8. Память

                1. Как мы запоминаем

Психолог: Среди многих психических процессов самым важным, наверно,   является память. Трудно даже представить себе жизнь людей, если бы они не могли сохранять, накапливать и воспроизводить  информацию,  полученную ими из разнообразных источников. Ведь наше прошлое постоянно присутствует в нашем настоящем в виде  навыков, знаний, привязанностей, воспоминаний, образа жизни. От прошлого тянется нить к будущему: мы планируем свои действия, основываясь на собственном опыте и на знании обстоятельств, в которых собираемся действовать. Без памяти мы были бы детьми мгновения, не способными ни учиться, ни думать, ни сознавать себя.

И как человек запоминает?

Психолог: Наука утверждает, что главным органом памяти является головной мозг. Учёным, правда, до сих пор не удалось установить, каким образом увиденное, услышанное и прочувствованное человеком «записывается» в его нейронах, но  многие механизмы запоминания уже понятны. Прежде всего, удалось установить, что у каждого человека существует несколько видов памяти.

Какие это виды?

Психолог: В зависимости от длительности сохранения усвоенной информации, различают память мгновенную, кратковременную, долговременную и промежуточную.
Мгновенная память – это непосредственное отражение того, что мы видим, слышим, чувствуем в данный момент. Большая часть запечатлённых в мгновенной памяти образов изглаживается из неё уже через полсекунды, чтобы смениться новыми.  Как правило, они угасают быстрее, чем мы успеваем назвать то, что видели или слышали.  Однако некоторые  художники обладают развитой мгновенной памятью. Им бывает достаточно один раз посмотреть на пейзаж, обстановку комнаты или лицо человека, чтобы потом продолжать работать над картиной, сохраняя во всех деталях их образ.
Из мгновенной памяти запечатлённая информация поступает в кратковременную память. Кратковременная память очень хрупкая. Начнёт, например, ученик заучивать стихотворение, прочтёт его один раз, постарается повторить. Если в этот момент раздастся телефонный звонок, и он отвлечётся на разговор, то окажется: после разговора вспомнить стихотворные строки практически невозможно.
То, что в кратковременной памяти сохранилось за день, поступает в конце концов в долговременную память. Она имеет практически неограниченное время хранения. Например, хорошо выученная таблица умножения или любимые стихотворные строки остаются в памяти человека на всю жизнь. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную происходит во время ночного сна, когда человек полностью отключается от внешнего мира.  Окончательно долговременная память формируется спустя 5-8 часов после обучения.
А ещё каждый из нас обладает оперативной памятью. Она включает элементы кратковременной и долговременной памяти и проявляется в тот момент, когда мы заняты определённым делом. Например, во время контрольной работы по математике ученику надо одновременно вспоминать  всё выученное раньше, помнить о том, что он сделал в первом действии, и не забывать то, что надо сделать сейчас, в настоящую минуту.

                2. Особенности  памяти

 У всех  людей память «устроена» одинакова?

Психолог: Нет, это не так. Вы и сами, наверно, не раз замечали, что память каждого человека имеет свои особенности. У кого-то превосходная память на лица, но он совсем не запоминает обстановку, другому ничего не стоит прочитать наизусть целые страницы стихов, но он спотыкается о первую же формулу. Эти и многие другие особенности являются врождёнными. У большинства людей различные виды памяти перемешаны. Однако у некоторых один вид памяти главенствует. Кто-то  обладает, например, великолепной двигательной памятью.

Двигательной памятью? Это как?

Психолог: Люди, у которых преимущественно развита двигательная память, легко учатся играть на музыкальных инструментах, без труда осваивают сложные спортивные упражнения, прекрасно танцуют. Но слова они могут запомнить лишь после того, как  несколько раз повторят их про себя. Читая, такие люди шевелят губами и, чтобы не забыть текст, стараются записать его.

Кроме двигательной есть другие виды памяти?

Психолог: Бывают люди, у которых преобладает слуховая память. Вопреки известной пословице, они предпочитают один раз услышать, чем сто раз увидеть. У других, напротив, преобладает зрительная память.

А из поведения человека можно понять, какой вид памяти у него развит?

Психолог: Люди с разными видами памяти ведут себя в сходных ситуациях по-разному. Так, если человек со зрительной памятью желает вспомнить номер телефона, он старается представить его себе написанным. Человек с двигательной памятью произносит номер телефона про себя, вспоминая речевые движения, или пишет в воздухе. Человек со слуховой памятью воспроизводит интонацию и голос, диктующий ему нужные цифры.

                Феноменальная память

По свидетельству современников, полководцы Юлий Цезарь и Александр Македонский  знали в лицо и по именам всех своих солдат – до 30 тыс. человек!
Древнеримский мыслитель Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь один раз.
Великий врач, мыслитель и математик Ибн Сина (Авиценна) в юности провёл несколько лет, читая книги из огромной  библиотеки бухарского правителя. Когда через несколько лет во время пожара библиотека сгорела, учёный удручённо повторял, что, к несчастью, успел прочесть только 10 тыс. томов  и кроме них ничего не сможет восстановить по памяти. В Хорезме Авиценна  получил от шаха в помощь 40 писцов и каждому стал диктовать текст той или иной погибшей книги. Так были восстановлены бесценные сокровища библиотеки.
Хорошо известна история, показывающая на какие чудеса способна слуховая память, соединённая с музыкальностью. Четырнадцатилетним мальчиком великий композитор Моцарт попал в Рим и присутствовал на службе в соборе  святого Петра, где исполнялось «Мизерере» - большое произведение для двух хоров. Ноты «Мизерере» хранились в величайшем секрете. Моцарт, возвратившись домой, записал на память всю музыку. Когда запись сличили с рассекреченным подлинником, в ней не оказалось ни одной ошибки!
Художник Густав Доре  воспроизводил в гравюре один раз увиденную фотографию так же безупречно, как Моцарт один раз услышанную музыку.
Наполеон Бонапарт (ставший в 1804 г. французским императором) как-то раз в молодости был посажен на гаупвахту. Здесь он нашёл оставленный кем-то  сборник по римскому праву и прочитал его. Спустя два десятилетия он поражал маститых французских юристов, свободно цитируя выдержки из этой книги.

