Прошлое как предчувствие

Вместо эпиграфа:  «Время не имеет значения только жизнь имеет значение»
к/ф «Пятый элемент»

Как у вас  обстоит дело со временем? В каких вы с ним отношениях? И в каких отношениях оно  - с вами? Как вы его ощущаете, как  вы его проживаете? В  каком из трех времен – прошлом,  настоящем и будущем вы живете? Вообще оно важно? Вообще оно имеет какой -  то смысл?
Итак,  речь моя – о времени.
Смысл времени… Замечали ли вы, как мы с ним вольно обращаемся?  Мы говорим – «сейчас у меня  нет времени  на это», или  «у этого проекта нет будущего», или «когда  будет свободное время…», или – «время остановилось» - и  уже  не  задумываемся,  какой смысл мы вкладываем в эти выражения, и каков их истинный смысл. Время можно «тратить», время можно «выкраивать», время можно «планировать», время можно «выигрывать», -  подскажите мне,  что еще  можно  делать со временем? -  время можно «экономить», время можно «проводить», время можно, наконец «убивать».  Уже одно это, далеко не полное, перечисление различных операций, которые можно произвести со временем, доказывает, во-первых, что временная сфера занимает в нашем каждодневном проживании и переживании жизни значительное место (Хайдеггер  стал классиком в определении значимости времени, сказав,  что  «Время – это [смысловой] горизонт Бытия»), и во-вторых,  что переживание и проживание времени неодинаково, не равно, не  однородно. Чем это может быть обусловлено? Трудно однозначно ответить на  этот вопрос, так как нельзя даже привести сколько-нибудь удовлетворительного общепринятого определения самого феномена времени (Св.Августин «мы знаем, что  такое есть время ,пока не задаем себе вопрос  «а что такое время?»), но все же можно выделить несколько факторов,  которые влияют на то, как мы воспринимаем время. Эти факторы условно можно разделить на две группы по характеру источника влияния   -  на субъективные и те, которые имеют внешний по отношению к человеку источник. К субъективным факторам относятся преимущественно психологические характеристики состояния человека, например, такие как интенсивность деятельности, выполняемой в рассматриваемый период времени, и степень увлеченности деятельностью (например, психологи утверждают, что для детей время течет  быстрее – в силу того, что у них каждый день насыщен событиями, они очень активно осваивают  окружающий мир – их время как бы спрессовано, они успевают за день получить и усвоить объем информации, который во взрослом состоянии усваивается за более долгий период). Субъективными же факторами, а именно тем, какое полушарие мозга  у человека является доминирующим,  определяется и то, будет ли человек склонен больше оглядываться на прошлое, опираться на  опыт  прошедшего или  же он будет больше устремлен в будущее, с готовностью  встречая каждую  возможность испытать неизведанное. Но мне бы хотелось все же больше внимания  уделить  тем факторам, которые являются внешними по отношению к человеку.  Оказывается,  восприятие времени еще обусловлено  и типом  культуры, и структурой того общества, в  котором мы живем.  Русские  больше направлены в будущее, больше в него погружены. Действительно, можно найти этому очень много примеров: до недавнего времени мы все действительно жили  ожиданием наступления «светлого будущего», люди трудились во имя его, чтобы  ускорить его приход, совершали великие открытия. Это стремление, направленность в будущее проявляется по-разному: например, в том, как в фундаменты  зданий закладывались бутылки с письмами – «для будущих поколений», например, комсомольцев 70-х. Или наши комоды и  стенки – памятники будущему -  уставленные дорогой посудой,  которой можно было пользоваться лишь в особо торжественных случаях. Или стремление наших бабушек копить деньги «на черный день»-  копить, но надеяться, что  он никогда не настанет. Такое отношение ко времени накладывает отпечаток на весь  уклад, на весь стиль нашей жизни – это прозрачно –   будущее вытесняет отношение к другим временным сферам, таким образом оказывается что ради будущего нужно пожертвовать и прошлым и настоящим. Жертвование происходит на  разных уровнях – например, мы с легкостью можем пожертвовать прошлым, перекраивая историю как хочется; мы можем жить во времянках, наспех сооружая убогие жилища и надеясь, что вот наступит день и мы закончим капитальное строительство и будем жить во дворцах -  «мы наш, мы  новый мир построим (в будущем)» – а пока  можно пожить и в коммунальной квартире; или мы можем трудиться до изнеможения,  не щадя себя в  настоящем, и  мечтать о том, что «вот когда мы выйдем на  пенсию, то уж тогда  -то мы и  отдохнем», или более  трагичный вариант жертвования своим настоящим ради будущего – когда люди умирают, сознательно отдавая свои жизни (своё настоящее) ради будущего счастья будущих поколений. (цитата)… Возможно, поэтому мы  так терпеливы – мы  терпим многие  «неудобства», например, низкий уровень жизни, отсутствие горячей воды и отопления, коррумпированность властей и пр. надеясь, что в будущем что-нибудь произойдет, отчего мы вдруг станем жить лучше. Возможно поэтому многие из нас так непунктуальны – мы не знаем цену настоящему,  текущему моменту, мы живем как бы ожиданием свершения будущего, мы уже находимся между одним и другим моментом в будущем. Возможно поэтому мы так небрежны в  отношениях друг с  другом - мы надеемся, что вот наступит день когда – нибудь, когда подвернется случай, и я скажу любимому человеку, маме, отцу, детям своим, как они мне дороги, как я их люблю, как много они для меня значат - ну а пока- я этого не говорю и не показываю, потому что «время еще есть, время терпит»…и так и получается, что нам «не хватает жизни» - своей или жизни близкого нам человека чтобы сказать, как он нам  нужен. Устремленность в будущее и жертвование настоящим как  бы заслоняет от нас тот факт, что люди по природе своей смертны. «Забегая в будущее» -  каждый по разному – кто на  неделю, кто на год,  кто на десять лет вперед – мы  забываем, что завтра может  не  наступить. Поэтому вероятно отношение к смерти у нас очень негативное, смерть не воспринимается нами как естественное событие в жизни каждого человека, потому что смерть обрывает будущее. Это восприятие времени кажется нам настолько естественным, что всякое другое представляется нам  каламбуром или шуткой. Приведу пример: одна русская журналистка брала интервью у японского режиссера во время его посещения Москвы. Заканчивая интервью, она задала совершенно естественный для русского человека вопрос «каковы ваши планы на будущее?». В ответ получила: «Умереть». «И мы вместе рассмеялись» - пишет она. А смешного тут не было ничего. Для японца смерть – это совершенно естественное событие, которое не вызывает никакого ужаса или содрогания. Для нас факт, что люди умирают, интуитивно является трагедией, можно догадаться, что для японца, живущего на островах, в перенаселенных городах, в тесном соседстве с другими, наоборот, была бы просто невыносимо трагичной ситуация, когда бы все люди рождались и никто бы не умирал. Поэтому согласно этике самурая, в каждый момент своего существования нужно быть готовым к  тому, что в следующий момент тебя не станет. При таком  мировоззрении сфера будущего  оказывается конечной, имеющей свои, зачастую очень узкие рамки, пределы, а это в  свою очередь позволяет больше времени уделять настоящему. Действительно, зная, что  в будущем  у меня прежде всего – смерть, я больше буду уделять  внимание моменту сейчас, тому, когда я жив. Отсюда и большая забота о себе, своем быте (Япония  считается лидером по производству бытовой техники и страной с развитой социальной сферой). Отсюда и переживание каждого момента жизни как уникального, неповторимого- они убеждены, что каждый год сакура зацветает по-особенному, не так, как в предыдущий год.


