К просмотру фильма Очарование зла

        А propos Вера Гучкова сама и есть одно из воплощений зла. И ничем она не очаровывается – только следует велению своей сути – то есть зла. Но вот ею и подобными ей очаровывается русская интеллигенция. Смешно слушать, что ей будто бы пришлось делать зло ради добра. Она вообще не думает об этом – разве что прикрывается в пограничных ситуациях этими банальными лозунгами. Ей скучно, она хочет играть в опасные игры, в главной роли и, конечно же, чужими жизнями.  Она не ищет смысла жизни – она ищет острых ощущений. Но, может быть, такими людьми очаровывается не только русская интеллигенция, но и – увы – тот Некто или то Нечто (в человеческой лексике – Бог), иначе как объяснить, что гений, Цветаева, человек неизмеримо выше – по всем параметрам – этой скучающей дамочки Гучковой, принесшей столько реального зла реальным людям, -  Цветаева мыла посуду и полы в ресторане Дома советских литераторов, чтобы не умереть с голоду («Прикольно, да?» - как скажет наша молодежь. А мы скажем: «ирония судьбы», а то и «насмешка над человеком»), и погибла страшной смертью – в то время как Гучкова благополучно прожила в Англии чуть не 100 лет и её дети и внуки не гнили в сталинских лагерях, как это произошло с дочерью и сестрой Цветаевой.
        Как часто русские люди делают итог: «На всё воля господня», «Так бог управил», «Ни один волос не упадет с головы человека без воли господней», «Неисповедимы пути господни», и так далее и тому подобное. Так что же, следуя вашей антилогике или вере (пресловутый русский фатализм), весь этот кошмар, хотя бы на примере несправедливости судеб двух женщин – Цветаевой и Гучковой, - всё тот же божий промысел? Из чего следует, что бог тоже играет – в жестокие, бессмысленные игры? Вопросы, которые я задала, наверное, вообще не надо задавать русскому человеку. Тем более, что его уже задавал Достоевский устами Ивана Карамазова. Но и религиозного фанатизма в России тоже бы не хотелось. Вспомните о последних выводах Гёте или Достоевского (если он вам ближе): люди есть и есть дела, человеческие проблемы и человеческие радости. Если вам хочется острых ощущений – катайтесь на горных лыжах! Но – не надо! – приносить в жертву человечеству или идее обыкновенных близких вам людей. Вообще не нужно никаких – жертв! Оно вообще отвратительно – это слово «жертва»! И это слово, и это деяние, и это понятие, и это явление. Христос был принесен в жертву человечеству. Потом было две тысячи лет. Каждый, кто хоть немного знает историю этих 2 тысяч лет, я думаю, понимает, как странна и напрасна была эта жертва. А главное – как странна эта религиозная история! Но люди любят этого так пострадавшего человека (я думаю, именно эту ипостась Христа) – и это понятно. Я тоже его люблю. И у меня над кроватью висит распятие. Но я никогда не пойму и не приму в христианской религии бога – отца (терминология христианская, я не могу иначе определить другими словами это Нечто), придумавшего этот странный и страшный спектакль. Но - это уже совсем другая история. Вернёмся, однако же, в реальную жизнь. По телевизору, у которого я сижу в эту морозную зиму, уже показывали юную девушку. Её спросили: «О чем ты молишься?» Ответ: « Я молюсь о том, чтобы сдать экзамен». И это на полном серьезе. Занимайся, деточка, учись – и тогда сдашь экзамен. Вот где опасность. Нужно же учитывать национальный характер. Из огня да в полымя! Никакого чувства меры! Именно в этом вечная проблема – в чувстве меры. Мда-а-а. Мысли скачут. Пора пить кофе со сливками в красивой чашке и съесть кусочек вку-у-сного торта. Не буду продолжать.


Рецензии