19. Возрастные особенности человека

Психолог: Человеческую жизнь можно сравнить с длинной дорогой. Когда человек молод, она кажется ему бесконечной, он живёт с ощущением, что у него ещё всё впереди и в его распоряжении много времени. Так много, что порой он даже не знает, как его использовать и чем заполнить. На закате жизни, когда большая часть этой дороги уже пройдена, человек оглядывается назад и видит, что годы пролетели, словно один миг. Он сознаёт, что время нельзя было растрачивать по пустякам в ущерб тому, что было задумано, о чём мечталось. Подробнее о возрастных особенностях человека расскажет мой друг Врач.

Что такое возраст?

Врач: Возраст – это один из периодов, этапов или циклов развития человека. Наступление каждого возраста сопровождается изменениями в организме, в умственном развитии человека, а также в самом его отношении к окружающим людям и миру в целом.
Считается, что человек от рождения до смерти проходит через пять основных возрастных этапов, пять эпох своей жизни: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Давайте поговорим о каждом из них.

                1. Детство

Что такого особенного в детстве?

Врач: Детство это самый активный, самый многообразный период в жизни человека. За 11-12 лет он проходит огромный путь от новорождённого до подростка. Казалось бы, ребёнок первого года жизни только спит, ест и плачет, совершает лишь неловкие попытки  перемещаться в пространстве, управляться с предметами, вступать в общение. Но именно в эти месяцы человек составляет мнение о том мире, в который пришёл. В детстве важно всё: окружающая обстановка, питание, уход, игрушки. Но самое главное – любовь. Если малыш лишается ласки матери, у него развивается глубокая психическая и физическая отсталость.

Детство можно разделить на несколько периодов?

Врач: Совершенно верно. Сделав первые шаги, ребёнок тем самым вступает в период раннего детства – от года до трёх. Это совершенно особое, уникальное время, когда человек овладевает такими фундаментальными и принципиально  новыми для него способностями, как ходьба, речь и мышление.
Возраст от трёх до шести лет принято называть дошкольным детством. Ребёнок быстро расширяет собственные  возможности: сам ест и одевается, учится кататься на велосипеде, рисовать и резать ножницами. Особенно важно в этот период совершенствовать мелкие и точные движения рук. Психологи доказали,  что подобные действия  напрямую связаны  с развитием мозга.
Трудным испытанием  для маленького человека становится переход  в разряд школьников. Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. Если этот переход совершился успешно, то от 7 до  11-12 лет развитие ребёнка протекает  плавно, без каких-либо особых проблем. Отношения с папой и мамой, оставаясь по-прежнему значимыми, всё же отходят  на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя. Рождается дружба, потрясают первые предательства. Нормально развивающегося  младшего школьника отличает широта интересов: он увлекается то рисованием, то музыкой, то спортом, пробует себя в самых разных областях.

                2. Этот трудный переходный возраст

А что особенного в отрочестве?

Врач: Подростковый возраст называют переходным. За очень короткий срок – примерно  с 12 до 15 лет (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребёнка превращается во взрослого. Этот процесс сопряжён не только с радостями, но и с трудностями. В период самого бурного роста мальчики прибавляют в год от 7 до 12 см. Девочки вырастают на 6-11 см в год. Внутренние органы, не поспевающие за ростом тела, работают с напряжением – отсюда утомляемость, сонливость. Снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей и излишним весом. Недавняя детская лёгкость и резвость  сменяются неуклюжестью. Резко вытянувшийся подросток порой не идёт, а тащится, не садится на стул, а тяжело падает, то и дело задевает за углы мебели, словно он не привык к новым границам своего тела.

Почему подростковый возраст называют «трудным»?

Врач: Физические изменения  вызывают  смятение. То и дело в голову приходят вопросы: «Почему я такой толстый? Почему у меня   непропорционально длинные руки и ноги? Почему у здоровенного парня высокий детский голос или заметная грудь у девочки, которая  ещё чувствует себя ребёнком?» Подросткам трудно поверить, что все эти проблемы временные, и многих они приводят в отчаяние. 
Подростковый  возраст  - самый драматичный в жизни человека.  Во многом это связано с двусмысленностью положения подростка в современном обществе. Он вдруг лишается большинства привилегий детского возраста. От него ждут взрослой серьёзности и ответственности за свои поступки. Учителя и родители не склонны снисходительно относиться к проявлениям легкомыслия и беспечности – всего того, что прощают детям. Однако преимущества взрослых подростку не предоставляются. Он зависит от родителей материально и морально, должен отчитываться перед ними, куда идёт, с кем и зачем.  Между подростком и взрослым словно идёт нескончаемый спор. «Я уже не ребёнок!» - заявляет молодой человек, отстаивая своё право на самостоятельность. «Но ты ещё не взрослый!» - отвечают ему, ограничивая и контролируя. «Я ещё не взрослый!» - говорит он, прося о поддержке и терпимости. «Но ты уже не ребёнок!» - слышит он на это и сталкивается с постоянным требовательным недовольством старших.

Ну, как здесь не сорваться!

Врач: Да, неудивительно, что подростка часто отличает  раздражительность, даже агрессивность. Порой у него возникают напряжённые отношения с семьёй. Подросток как бы отстраняется от родителей, перестаёт признавать их незыблемый авторитет. Особую роль в его жизни начинают играть сверстники. Отрочество  - это возраст коллективизма и подражания. Подросток стремится  одеваться, говорить и думать «как все наши».

                3. Юность и зрелость

Подростковые проблемы со временем проходят?