Рецензии
Я неоднократно пытался уравновесить свое понимание времени. Погано ,что любимый организм подставляется и изменения заметны. Зубья, седины, складки. Ну, и фиг на него. Когда-то мне казалось, что я помню все до мельчайших, каждый день своей жизни. Теперь нет, приходиться выписывать кренделя и блоги, как-то закрывать прошлое. Чтоб не высовывалось всякую минуту,не всплывало из-за горизонта.
Мне трудно расстаться с собственным представлением о себе, как о человеке молодом ,подвижном, желанном, как о человеке, у которого много времени и сил в запасе ,который может еще "что-то этакое" выдать на гора...Короче, трудно быть молодым, легче молодцеватым.
Само по себе время, как субстанция ,тоже небезынтересно. Некто Козырев провозгласил гипотезу о том ,что время материально (физично). И у этой материи вполне себе прозаичные свойства - скапливаться, стекать. А мы антимоний развели, метафор...
Психологи, как первые враги всего живого, врут до бесконечности. У детей ,как раз все наоборот - для них время идет очень медленно, когда они его пытаются осмыслить, почуствовать. Это объясняется просто:
Для ребенка ,которому 1 год, еще 1 год равен не 365 дням, а всему своему прошлому -надо прожить еще одну жизнь.
Для дедушки 80 лет, 1 год - есть 1/80 от прожитого,что по ощущениям симметрично 45 дням жизни годовалого ребенка.

Касательно насыщенности. Да, точно, когда событий в единицу времени много, допустим ,как у брокера, то день, по числу пережитых событий равен году жизни обычного человека. Брокеру прошлая пятница кажется далекой - предалекой, тогда ,как его ровеснику безработному, который не отличает одну пятницу от другой , напротив ,очень близкой (буквально вчера).

Состояние психики.В стресс-ситуации время замедляется - описано, доказано, затверждено. За секунду успевает пролететь перед глазами вся жизнь.

Резюме: плюнь на него ,товарисч, подумай, и плюнь туда есчо раз, потом махни рукой, сматерись, отойди в сторону и грязно выругайся.Уверяю, оно (t) испугаиццо и убежит:))

Адвоинженер   14.08.2011 15:03     Заявить о нарушении