Юбилей
К компании женщин, занявших стол в ресторане, подошли еще двое.
.-Это я ее привела. Представляете, звонит телефон. Поднимаю трубку, слышу: » Это Лаша?» Меня уже сто лет так никто не называл!- произнесла маленькая стройная женщина с восточными чертами лица: смуглая ,черноволосая ,с огромными черными глазами.
Пришедшая с ней миловидная блондинка засмеялась:
-Мне же телеграмма пришла с номером телефона. Я была в гостях у племянницы в Ужгороде, звонит сын и передает текст телеграммы : «приглашаем юбилей класса» и диктует номер телефона . Звоню. Слышу голос- Света, тобто Лаша ! Вот и прилетела .Здравствуйте, девочки! »Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Все зашумели, стали обниматься. К блондинке подошла одна из них:
- Как я рада тебя видеть, Милочка ! Молодец, что приехала. Мы почти каждый год собираемся, а ты только второй раз приехала.
- Так получилось, Лиля. Мама переехала к нам и ездить было уже не к кому. Да и не складывалось как-то.
-Тогда остановишься у меня, договорились?
- Договорились. Ну, девочки, за встречу!
Зазвенели рюмки, потянулись руки к закускам. Слышалось :»А помните? А ты как?»
На Милу пристально смотрела одна из сидящих за столом.
- Ты что же, не узнала меня?- спросила она.
- Ну почему? Узнала , конечно, Галка .Но мы с тобой действительно давно не виделись. Я , пока здесь жила, каждое лето приезжала . С девочками виделась: с Лашай, с Жанной, с Лилей, с Дашей, а тебя видела на прошлом юбилее .Мы тогда фотографировались все: и девочки, и учителя.
- Да , я помню эту встречу и фото помню – ты стоишь на верхней ступеньке и будто надменно на всех смотришь.
- Глупость какая! И вид нормальный, и взгляд.
- Ну как же! Ты такие речи перед учителями и девчонками произносила! Целый спич. И вся из себя! Как- будто мы все из провинции , а ты – столичная штучка!
- Не слушай ее, Мила. Она сегодня не в духе.
-В духе, в духе. Не люблю воображал.
- Ну , знаешь, Галка, кто из нас из провинции еще уточнить надо:
я из областного города. А ты действительно из столицы, северной Пальмиры.Так что это ты у нас столичный человек.
-Да это ты так себя вела, как - будто что-то из себя представляла! Подумаешь, ассистент рядовой кафедры. А форсу-то , форсу!
Мила посмотрела на Галю, пожала плечами, потом повернулась к Лиле.
- Рассказывай, как сын, как муж, уже докторскую защитил?
Лиля наклонилась к ней и тихо сказала:
-Не обращай на нее внимание. Она еще в школе на тебя наговаривала: беднота ,отец пьяница.
Мила подтвердила:
- Да. Жили бедно, но папа пьяницей не был , хотя Бахуса почитал. Странно. Чего это она! Мы ведь дружили с ней в школе .И в Ленинграде я у нее гостила, когда в герценовский институт поступала.
- И с треском провалилась ! И Леничка тебе не помог,- злорадно сказала Галя.
-Да, - Мила рассмеялась.- С треском! Я в сочинении такое написала! Я недоумевала, за что двойка. У меня тогда действительно что-то с головой произошло: перепутала фамилии шолоховских героев и шекспировских ! Господи, и как это меня угораздило ! Что-то перемкнуло в голове ! Я долго недоумевала ,как я могла такое написать. Представляю, как повеселились преподаватели- такую галиматью они впервые прочитали!
-И Леничка тебе не помог!- повторила Галя.
- Причем здесь Леничка? Мы встречались, но к институту он никакого отношения не имел.
- Да , и цветы его, и конфеты, что приносил тебе на свидания, не помогли. Надо было больше заниматься, а не на свидания бегать!
- Ты абсолютно права - заниматься надо было больше, но и о свиданиях не надо забывать,- Мила улыбнулась.- Не понимаю, Галка ,у нас же с тобой были нормальные отношения.
-Какие отношения? Только и слышала: Леничка то подарил, Леничка то сказал. И в ЦПКО водил ,и в Эрмитаж, то на лодочке катались, то в Пассаж ходили .Подумаешь, провинциалку по городу водил!
-Да, провинциалку. А ты давно в Ленинграде живешь? То-то .Мы же в одной школе девять лет учились. И дома я у тебя часто была. До того, как Вы с мамой уехали. Я твою Бассейную хорошо помню. И коммуналку в Лениниграде помню.
- Я уже давно в коммуналке не живу - у меня огромная квартира на Литейном.
- Да. Я знаю – квартира мужа. Мне девочки рассказывали, кто у тебя в гостях был - хрусталем вся квартира завалена .Не понимаю, что на тебя нашло?
