На чём проверяются люди? О Владимире Высоцком

На чём проверяются люди?
(О Владимире Высоцком)

Есть такое расхожее выражение «Пробежали мурашки по спине». Так говорят, когда стихи, или песня сильно тронули, тронули настолько, что мурашки, совершенно настоящие, действительно пробежали по спине. Это, пожалуй, главное, что отличает истинное искусство от дешёвой подделки. И, услышав это выражение, сразу вспоминаю, как я, десятилетний мальчишка поставил на проигрыватель маленькую грампластинку, на обложке которой было написано «Песни Владимира Высоцкого».
Собственно, о том, что есть такой певец, я уже знал. Тогда уже получили широкое распространение магнитофоны, и песни молодого артиста и поэта мигом разошлись по всей стране. Молодёжь была от них в восторге, взрослые, помню, были недовольны хриплым голосом и блатными мотивами во многих песнях. Молодёжь, видя недовольство взрослых, приходила в ещё больший восторг. Тогда, к слову, уже начала появляться молодёжь, скажем так, не очень советского настроя. Как ни как, оттепель хрущёвская ещё не закончилась…
А мне тогда было лет десять, я был ещё далеко не молодёжь, в этом возрасте дети ещё не вышли из-под влияния взрослых. И я разделял взрослую точку зрения, очень слабо при этом зная творчество Высоцкого. Но отец купил пластинку, и я решил её прослушать. Что там было? Всего четыре песни, помню их как сейчас: «На братских могилах не ставят крестов», «Кто сказал, что Земля умерла», «А он не вернулся из боя» и «Как призывный набат прозвучали в ночи тяжело шаги…». Вот когда у меня пробежали мурашки. Я прослушал пластинку не один раз, и с тех пор Владимир Высоцкий один из моих любимых авторов.
Вскоре прошёл фильм «Вертикаль», где главными героями были его песни. Одна из них стала очень популярной, «Если друг оказался вдруг…», её пели многие эстрадные певцы. У нас в школе был учительский хор, и это был один из лучших его номеров.
Пластинки с его песнями выходили очень редко, крайне редко можно было услышать Высоцкого на радио и телевидении, с большинством его песен можно было ознакомиться только с помощью магнитофона. К слову сказать, если бы ни магнитофоны, не узнал бы народ большинство его песен. То, что отношение власти к нему было, мягко говоря, прохладное, было ясно даже ребёнку. А такое отношение власти к поэту и артисту только прибавляло ему популярности.
Хотя, с другой стороны, правда и то, что песен его никто не запрещал, никто за них не преследовал. Политики Высоцкий касался разве что в шутку, антисоветчины у него никакой и не было, как не было и «советчины». Хотя с этим можно и поспорить, было у Высоцкого много «советских» черт. «На чём проверяются люди, если войны уже нет?» - вот главная тема его песен. А это, вообще, один из главных мотивов советской поэзии того времени, до афганской войны было ещё далеко, а кровавые междоусобные конфликты на постсоветском пространстве не приснились бы и в страшном сне. В 60-70-х молодёжь всерьёз переживала, что на её долю не досталось войны! В одной из своих песен Высоцкий перекликается с Михаилом Светловым, с его «Каховкой», с «девушкой в походной шинели».
