Лекция 23

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу  решения не только многих  важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность  к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому  себе.  Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая  термином    Я-концепция.
Я-концепция возникает у человека  в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное  внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
       Периодом возникновения сознательного  “я”  , как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст.  Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.

ПОНЯТИЕ,  ЗНАЧЕНИЕ  И  СТРУКТУРА   «Я»-КОНЦЕПЦИИ.
              Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я»  субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты  этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет  единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится   самосознание.  Но  Я-концепция  -  понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.  Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие:  « Я-концепция  -  это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.  Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом- Я  или  картиной- Я.  Составляющую, связанную с отношением к себе  или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.  Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.  Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека  -  с самого детства до глубокой старости.  Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :
1.  Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.  Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства  или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.  Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.
2.  Я-концепция как интерпретация опыта.   Эта  функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у  человека существует устойчивая тенденция  строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
3.   Я-концепция как совокупность ожиданий.   Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.  Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.  Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.  Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
         Во  многих психологических теориях Я-концепция является одним из  центральных понятий.  Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.  Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов.  Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы  (см. рисунок №1) . На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания.  В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой  -  осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я      (Self )  рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I )  и  Я-как-объект  ( Me )   . 

                Глобальная   Я-концепция



Аспекты,
выделенные        Я-сознающее                Я-как-объект
Джемсом               (процесс)                (содержание)

                непрерывное
                взаимодействие


Компоненты             самооценка               
установки                или приятие                образ Я
                себя
               
                тенденции
                поведения
               

                Я-концепция как
                совокупность
                установок “на себя”



               
                реальное Я                идеальное Я                зеркальное Я
   Модальности             или                или                или
                представление              представление            представление          
                о том, каков я                о том, каким я              о том ,как меня               



     Аспекты        физическое                физическое                физическое
                социальное                социальное                социальное               
                умственное                умственное                умственное
                эмоциональное            эмоциональное              эмоциональное


                Схема 3.   Структура  Я-концепции

Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно.  Одна из них являет собой чистый опыт, а другая  -  содержание этого опыта  (Я-как-объект).  Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти   элементы  настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов,  поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане, в психологическом плане они существуют слитно .
       Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать  Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя.  В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным  (когнитивная составляющая установки).
Эмоциональное отношение к этому убеждению  (эмоционально-оценочная составляющая).
Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
  Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :
 Образ Я  - представления индивида о самом себе.
 Самооценка  -  аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты     образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
 Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
       Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.
       1. Когнитивная составляющая Я-концепции или  Образ Я.
Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении.  Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.  Конкретные способы  самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными.  Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных :   “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия.  Эти характеристики :  атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п.  можно перечислять до бесконечности.  Все они составляют  иерархию по значимости  элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.  Такого рода самоописания  -  это  способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка -  не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому  знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик  и противоречий.  Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.
       2.   Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции    или самооценка.  Человек как личность  -  самооценивающее существо.  Самооценка подразумевает под собой  “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “  .  Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду . Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”.  Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
       Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных  этапах становления личности:
-  оценка других людей;
-  круг значимых других или референтная группа;
-  актуальное сравнение с другими;
-  сравнение реального и идеального Я;
-  измерение результатов своей деятельности.
       Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением,  без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
       3.   Поведенческая  составляющая  Я-концепции  заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.  Всякая установка  -  это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом.  Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки.  Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.
       Выделив три основные составляющие Я-концепции не следует забывать о том, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны.  Образ и оценка своего  “Я”  предрасполагают человека к определенному поведению ;   потому глобальную    Я-концепцию
    мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя.  Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.
       Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.  В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя.  Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.


Рецензии