- Не слушай ее . Мила. Это она от зависти,- сказала Лиля.
-Завидовала?! Чему? Ее ситцевым платьям и лаковым босоножкам на пробке артельного производства?
Мила рассмеялась:
- Это ты о нашем выпускном вечере вспомнила? Ну и память ! Да , и ты в крепдешинах не ходила. Но за память – спасибо.
- Зато твой Леничка в хоромах жил – в старинном особняке. И родители у него – врачи, а сестра - кандидат наук. А ты? На почте сортировщицей работала ! Да ты ему не пара была! Красивый, интеллигентный, институт заканчивал!
Лиля опять сказала :
-Не слушай ее, Милочка. Она скоро лопнет от злости!
Мила помолчала. Потом, улыбнувшись , сказала:
- А знаешь , Галя, я ведь все знаю : мне Леня писал, как ты ему надоедала звонками ,как на танцы в его институт ходила, чтоб он тебя заметил .Смешно, право, так домогаться юношу. Он тебя не принимал в серьез. Смешная ты , Галя. Ты ему не нравилась, зато нравилась другим. И чего ты завела этот дурацкий разговор? Все ушло – и наша молодость, и наши увлечения , и наши ошибки.
-Зато ты ему нравилась:» Милочка написала, Милочка сказала.» Надоедал своими вопросами:» Почему она не пишет?» Ты ему не пара была, понимаешь?
-Конечно , не пара. Мы переписывались несколько лет .Он все приглашал в гости,- обратилась Мила к Лиле.- Он был очень славный юноша – типичный интеллигент. Зеленоглазый, глаза миндалевидные, добрые. Умный, интересный собеседник. Очень славный. Твоя правда, Галя, я не права было в отношении к нему – он заслуживал откровенности. Но мне было приятно его общество – и только. А когда я поступила в университет, у меня там появились другие знакомые.
- Ты думаешь ,он этого не знал? Все в жилетку плакался :» Милочка не пишет, Милочка фото не шлет». Подумаешь , Милочка!
-Да , он так меня и называл « Милочка»,»милая Милочка». Что в этом необычного? Я потом стала встречаться с Геной, помнишь, Лиля?
Та кивнула головой.
- И честно написала Лене, что у наших отношений нет будущего, мы из разных социальных слоев .Да, и мне нравился Гена.
-« Она решила». Видите ли – она! А как он воспринял это, ты не подумала? Для него это было как гром средь ясного неба: Милочка , его Милочка отказывается от дальнейшей переписки! Та подумала о нем?
- Нет. Не подумала. Надеюсь, ты его утешила? Я полюбила другого человека и честно призналась в этом.
- И чего ты ему голову с только лет морочила?
- -Галя, давай прекратим этот разговор. Тем более, что ты сама встречалась с младшим братом , а вышла замуж за старшего. Все,
все в прошлом - и Леничка , и наша молодость. Девочки, давайте выпьем за нас- за наш десятый «А».
Женщины, тихо слушавшие этот разговор, зашумели:
-За нас! За десятый »А»! За вечную молодость!
Лиля, обняв подругу, поцеловала ее:
- Ты всегда была благородной, и в школе, когда девчонки наговорят черт знает что, а ты все всем прощала. И никогда ни на кого не наговаривала, не сплетничала. Не то что некоторые.
- Да. Ладно , Лиля .Она может лишнее выпила.
- Да. Яд она выпила, яд зависти, -сказала Лиля.
Мила поцеловала ее и сказала :
- Знаешь, как я хотела приехать в наш город, увидеть наших девчонок! Походить по нашим улочкам. Навряд ли мы еще когда-нибудь так посидим , как сегодня , соберемся.
Галя сидела молча – ей было неловко за происшедшее. Все сделали вид, что ничего не произошло - шумно выпили и закусили. Смеялись.
Начались воспоминания:
- Девчонки, помните нашу любовь – нашего Мишу? В него полкласса было влюблено. Высокий , черная копна волос и пронзительные черные глаза!
- Еще бы не помнить – он первым появился из той когорты учителей, что были не просто носителями знаний, но и нашими кумирами.
-А ему нравилась Наташка, помните?
- В него была влюблена наша физичка, помните? Маленькая, очень курносая. Но преподавателем была от Бога!
- Да, физичка всех поразила ! Мы все увлеклись физикой , а ее кружок был самый многочисленный . Умница была поразительная.
-А нашу биологиню помните? Такая солидная, интересная дама, муж у нее был артистом . Она не ходила – она , как пава, плыла.
- А как нас Фрида дрессировала!
-Ну, положем, больше всех нас дрессировала Зинаида, наша директриса.