Но уже тогда я чувствовал, что что-то тут не так. Огромное количество людей, которых я совершенно не уважал, тоже считали его своим кумиром. Всякие фарцовщики, приблатнённые юнцы и прочее, как сейчас сказали бы просто тащились от его песен. И это настораживало. За что они любили и уважали поэта, моего поэта? За его несоветскость. за жену-иностранку, за возможность ездить по заграницам и привезённые оттуда шмотки, за, едва ли ни единственный в Москве «Мерседес», за уголовные и кабацкие мотивы в творчестве. Наконец, за то, что он, по слухам, сильно пил. За последнее уважали особенно. Я, кстати сказать, очень надеялся тогда, что это только слухи. Не думаю, что этим людям понравилась бы та пластинка. Уже после смерти поэта, по телевизору показали любительские съёмки одного из домашних концертов Высоцкого, и было очень обидно увидеть рядом с любимым поэтом откровенное мурло. К большим людям часто липнет всякая шпана.
Но для меня настоящий Высоцкий прежде всего в песнях о войне, о дружбе, о горах. «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал!» Это ведь не только об альпинистах, но, вообще, о настоящих людях.
Помню, как летом 1980 года я был на сельхозработах в Качугском районе, и приехавший из Иркутска работник сообщил о смерти Высоцкого. Года через полтора вышла, наконец, книга его стихов с предисловием Роберта Рождественского. Экземпляров, дошедших до Иркутска, не хватило даже на все библиотеки. Я сделал заказ и ждал месяца два.
С тех пор прошло более четверти века. Изменился мир, изменилась наша страна, изменилось искусство. Увы, теперь это в большей степени шоу-бизнес. Интересно, как бы Высоцкий отнёсся к тому, что происходит в стране и мире. К современным песням, ко всяким «Муси-пуси»? Пожалуй, как к тогдашнему официозу. Но об этом мы никогда не узнаем.
Недавно прослушал несколько сотен песен Владимира Высоцкого на компьютере. Было очень интересно, каковы будут нынешние чувства в сравнении с тем, что было сорок лет назад? И что же, почти ничего не изменилось.
Я и сейчас считаю, что лучшее у него это песни о войне и о горах. То есть то, что и тогда издавалось официально. Но нынешний мой взгляд более критический. Я вижу, что часто он повторяется. На одну оригинальную вещь, может найтись десять перепевок. Об альпинистах, лётчиках, шахтёрах, моряках и прочих людях героических профессий почти одно и тоже. Очень часто повторяются мелодии, одна в среднем на десять-двадцать песен. Много зарисовок, незаконченных, не вполне удачных вещей. Но это ведь нормальный творческий процесс.
С другой стороны, его «блатные» песни это совсем не то, что нынешний уголовный «шансон». У него герои таких песен, это, прежде всего люди, у него нигде не превозносится «блатота». Просто в те времена даже малый налёт уголовщины был очень заметен. К слову сказать, недавно прошёл фильм «Фартовый», по книге, одним из авторов которой был как раз Высоцкий. И что же? Хоть действие и происходит в лагере, и кругом воры и бандиты, но главный герой им не чета. Он попал за колючую проволоку случайно и делает всё, чтобы оттуда поскорей выбраться. Как делает? Ударно и честно работает, активно борется с ворами. И, наконец, выходит на свободу. Типично советский образ. Как и многие из его киногероев, в первую очередь капитан милиции Жеглов…
И я, прослушав все песни от начала и до конца, а на это ушёл не один день, не удержался, и начал снова. Опять звучит знакомый хриплый голос. «На братских могилах не ставят крестов…»
И опять бегут мурашки по спине.


