Критические заметки о марксизме-11

Маркс – большой европейский ученый. А по тому резонансу, который он произвел в мире, его можно назвать и великим ученым. Над чем он работал, какое общественное явление захватило его душу больше всего? Я пришел к выводу, что это – труд. Отсюда – выбор им пролетариата как субъекта истории, отсюда – анализ труда в политэкономии и попытка найти источник эксплуатации. Вся теория Маркса – о том, как труд создает материальные ценности, о том, кто трудится и кто якобы незаконно присваивает себе неоплаченный труд и богатеет, богатеет. И вызывает тем бунт, революцию. Теория классика стройна, логична, доказательна. Неслучайно Ленин сказал: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». И все это соответствует главной общественной  установке Энгельса: «Труд создал человека». Многие ученые мира согласились с Марксом, а нашим гражданам его учение было навязано властью. Попробуй не признай – и никем ты в жизни не станешь, кроме подметалы, сторожа, кочегара.

В действительности, Маркс и Энгельс абсолютизировали физическую составляющую труда, работу мускулов и оставили в тени его духовную составляющую – интеллект, нравственное чувство, экономический интерес, инициативу, риск,  короче – разум и волю. Это труд ученых, изобретателей, создателей новых инструментов и машин. Предприниматели остались в тени.  И получилось, что стоимость товара измеряется количеством общественно-необходимого физического труда затраченного на производство товара непосредственно рабочим. А прибавочная стоимость создается исключительно живым трудом рабочего. И все богатства мира созданы исключительно трудом рабочего. Свободный рынок производит стоимости товара окончательный приговор – в марксистском варианте без учета духовной составляющей. Конечно, и рабочий затрачивает на производство товара не только свою физический, но и духовный труд, я же говорю о специфическом духовном труде тех, кто обеспечивает рабочего местом, машинами, инструментами, идеями, кто организует процесс производства и платит зарплату.

Ныне Марксова трудовая теория стоимости не является доминирующей; в списке других теорий – Теория предельной полезности, Теория факторов производства. И сакральная роль пролетариата как субъекта истории в теории Маркса стала просто ролью определенной производственной группы наемных работников. Ныне стало ясно, что ведущую роль в общественном прогрессе играет элита, или та часть ее, которую называют креативным (творческим) классом, где главную экономическую функцию выполняет буржуазия. Марксова теория эксплуатации построена на ложном отношении к буржуазии, принижении ее  значения в истории и совершенно ничем не обоснованном возвеличении пролетариата.

Эксплуатации нет там, где есть свободный договор между работодателем и предпринимателем. Эксплуатация есть там, где есть принуждение – политическое и физическое. Рабовладение, крепостничество, ГУЛАГ, колхозы, Большая зона. Эксплуатация есть также, где есть обман, где доходы работодателя, компании скрыты от общественного глаза.
Капитализм и социализм – это просто два полярных понятия, которые на данном этапе обозначают индивидуалистическое и общественное начало исторического развития. Капитализму и социализму не надо сливаться, они будут идти параллельно, соперничая и сотрудничая. По Гегелю, снятие противоположностей отнюдь не означает гибель одной из них. Они должны слиться в неком третьем, более широком и глубоком качестве, но уже со своими роковыми противоположностями. Развивая теорию коммунизма, Маркс вышел из рамок гегелевской диалектики. Так требовала теория – историческая драма должна завершиться всеобщей гармонией, неким раем, где работают по способностям, а получают по потребностям.