-Зинаида красавицей была !Маленькая , полная , но энергичная и очень строгая.
- А помните, девочки, как у нас одно время преподавала литературу бывшая актриса? Маленькая такая, с очень толстыми стёклами очков?
- Я её хорошо помню: на её уроках мы читали классику в лицах, мне пришлось как-то читать за Хлестакова! Не знаю, что у меня с ним общего обнаружилось, но пятерку я заработала!
- А наш буфет помните? На переменках бегали и покупали разные сладости!
- Я почему-то запомнила курабье и тещин язык. Вкусно было!
- Да, мы тогда не были избалованы вкусностями и считали, что подушечки и монпасье- вполне достаточное лакомство.
-Девочки, а как мы специально останавливались перед мальчишкой, отдавали ему салют, чтобы потом поговорить с ним, помните?
- Господи, какие же мы были наивные и смешные!
- Время было юности, потому и остались такие светлые воспоминания.
-А наш Миша! Как он читал Маяковского!
-Да, да! Как он произносил :» под этим мирным небом хочу смеяться и любить!»
-Девчонки! Это же он нам впервые говорил о Маяковском не как о поэте-трибуне, а как о лирике!
-Ой, девочки, когда он своим бархатным голосом произносил: »Я ж навек любовью ранен- еле –еле волочусь,» ой, у меня до сих пор мурашки по коже !
-« Любовь – это значит в глубь двора вбежать и до ночи грачьей рубить дрова, силой играючи. Любить- это с простынь бессонницей рваных срываться, ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марии Ивановны ,считая своим соперником!»
-Девочки, а ведь это он учил нас чувственной любви!
- Что мы тогда об этом знали!
-« В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела я не люблю парижскую любовь… Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств… Любовь в том, что встает за горами грудей над волосами джунглями»! С ума сойти, как он это произносил!
- Я тогда и не догадывалась , что он говорил о любви за деньги.
-А помните:» Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.»
-И дальше: »Я все равно тебя когда-нибудь возьму –одну или вдвоем с Парижем.»
- Очень перекликается с Высоцким.
- И с Евтушенко:» … постель была расстелена и ты была растеряна» Постельная лирика. Ее не печатали, но я слышала его в одном из клубов - он читал с листа.
-Девочки, я помню у Гейне строки : »Кто память у сердца отнимет о том, как была хороша ты в те дни, когда были моими и тело твое и душа? О, если б и впредь твое тело лежало в объятьях моих! А душу зарыть можешь смело, нам хватит моей на двоих» . Здорово, правда? Мы так многого тогда не знали! И именно Михаил приоткрыл нам таинство и притягательность телесной любви.
- Конечно, у нас же в стране секса не было.
Все рассмеялись.
- Именно поэтому был такой шок и скандал, когда Эльза в девятом классе забеременила! Помните?
- Еще бы! В нашей школе девочка, ученица, отличница , и вдруг – ждет ребенка!
- Она ведь была беженка из Эстонии. Ее родителей выслали и она приехала к тетке. Красавицей была удивительной: светлые косы на голове ,как корона уложены, глазища голубые и царственная походка.
- А ведь она держалась особняком :к себе домой не приглашала и ни к кому не ходила.
-Способная девочка ,училась на отлично и ее в десятый перевели без экзаменов.
- Да, но к нам в десятый она уже не пришла. Видимо, уехала.
- Девочки, а нашу первую учительницу помните?
- Еще бы – она нас по рукам линейкой била - строгая была, ужас!
И кормила нас – хлеб черный с повидлом, помните?
- А помните , как нас возили в Васильевку, на табачные плантации и мы там нанизывали табачные листья на огромные иголки?
- Помню, что потом руки отмыть было трудно. И вешали эти иголки в открытом павильоне, сушиться!
- А еще мы в Ливадии всем классом в лесу собирали желуди для чего-то!
- У нас было много всяких занятий, но спортом занимались все.
-А помните, как на контрольной по математике Эльза куда-то вышла , а потом вернулась со слезами.
-Так мы узнали про смерть Сталина и нас всех повели к его памятнику и по радио выступал Берия .Помню его сильный акцент, а содержание совсем не помню. Рев стоял!
-Мы тогда почти ничего не знали .
- Но ведь и у нас были в классе девочки, которые жили без родителей. А причинах не принято было говорить.
- Зато мы не знали и не интересовались, кто какой национальности и жили все дружно.
-Были такие времена . Мы больше внимания учебе и спорту уделяли.
- Ну , почему же! А на танцы мы ходили во все школы и клубы. А во время прогулок по набережной и во время демонстраций переглядывались с мальчишками. И влюблялись!
- Еще как влюблялись! И все- таки это было платоническое влечение.