                Изучение языков

Давно замечено: чем позже человек начинает осваивать иностранный язык, тем больше  усилий и времени  он на это затрачивает. Специальные исследования показали, что если малыш прямо с пелёнок учится говорить, а со временем – читать и писать на двух языках сразу (или, по крайней мере, приступает к систематическим занятиям до 7-8 лет), они оба становятся для него родными. Человек запоминает их на всю жизнь и разговаривает без акцента. У тех, кто занялся иностранным языком после 8 лет, картина совсем другая. О лёгком запоминании говорить уже не приходиться. Каждое слово приходится заучивать, а грамматические правила зубрить. И сколько бы педагоги ни «ставили» произношение, речь всё равно будет отмечена характерным национальным акцентом. Если языком не заниматься постоянно, человек его просто забудет.
Из сказанного видно, что начинать учить языки нужно как можно раньше. Только до 5 лет человек в состоянии выучить свой первый язык – родной. И то при условии, что на первом году жизни, ещё не осознавая себя, он постоянно слышал человеческую речь.

                3. Забывчивость. Как правильно запоминать

Почему люди забывают?

Психолог: Как ни странно это звучит, память хорошо работает лишь тогда, когда  человек умеет правильно забывать. Учёные установили, что забывание – это такой же важный механизм памяти, как и запоминание. Ведь если бы человек запоминал без разбора всё, что оказалось в центре его внимания, его память постоянно засорялась бы малозначащими сведениями и очень скоро оказалась бы переполненной. Поэтому многие факты, разговоры и впечатления, если к ним периодически не обращаться, стираются из памяти. Так наш мозг избавляется  от мёртвого груза памяти, освобождая место для новой информации.

Расскажите об этом нашему учителю! Забудешь что-нибудь в выученном наизусть стихотворении, и он сразу снижает оценку!

Психолог: Не надо путать забывание с забывчивостью! Забыванием мы называем постоянное стирание из памяти повседневных впечатлений. Оно полезно для человека. Но если мы что-то специально заучиваем, а потом забываем – это уже забывчивость.  Люди всегда относились  к забывчивости как к досадной помехе. Сколько сил требуется порой на то, чтобы выучить текст параграфа в учебнике! Если бы можно было запомнить его с одного прочтения! Насколько легче было бы тогда учиться…
 
А существуют какие-нибудь правила запоминания?

Психолог: Конечно. Прежде всего надо понять:  часто память подводит нас не от того, что она слабая, а потому, что мы не умеем ею правильно пользоваться. Стараемся, к примеру, сразу «втиснуть» в голову большой объём материала или занимаемся бездумной зубрёжкой. Не удивительно, что у нас мало что выходит.
Вот простые правила, которые помогут вам, не перегружая памяти, легко усваивать и сохранять  необходимые знания.
• Никогда не зубрите! Старайтесь сначала осмыслить, понять текст. Кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает.
• Не относитесь к учению, как к надсадной, неинтересной работе. Заучивайте с желанием знать и запомнить. Давно замечено – то, что человеку интересно, он запоминает легко и без напряжения.
• Не откладывайте на последний момент! Если задание получено во вторник, а следующий урок будет в пятницу, не ждите четверга, выучите сразу, а накануне только повторите.
• Не старайтесь запомнить сразу всё. Заучивайте и повторяйте небольшими частями – лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день!
• Периодически освежайте память. Не позволяйте знаниям лежать мёртвым грузом. Начинайте повторять до того, как материал начинает забываться.
• Заучивая материал, делайте записи, рисунки, схемы, графики, сравнивайте с тем, что узнали раньше.

                Фунес – герой Борхеса

Рассказ «Фунес, чудо памяти» знаменитого аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса повествует о человеке, который из-за несчастного случая (он упал с лошади) не мог больше ходить, но зато обрел поразительный дар –  феноменальную память, способность запоминать абсолютно все, что попадало в сферу его внимания. Так, представляя себе какое-либо дерево, Фунес мог вспомнить форму и местоположение любого его листа в любой момент времени! Однако этот дар не дал его обладателю ровно ничего, поскольку Фунес удерживал в своей памяти только внешние впечатления и был  совершенно неспособен к обобщениям (ведь любое обобщение – это и есть умение «забывать» частности!). И хотя его способности многократно превышали способности других (он, к примеру, за одну ночь смог выучить латинский язык), и он хранил в голове колоссальное количество разрозненных фактов, Фунес остался достаточно заурядным человеком.


Рецензии
К сказанному добавлю, что человек с любым видом памяти отлично запоминает эмоционально окрашенную информацию.Причём, это должны быть эмоции положительные.Всё, связанное со стрессом, горем человеческая память стремится стереть, действует механизм защиты психики.

Марина Рощина   15.02.2020 20:04     Заявить о нарушении
Наверно, у каждого человека память имеет свои особенности.

Константин Рыжов   15.02.2020 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.