Марксово понимание социализма с самого начала было ложным, потому что предусматривало однобокое решение вопроса – тотальное обобществление собственности. Берншейн и Каутский в этом вопросе были умнее Маркса. Они поняли, что классик впал в крайность. Сработало дьявольское начало в человеке: все или ничего. К тому же на Маркса сильно давил тот факт, что народ его вечно гоним, нигде у него нет отечества. И он решил: пусть ни у кого не будет отечества, а все станут пролетариями одной национальной масти. Да здравствует коммунизм! Вероятно, по этой причине интернационалистскую идею подхватили и русские большевики с их известным национальным составом.  7 марта 2010 года
 

Маркс зачинатель революционного движения по ликвидации буржуазных отношений в мире и уничтожения буржуазии как класса. Он «открыл» пролетариат – нового мессию вместо Христа, открыл земного освободителя, а не небесного. «Задача философии состоит не в том, чтобы объяснять мир, а в том, чтобы изменить его», - написал Маркс и создал соответствующую теорию с практическим приложением по уничтожению старого мира.
В течение всей истории его народ страдал от гонений и с трудом мог найти пристанище. А почему бы не придумать такое общество, в котором не будет наций вообще, в котором будут жить и трудиться одни интернационалисты? И ученый немец еврейского происхождения интенсивно взялся за работу. Идей много, но где стержневая?. А тут – Гегель, великий придумщик, мыслитель, изобретатель диалектики, сумевший уловить стержень развития человечества на основе одного принципа.
Есть абсолютная идея, которая  существует до времени, до мира, до природы (одно из воплощений понятия – ключевой категории философии Гегеля), которая сама себя развивает путем самопознания. Она – объект развития и одновременно субъект. Все начинается от элементарной клеточки, от зерна, в котором все свернуто. Сначала это –  «в-себе-бытие», потому что абсолютная идея «спрятана» в природе, в немой и слепой природе. В истории человечества, она становится «для-себя-бытием» – абсолютным духом. Прогресс – это самопознание абсолютного духа. Неплохая схема для характеристики всемирно-исторического развития.
Другая схема дана непосредственно в Логике. Здесь показан процесс развития от простого к сложному, от самой абстрактной категории  – бытия – через комплекс рефлективных понятий сущности до самой конкретной категории –  идеи. Идея – единство субъекта и объекта. Гегелевское развитие – не только движение вперед, но и возвращение к началу. Замыкание круга: от абстрактного бытия мы приходим к бытию конкретному, насыщенному, опосредованному бытию. Процесс развития не закончился, он пойдет дальше по той же схеме. Переход к высшей фазе происходит путем снятия противоположностей и рождения нового единства. Которое, в свою очередь раздваивается и продолжает развитие путем снятия.

В качестве исторического зерна развития Маркс взял простое и очевидное общественное отношение – борьбу угнетенных против угнетателей. Рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные, буржуазия и пролетариат. Снятие происходило, как у Гегеля. В результате борьбы угнетенных против угнетателей появлялась некая новая сила, которая снова раздваивалась. Рабы не победили и рабовладельцы не победили – появисись феодалы, крепостные не победили и феодалы не победили – появилась буржуазия. А дальше произошло отступление от правила, произошел неоправданный скачок в логике: пролетариат должен победить буржуазию. Почему? – Это многочисленный класс, относительно легко организуется, у него есть партия. Из этого вытекает необходимость  революции, диктатуры пролетариата, социализма, коммунизма.  И, как мы проверили, – необходимость ГУЛАГА, колхозов, единомыслия. 

Собственность. Ее развитие идет от примитивной общины. Дальше – резкий контраст – появление собственности рабовладельческой. Понять можно – раб стал рентабельным. Потом – наоборот: раб стал нерентабельным – выросли его производительные возможности. Феодальная собственность. Капиталистическая собственность. Развитие шло в сторону освобождения непосредственного производителя от собственности. А далее  Маркс снова делает скачок: конечная остановка этого движения – огосударствление собственности, только оно может завершить полное освобождение трудящегося человека. Одну тонкость упустил Маркс: освобождать работника надо было не от собственности, но от политического угнетения. Без собственности он становится рабом тирана. 

