Критика системы образования. Фрагмент лени
Оценки в школе и других учебных заведениях также являются стимулом.
Но лично мне этот стимул не нравится. Объясню почему.
Дело в том, что в реальной жизни нет оценок (во всяком случае, таких как в школе). А если человек, привыкший быть стимулированным оценками, выйдет из среды учебного заведения, то с этим выходом прекратится влияние этого стимула.
Именно поэтому мне не нравятся оценки. Их нет в дальнейшей жизни. Так зачем же привыкать к тому, чего вскоре не будет? А ведь терять какой-либо стимул – болезненное, непростое переживание.
За десять-одиннадцать лет (а сейчас хотят сделать двенадцать, вместо того, чтобы и те десять сократить и сделать девять-восемь, потому что время – дорого)... Так вот, за десять-одиннадцать лет можно хорошенько привыкнуть к этому стимулу (к оценкам). И эта привычка очень опасна. Разве не опасно привыкать к тому, чего нет в реальной самостоятельной жизни?
А ведь школа должна готовить именно к "прозе жизни"! Оценки, я думаю, не готовят... Думаю, хорошо бы реформировать систему образования и перестроить ее таким образом, чтобы действующие в ней стимулы максимально совпадали с реальными жизненными стимулами.
В жизни – другие принципы, другая атмосфера. Нельзя в системе образования создавать резко отличающуюся от реальной жизни психологическую атмосферу. Иначе это можно будет назвать «золотой клеткой».
Да, золотой психологической клеткой, в которой люди получают пятерки и радуются. Затем, через десяток лет, их выпускают из этой клетки. Выпускают в другую (не соответствующую или не совсем соответствующую клетке) психологическую среду.
И тогда жизнь может «поставить» нам двойку, но не в виде оценки-цифры, а – психологическую двойку.
Поэтому лучше с самого начала привыкать к реальным стимулам: 1) учиться не ради оценки-цифры, но ради своей же дальнейшей жизни, 2) поступать в ВУЗ не для того, чтобы потом называться человеком с высшим образованием (хотя и это является стимулом, но – второстепенным), но для того, чтобы стать специалистом в определенной области знаний/умений.
Школа и ВУЗ должны больше напоминать научную лабораторию в миниатюре; больше, нежели жалкую бюрократическую систему, оторванную от жизни.
Свидетельство о публикации №210031001223