- Как у кого! Я утверждаю, что секс был и на наше время!
-Конечно : дети – то рождались!
Галя рассмеялась:
- Девочки, что это Вас потянуло на такие воспоминания?
-А как мы пели, помните? Хор наш и по городу , и по области занимал первые места. Еще мы ходили в подшефные общежития и там плясали народные танцы, помните?
- Правда. Ходили и танцевали. А руководителя нашего хора, Рывкина, помните? Худой, высокий и очень интеллигентный.
Мила повернулась к Лиле и спросила:
- Помнишь, я на областном туре, в Симферополе, заболела гриппом.
Температура под сорок. Как домой доехала , не помню, но папа лечил меня дома гоголем - моголем! Я до сих пор его не ем!
Обе рассмеялись.
-Девочки! Помните, как мы на экзамены носили огромные букеты сирени?
- Да, и искали в букетах цветки с пятью лепестками?
- А под пятки медные пятаки клали , чтоб счастливый билетик попался.
- А сейчас? Тащат дорогущие цветы, а учителям – подарки.
- Да, у нас были отличные и бескорыстные учителя. Нам повезло.
- Да во все времена есть и будут люди и людишки. Так что дело не во времени. Хотя и время многое диктует.
Мила встала и куда-то пошла .Зазвучал « Школьный вальс»
Слушали молча, грустно улыбались. Вздохнули.
- Ну, девочки, пора.
Стали прощаться. К Лиле и Миле подошла Галя:
-Не сердись, Мила . Что-то на меня нашло.
- Пока -, ответили обе.
Они смотрели ей вслед молча.
Лиля сказала:
- Странная она какая-то. Кто-то из наших был у нее дома - полная чаша добра. И муж такой солидный. Сын учится. Чего это она?
- Она вообще-то умница -- в школе была одна из сильнейших математиков .Работает в каком-то закрытом институте. Ведущим инженером. Когда ее мама обменяла их полдома на Ленинград, я удивлялась: зачем? Потом поняла , что она о галкином будущем думала- дальновидная женщина оказалась . Она из глухой новгородской деревни сюда каким-то образом попала. А у Гали всегда много было амбиций. Она мечтала о театральном обществе в северной столице, бегала по театром, а поступила сначала в техникум, потом в институт. Достигла много. Может ей любви не хватает?
- У Гали еще брат был, что с ним , не знаешь?
- Был , помню, такой же рыжый и веснущатый , как и их мама .Он меня почему-то» зеленоглазым чудом» называл. Куда он исчез, не знаю .Я его в Ленинграде не видела и не слышала о нем ничего.
- У тебя глаза красивые и сама ты – хорошая.
-Все мы хороши и плохи по-своему. Пошли?
- Подожди – за нами Эдик приедет.
- У тебя Эдик – чудо!
-Знаю, и я его очень люблю.!
- Еще бы не любить такого красавца,- засмеялась Мила.
Прозвучал гудок. Подъехала машина .
- Ну, вот и Эдик – поехали. Всё, прошел наш юбилей, будем ждать следующего .
Свидетельство о публикации №210031201214
Вообще то такие встречи хороши тем, что сбрасывается груз прожитых лет, становится легко, как в молодости, отодвигаются на время текущие проблемы.
Ну а здесь, видимо, Галю заклинило на обиде из юности и прорвалось, чему она и сама не была рада.
Я пять лет проучилась в женской школе, потом пять в смешанной. В год окончания 59-ый в выпуске было 2 класса. В нашем классе из 24-ёх человек было шесть девочек. Мы дружили с девчонками из параллельного.
За все годы встречались нечасто. Редко на традиционных встречах в школе или, когда кто-то приезжал в город и воодушевлял на встречу, например одноклассник Миша Соболев из Ростова, приглашали как-то литератора-классную руководительницу и математика-директора.
Последний раз собирались в 2008г, как быстро время бежит. Одноклассница приезжала из Хабаровска.
Конечно, вспоминали своих учителей. Нам повезло! У нас была очень хорошая школа и прекрасные учителя. Иван Филиппович, директор, как-то сказал, что пытался организовать работу по демократически. На наше окончание школы пришлась оттепель. Мы были уже непуганные.
Я так много лет собиралась написать о школе, учителях в городскую газету, когда училась дочь, а потом сын. Школы, порядки, учителя, преподавание учебных дисциплин были настолько разительными, контрастными. Мои учителя были культурными, интеллигентными людьми. Они воспитывали нас своим обликом, своим мироощущением и мировоззрением.
Я успела сказать им своё благодарное сллово в местной печати.
Всего доброго, Людмила!
Зоя Чепрасова 09.05.2011 15:08 Заявить о нарушении
Людмила Каминская 3 26.10.2012 20:25 Заявить о нарушении