Товар. Развитие идет от простого к сложному. От примитивного продуктообмена к сложному капиталистическому хозяйству, где многое продается и покупается за деньги. Деньги, материальные средства вместе с рабочей силой становятся капиталом. Капитал – самовозрастающая стоимость. И еще один скачок: стоимость самовозрастает только за счет живого труда рабочего, а все остальные стоимости –  земли, машин, инструментов и прочего, – обозначенные как постоянный капитал «с», просто переносятся  на новый продукт. Все богатства создаются только руками и умом рабочего. Отсюда рукой подать до требования – отдать всю власть тем, кто стоит у станка, кто держит в руках молоток, метлу и прочее. Эксплуатация связана исключительно с наличием частной собственности на орудия и средства производства. И  здесь Маркс не справился с логикой Гегеля. Товарное хозяйство живет и успешно развивается во многих продвинутых странах, а административно-командное – заканчивается застоем. 

Ленин начал реализацию проекта Маркса, Сталин продолжил. Думаю, их отрывать друг от друга не следует. Ленин был образованнее и умнее Сталина, это несомненно. Интеллигентнее. Но линию они вели одну. Линию на тотальное огосударствление собственности и раздувание революции по всему миру. Сама Россия их интересовала мало, они рассматривали ее лишь как плацдарм для развертывания мировой революции, у которой есть начало, но нет конца.  Например,  Гитлера Сталин считал ледоколом революции. Гитлер должен был разгромить страны европейской демократии, а потом и Америку. Разгромить и остановиться, пока Советская Россия подготовится к решительной войне с Германией. Но история распорядилась по-своему. Это один вопрос.
 
Оба вождя – марксисты. Им, как и Марксу, силу придавали две общественные тенденции – желание построить мир интернациональный и желание построить мир для бедных. Революцию в России сделали евреи и бедные. Первые руководили, вторые стали пушечным мясом для первых. Первый же состав советского правительства подтвердит мою мысль.

Большевики захватили власть, разогнав Учредительное собрание. Таким образом, их власть была нелегитимной. И далее они не смогли ее легитимировать, потому что мировые события развертывались не в их пользу. И Конституцию Сталин принял, похожую на демократическую, и органы власти сформировал, как в Европе, и профсоюзы завел. Даже на выборы мы ходили, чтобы кинуть бюллетень и попить пивка, которое по этому случаю завозили в буфет. Однако все это было фальшивым, ненастоящим. Победа в Великой войне придала их власти некоторую  законность, однако они уже успели совершить такую массу преступлений, которых уже ничем не «покроешь». Получилась двойная нелегитимность: незаконный захват власти и незаконная расправа с законопослушными гражданами.

После смерти Тирана, его слуги пытались, как теперь говорят, «отмазаться». Но Берии не позволили это сделать – тут же его убрали. Он слишком много знал, и готов был идти до конца. Хрущев разоблачал культ и реабилитировал невинно посаженных. А где же наказание виновных? Не было наказания.  Где же свободные выборы власти? Их как не было, так и нет. Хотя на выборы народ ходил. Брежнев придумал новую Конституцию, однако бумага остается бумагой, пока нет реальной свободы выбора власти.
Так и прожила советская власть нелегитимно без малого 74 года. И похоронили ее не с почестями, а как самозваную у Белого Дома. Хотя вожди и успели превратить Красную площадь в собственное кладбище. 10 марта 2010 г.
 
Идею интернационалистского государства Маркс объединил с идеей государства всеобщего равенства. Получился сильный кулак, который ударил по России. Ленин и Сталин - как раз два крыла этой общей идеи: можно  предположить, что у первого, скрыто, превалировал национальный элемент (нет ни эллина, ни иудея), а у второго – социальный (чтобы никто не был богаче простого сапожника). После смерти Ленина передрались бедняги за власть. Но главное-то вот в чем: их власть была нелегитимной с самого начала. Они незаконно пришли к власти, дурно правили и умерли не по-людски. Осуждаю я жестокость и национальных уравнителей, и социальных уравнителей. 10 марта 2010 г.
 
 


Рецензии
Коротко и ясно. Спасибо.

Фома Заморский   10.03.2010 19:34     Заявить о нарушении
Уважаемый Фома! Спасибо, что зашли. Я очень ценю Ваши посещения и Ваши чтения.

Сергей Корягин   10.03.2010 19:45   Заявить о нарушении