Врач: К 16 годам  в основном завершается  ускоренный рост организма, улучшаются самочувствие и внешность. Наступает пора юности. Ребёнок окончательно превращается во взрослого. Исследования показывают, что существенной разницы между мышлением юноши и взрослого человека нет. Расцвет переживают и другие способности: в юности часто сочиняют стихи и песни, рисуют, играют в спектаклях, изобретают. Юноша уже, как правило, знает, что ему нужно, и может управлять собой. Меняется отношение к учёбе: она воспринимается теперь  как часть собственных  жизненных планов. Один из основных вопросов подросткового возраста «Кто я?» сменяется вопросами о своих жизненных целях: «Чего я хочу?» и «Что я могу?». Сами обстоятельства жизни заставляют совершать серьёзный выбор: профессии, круга общения, стиля поведения, а возможно, и спутника жизни. Постепенно налаживаются отношения со старшими. Пережив острое разочарование в подростковом возрасте, человек в юности  начинает по-новому относиться  к родителям и учителям.

Чем зрелость отличается от юности?

Врач: Взрослостью или зрелостью принято называть  длительный этап между юностью и старением, примерно с 25 до 60-65 лет. Положение в обществе  взрослых людей более высокое, чем у молодых. И это, в общем, справедливо: уже накоплен жизненный опыт, есть знания и умения, которые приобретаются только с возрастом. Взрослый человек – это состоявшаяся личность со своим багажом знаний и умений.  Взрослый человек способен принимать самостоятельные решения и главное – нести ответственность за сделанный выбор, быть хозяином собственной судьбы. Вместе с тем люди с богатым жизненным опытом спокойно относятся к жизни, принимая её такой, какая она есть.

                4. Старость

Старость у всех разная!

Врач: Верно. Люди по-разному проживают  детство, юность, зрелые годы, но, пожалуй, никогда эта разница так не бросается в глаза, как на склоне дней. Кто-то и в 70, и в 80 лет полон бодрости, планов, идей, к нему тянутся окружающие, его мнением дорожат. Другой в том же возрасте лишь «доживает», целиком поглощённый своими болезнями и сожалениями об ушедшей молодости, а постоянное брюзжание и манера всех поучать  способны вызвать раздражение даже у близких.

Чем вызвана  такая разница? 

Врач: Считают, что самоощущение человека в старости во многом зависит от оценки им пройденного пути: испытывает ли он в итоге удовлетворение от сделанного и происшедшего или отчаяние, вызванное осознанием, что всё было не так, а теперь ничего не изменишь.
Самое тяжёлое в старости – это утратить смысл существования. Главные жизненные задачи выполнены, от человека уже никто ничего не ждёт, и сам  себя он порой начинает  воспринимать  ненужным, случайно забытым  обломком прошлого. Для стариков в полный рост становится вопрос о приближения смерти. Необходимо выработать своё отношение к ней.

Да, старость – непростой возраст!

Врач: Но вместе с тем это вершина жизни, точка максимального накопления опыта, знаний, мудрости. Пора максимальной свободы от обязательств и суеты. Знаменитый английский писатель Бернард Шоу, который прожил 94 года и до самой смерти сохранял удивительную работоспособность, бодрость и чувство юмора, в беседе о старости подчеркнул: «Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить  долгую жизнь, так и не познав её. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои  духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества, разума».

Почему люди старятся и умирают?

Врач: Знаменитый римский комедиограф Публий Теренций объявил старость болезнью. Многие из современных учёных согласны с ним. Они считают, что возрастные  изменения – результат повреждений, накапливающихся на различных уровнях организма. Упрощенно говоря, мельчайшие частицы, из которых состоит клетка, в процессе своей жизни неизбежно получают повреждения, «портятся». С такими клетками вступают в борьбу защитные системы организма. Но в них тоже накапливаются  испорченные молекулы. В результате с возрастом  значительно снижается способность исправлять повреждения, возникающие внутри организма. Какая-то из очередных «поломок» убивает человека…

Но есть и другая точка зрения?

Врач:  Некоторые учёные видят в старости закономерный этап  развития организма. Смерть, считают они, «запрограммирована» в нём с самого его зарождения. Ведь смерть незримо присутствует в каждом из нас уже с первых дней существования. Жизнь отдельных клеток, из которых состоит организм, заметно короче жизни всего организма. Например, каждую секунду внутри любого человека  умирает порядка 4 миллионов клеток крови, миллионы клеток кожи, хрусталика глаза, костей и т.д. Их место занимают новые, более молодые. Но с каждым циклом обновления в человеке накапливаются удручающие изменения: постепенно теряется упругость кожи, появляются морщины, уменьшается просвет кровеносных сосудов, изнашивается сердце и наступает время, когда клетки в жизненно важных органах перестают обновляться. Органы начинают стареть и разрушаются…


Рецензии
Как хорошо, что есть Ваши статьи, написанные доступным для детей языком!
А то вопросов у детей много, а не всегда знаешь, как ответить.
Благодарю Вас, Константин Иванович!
С уважением,

Наталья Малинина Исаева   17.05.2022 11:09     Заявить о нарушении
Я послала Вам личное сообщение, если не пришло, то напишу Вам здесь свой Email.
Очень нужна Ваша подсказка.

Наталья Малинина Исаева   17.05.2022 11:10   Заявить о нарушении
Наталья, я рад, что моя книжка, написанная для подростков, показалась вам полезной и интересной. Но в ней, как вы заметили, излагаются только общие вопросы. А самое важное всегда скрывается в мелочах. Специалисты тем и отличаются от остальных, что умеют давать ответы на частные, очень конкретные вопросы. Я, увы, не специалист в медицине.

Константин Рыжов   17.05.2022 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.