Рецензии
Один знакомый не молодой человек удивлялся тому, что песни Высоцкого по профессиям попадают прямо в точку.

Это песни мужские с мужским характером. Его песни с юмором, насмешливые, иронические тоже не самые плохие- смеяться над самим собой признак таланта и самодостаточности.

И конечно самые высокие песни –о войне,трудностях дорог , о Верности и дружбе,о любви к женщине и всюду очень хорошая образност,ь Что отличает талант,

Мне понравилось ваша работа - в ней уважение личности, творчества,Вы можете оценивать так как считаете нужным.

Он родился в Москве, работал в театре, но это истина _поэт и певец выходец из народа и смог передать всё ценное народа , душу и.характер, свое время.
Проходит время и к нему возвращаются потому что он часть народа ,народный поэт и писал для народа и любим народом и сейчас.
Назовите стихи других таких -нет их
Да. Он был пристрастен. И имел не самые хорошие пороки. Но в его стихах это как-то проявилось? нет. И ещё раз нет. Назовите ,пожалуйста эти стихи ,
если я не права.

Наталья Гончарова 5   08.02.2023 11:59     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, Наталья!
Я очарован Высоцким с детства и до сих пор.
Хотя мне в нём далеко не всё нравилось. Было очень обидно, что его любила всякая шпана. Но для меня всегда было очевидно, что он крупный поэт.
Сравнивать его с "обычными" поэтами трудно. Это как сравнивать полк который идёт в атаку без артподготовки с полком, которому помогает артиллерия. А авторское исполнение под гитару - мощнейшая артподготовка, которая захватывает слушателя.
Но моё мнение такое, что и кроме Высоцкого были очень большие поэты, которые не теряются и на его фоне. Были поэты ничуть не хуже, но им просто не повезло с раскруткой.
Также надо отметить, что и у Высоцкого (как и у других) есть ляпы. Жена говорит мужу: "шурин твой", а она должна сказать "брат мой", ибо шурин это брат жены.

Григорий Рейнгольд   08.02.2023 11:59   Заявить о нарушении
Мне кажется., что здесь выразилось отношение , ироническое причём , типично женское , к мужу и к своему брату, подобного её мужу. Нет нет это не ляп , это Высоцкий тонко чувствующий Иронию и умеющий её передать

Наталья Гончарова 5   08.02.2023 12:07   Заявить о нарушении
Здравствуйте, соседи по сайту. Попытаюсь дополнить тему этого замечательного очерка.

"Два высших пилотажа Владимира Высоцкого" http://proza.ru/2019/09/20/661:

(Рецензия на очерк «Засекреченный диск-гигант Высоцкого», автор, пишущий под псевдонимом «Uri Pech»)

Автор пишет о выпуске уникального винилового диска - результат сотрудничества В. Высоцкого и ансамбля "Мелодия" под управлением Г. Гараняна в 1975-м году. Свой текст он резюмирует такими словами: «…пусть большинство высоцковедов считает, что настоящий Высоцкий - это Володя с гитарой. Но мне кажется, что песни Высоцкого в оркестровке "Мелодии" - высший пилотаж песен Владимира Семёновича».

Мои словесные «пять копеек» (поклонника «Nazareht», «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Rainbow», «Uriah Heep», «AC/DC», … П. Чайковского, И. Баха,…) тут прозвучат так:

«Про высший пилотаж соглашусь с одним уточнением - Владимир Семёнович никогда не считал свое творчество исполнением песен. Он говорил в одном из своих интервью*, что выступает на сцене в индивидуальном жанре - декламирование стихов под музыкальный аккомпанемент. А это совершенно новый стиль - бард-чтец.

Хотя, «Новое - это хорошо забытое старое» и «Ничто не ново под луной» - Михаил Леонидович Анчаров**, под гитару, начал петь на 10-15 лет раньше Окуджавы и Высоцкого. Высоцкий говорил о нем, как о своем учителе. Можно сказать даже, что Владимир Высоцкий трепетно перенял военный «словарь» и стилистку исполнения у Михаила Леонидовича. И сделал это настолько ярко, что рядовые слушатели уверенно приписывали Высоцкому авторство даже таких хитов Анчарова, как: «Балалаечку свою я со шкафа достаю», «МАЗы», «Баллада о парашютном десанте».
Что-то подобное произошло и с Галичем. Бардом с большой буквы он стал тоже после встречи с Анчаровым.
Сотрудничество же В. Высоцкого с ансамблем "Мелодия" - ещё один из тех редких и удачных случаев в музыкальном мире, когда обработка первоисточника дала отменный результат. Поэтому точнее будет рассматривать эти два варианта исполнения, как две самостоятельные темы творчества, каждая из них хороша по-своему.

Т.е., с позиции музыкального достижения, совместная работа с ансамблем "Мелодия" - это высший пилотаж песен, написанных на стихи Высоцкого. А сольные выступления Владимира Семёновича - это высший пилотаж декламирования стихов, и, пожалуй, тут Высоцкому нет равных среди поэтов-чтецов. Благодаря такой новой манере исполнения, многократно усиливается сила поэтического слова, скрепленного максимальной атмосферой искренности, проникновенности и доверительности.

