть маленький, но мировой-таки "кризис доткомов" - всё стало окончательно ясно.
Люди не будут покупать технические новинки, дабы затем платить за музыку и книги для них... дороже, чем на старых носителях! Это - абсурд. Вслед за "войной с копилефтом" - неизбежно пришло схлопывание спроса.
Доступная музыка в сети - это индустрия компов и всяческих эмпегплееров для тех, кто ничем, кроме мультимедии, в контексте компов не интересуется. Доступные тексты в сети - это индустрия всяческих электронных книг. Качество этих текстов - бонус к образованию и общей культуре населения, так сказать.
Итого: Дело - денежное, дело - важное для экономики высоких технологий, дело - государственной важности - ещё и в смысле культуры.
Автор же, при этом раскладе (не индивид, но массово) - "пролететь" не может. В принципе. Без него - не обойтись. Так же, как и без конечного потребителя Вот издательствам и медиагигантам придётся, чтобы выжить в новых условиях - здорово переструктурироваться.
Тут текст (контент) приобретает весьма современную функцию - функцию "движка" раскрутки брендов. Если продвигать не чужие бренды (как Лукъяненко), а свой, то прибыль извлекается не только на роскошных бумажных изданиях - но и на всяческих "спинофах". Экранизации, мульты, детские игрушки. Конечно, максимум возможностей - у удачных авторских вселенных. Но Джордж Мартин, например, не упускает ни одной из этих возможностей и единолично, не допуская к своим мирам других авторов.
"Пример с Лукьяненко мне кажется не совсем верным. Все-таки, это разные уровни литературы и фантастики. Лука изначально был более широк в своем обхвате, что, кстати, сейчас играет с ним злую шутку, потому что перебор получился."
АБС - не были!
Они и оставались бы популярны в узком кругу ценителей из МНС и прочих студяг. Но...
АБС использовали золотые, в этом плане, девяностые - на всю катушку. Лукьяненко начал выкладываться ещё в фидонете, да. Зато, АБС выложили всё собрание сочинений. В разы больше хороших текстов, чем было у Лукьяненко. И стали классиками - ещё при жизни... ну, наполовину - при жизни, во всяком случае. АБС и Лукьяненко - лучшие тексты в сети девяностых до тех пор, пока не начали выкладываться Шумил с Фраем (уже в самом конце девяностых и... нет, Шумил с Фраем - не "лучше" АБС, но это - тож весьма неплохое чтение ;) ).
Джордж Локхард начал писать о драконах до Шумила. Он - не конфликтует с издательствами. Он пишет невероятно яркие вещи! Хоть в них и не хватает фирменной доброты Шумила. И... кто из вас знает Локхарда? В отличие от Шумила, он начал выкладываться в Сеть не в 98-ом (седьмом?), а в нулевых, да ещё - не в самом начале. Всё! Поезд ушёл. И для Сергея Щеглова - ушёл. Не создали страничку со всеми произведениями в девяностых (на lib.ru и sf.amc.ru) - добро пожаловать в компанию маргинальных, малотиражных писателей. Не про Олдей будь сказано, живые классики - не маргинал, но рынок для их книг сжимается точно так же - более, чем на порядок.
А более, чем "народный" Ник Перумов? Он - тоже затянул с созданием сайта. В начале девяностых он был просто неправдоподобно раскручен. К нулевым, он и близко не подходит к Лукьяненко. Тому Лукьяненко, который не даром начинает сейчас писать детские тексты, вовсе не характерные для его зрелого творчества. Он заметил, похоже, что его практически не знают подростки. Аудитория стареет. А как ей не стареть, он же снял в нулевых свои книги из Сети?
Издатели задушили lib.ru и sf.amc.ru - чисто конкретно от неумения поделить это золотое дно. Два этих сайта (пока не стояли, как почти не обновляемые - да ещё - с периодически удаляемыми текстами - трупы) - могли легко и непринуждённо, без дополнительных для себя расходов за месяц раскрутить любого малоизвестного приличного писателя. Хорошая рецензия - тут, линк крупным шрифтом - там... Но два сайта - это практически монополия. Вменяемого рынка рекламы - не создашь. Понятно, их было проще всего задушить до размеров "меньше прочих"...
Сетевая раскрутка выложенными текстами - идёт даром практически "ап фронт". Т.е., затраты с офлайновой рекламной кампанией - не соизмеримы, в тысячу раз меньше. Квалифицированный сотрудник редакции - за один день успеет выложить тексты в несколько библиотек - и кинуть ссылы на форумы вроде Архивов. Более того! Эту работу можно даже на самого писателя свалить!
А ведь именно этим издательства вот уже несколько лет, как занимаются! Печатают тех, кто уже раскрутился на Самиздатах самостоятельно.
Свидетельство о публикации №210031001111