Нойд - сон. 1

"О Север ! Пустынное царство льдов,
 Страна тайги и камней.
 Замёрзнув, земля не хранит следов,
 Не помнит, кто шёл по ней.

 ...........................
 О Север ! Чертог ледяных ветров,
 Твердыня для тех, кто твёрд !
 Вернётся достойный твоих даров,
 Чей посох в пути истёрт,
 Скиталец, чьи волосы - как снега,
 Глаза - как озёра гроз.
 И не остановит его пурга,
 И не обожжёт мороз.
 Хвала возлюбившему твой простор,
 Вкусившему соль дорог..."

            ( "Зов Гипербореи" )
 
          Было это тогда, когда я только открывала для себя север. Я уже немного знала о саамах ( коренной народ Кольского полуострова, проживает в России, Норвегии, Финляндии и Швеции ), о их истории и верованиях. Знаний недостаточно с точки зрения образованного человека, но они были довольно обширными для простого обывателя.
          На новом месте жительства мне понравилось всё: тундра, сопки, многообразие ягод и грибов, низкорослый северный олень... Одним словом, это была любовь с первого взгляда. К сожалению, без взаимности, - недружелюбная зима с суровыми морозами ( -20' ... -40' ) и слякотное лето - полный набор для "шлифовки" человеческого характера и терпения. Но север есть север, люди со слабым характером тут не живут.
          Лето на Кольском полуострове год на год не похоже ( редкие жаркие дни, очень частые дожди и метель среди лета на сутки ).
          И вот в такую погодку, когда мокрый пушистый снег сменяется дождём и жарким солнцем, в августе - мои друзья решили показать мне красивые уголки северного леса и тундры. Выехали мы в пять часов утра - светло ( день то все 24 часа ). Одежда ( резиновые сапоги и роконы ) и пустые пока корзины заняли почти весь багажник ( компания - 5 человек ).
          Поехали мы в тундру по Серебрянке ( дорога, которая проходит через лес, сопки, болота, реки и озёра, и так до самой тундры ). Сказочно - красивые места. Нет слов чтобы описать буйство красок ( один только камень имеет столько оттенков, а мох, а многообразие северных цветов, а радующая глаз зелень деревьев ). Смотришь завороженно на пробегающие за окном машины красоты и чувствуешь восторг первооткрывателя.
          Мы были уже недалеко от тундры, когда наша машина "решила" остановиться. Незапланированная остановка обеспокоила наших мужчин. Они ( все трое ) с глубокомыслящими лицами собрались около капота машины. Нам стало ясно, что это надолго. А посему - мы с Мариной пошли гулять ( так сказать, осваивать новые места ).
          По обеим сторонам дороги начиналась лесотундра ( больше открытого пространства с зарослями карликовой берёзы, которая ковром из спутанных ветвей и стволов укрывала землю ). По такому настилу в туфельках не пройдёшь - только в сапогах.
          Как - то так получилось, что пройдя через эту берёзовую преграду, мы с Мариной пошли в разные стороны. Я направилась к остаткам какого - то строения на небольшой сопке. Это были руины, возможно, жилого дома и рядом загон для оленей. Пустые глазницы окон чернели одиноко и дико. А вот загон оказался целым, как будто только что отсюда ушло стадо оленей. Не было видно ни ягод, ни грибов вокруг этого места. Один только мох пятнами выделялся на земле.
          Я спустилась с сопочки в сторону от дороги. Где - то рядом слышалось журчание воды.
          Обойдя крупный валун, который стоял, как игрушечная пирамида, на несколько более мелких камнях ( саамы называют подобное сооружение - сейдами ), я обнаружила озеро, в которое из нескольких ручейков стекала вода. Вправо и вдаль от меня были видны кочки и небольшое болотце.
          Оказалось, что я стою уже на другой сопке. Вокруг меня росли странные для этих мест деревья. Они больше напоминали размерами и очертанием яблони средней полосы России, и располагались так, как будто бы их специально здесь посадили - "яблоневый сад" около  тундры ( их вывернутые, закрученные ветви, никогда незнавшие плодов, несли тут молчаливый караул ). Рядом была небольшая неутрамбованная площадка, которую окружали крупные камни. На "крыше" одного из таких камней кто - то расположил пирамидкой маленькие камни ( можно было только удиввляться, как это сооружение держит форму. Каждый камешек имел свои неровности, и ими - то он и цеплялся за "товарищей" ). В стороне ( но рядом с этим местом ) среди деревьев на земле были разбросаны камни значительно поменьше. Было что - то странное и интригующее в этих камнях. Но, только подойдя ближе, я, наконец, поняла, что передо мной каменный лабиринт. Он был круглой формы, но его спирали в некоторых местах были нарушены ( дорожка до центра несколько раз обрывалась небольшим земляным холмиком ).
          "Интересно... Но я его представляла себе немного иначе." - Неуспела моя мысль обзавестись ещё одним предложением, как какая - то неведомая сила потянула меня в лабиринт.
          Что собой представляет такой лабиринт ? Протоптанная по спирали дорожка - от края до центра. И параллельно этой узкой тропинке выложенная камнем спираль ( иногда с успехом имитирующая стенку ).
          Я не могла себе отказать в желании  зайти в лабиринт. Однако, когда я дошла до первого препятствия, то почувствовала неприятное волнение и страх, - я не знала, как мне поступать ( с такими лабиринтами связанно много мистических предсказаний ). Но возвращаться назад было весьма проблематично ( ширина дорожки была постоянной на всём её протяжении - ровно ширина моей ступни, увеличенный за счёт утолщения стенок радиус огибания концов стенок позволял "свободно", беспрепятственно двигаться вперёд, но не позволял разворачиваться и идти в обратном направлении. Неуклюжим движением в резиновых сапогах и широкой куртке от роконов можно было нарушить это, в общем - то хрупкое сооружение ).

продолжение следует


Рецензии