Высоцкий, как явление - это непревзойдённый мастер поэтического слова, разрушающий "Вавилон" непонимания и разобщённости между людьми. Этот талантливый автор создал некий новый, объединяющий язык - эсперанто от Володи, который, мелодией своего звучания и смысловой глубиной, нужен и одинаково понятен каждому из нас, кем бы он ни был: обыватель, домохозяйка, вор, милиционер, учёный, неуч, пьяница, лесоруб, воин, турист, влюблённый человек, альпинист, шофёр, моряк, ....».

Мощная энергетика Высоцкого ушла с ним в неизведанный космос, но её небольшая, но очень сильная часть осталась всем живущим, как бесценный подарок. Электронные носители запечатлели гармонию и мелодику его поэтического слова – это настоящий энергетический напиток для души и мозга каждого, действительно живого человека.

* www.youtube.com/watch?v=OpXLPjG4AwA

**Михаил Леонидович Анчаров — русский советский прозаик, поэт, бард, драматург, сценарист и художник. Является одним из основателей жанра авторской песни. Многие советские барды, фактически, запитались его творчеством. М.Л.Анчаров - участник Великой Отечественной войны. Дата и место рождения: 28 марта 1923;г., Москва, Россия. Дата и место смерти: 11 июля 1990;г. (Википедия) «Михаил Анчаров. Четыре времени года» http://www.youtube.com/watch?v=EQJiYQL2dcQ
P.S.1 С пылу, с жару свежей публикации, читатель Крылов пишет:
"Вот не думал Вить что у тебя про Владимира Семеновича вдруг прочитаю, благо пытаются сказать о Поэте здесь многие. Но так красиво получится не у каждого
и это тоже высший пилотаж...только теперь твой,
а Высоцкий ты прав...именно ЯВЛЕНИЕ нашей жизни
с уважением Дима"

В.К.: "Я и сам не думал, что напишу этот очерк, но так получилось:))) - пришлось записывать, коли сверху диктуют :)) (как Ахматова говорила: «И просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь».) А про Высоцкого легко писать - благодатный образ-кладезь. К этому живительному источнику ещё много поколений людей будет прикасаться потому, что творчество Высоцкого - это явление вне времени, классика созданная на века, тут сила слова цепко породнилась с гармонией мелодии.

За высокую оценку этого труда спасибо! Приму, как аванс доверия потому, что мне зазнаваться недосуг - трезво понимаю о кропотливой необходимости работать над своими возможностями, чтобы дальше хорошо "диктовали":))) (пишу с улыбкой робкой надежды)"

P.S. 2 Автор Uri Pech пишет:
"И я, когда ПИШУ ПЕСНИ за письменным столом, я рассчитываю на друзей" В.Высоцкий.
(Фраза из приведённого Вами ролика (2 мин 11 сек http://www.youtube.com/watch?v=OpXLPjG4AwA )
Высоцкий много рассуждает о том, что такое АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ.
Так что, как не крути, а получались у Высоцкого замечательные песни, очень стихотворно-насыщенные, а это не каждому дано: играть словами, делать текст не плоским, а многослойным (я имею в виду подтекст) С годами настоящие стихи могут самопроявиться по новому, и это чудо творчества".

В.К.: Тогда напишу, исключительно из озорства, в качестве доброжелательной шутки, что Юрий Гагарин был первым человеком из Космоса, а наш Высоцкий - родоначальник рэпа, у которого негры неумело передрали новизну жанра:)))) (шучу, может тоже неумело)

Если серьёзно, то это магическая сила настоящей классики, когда перечитывая, просматривая или прослушивая открываешь для себя что-то новое. Для примера, попробуйте сейчас, с высоты своего возраста, перечитать "Ревизор" Гоголя, замусоленный в школе, и вы удивитесь насколько шикарным окажется этот рассказ, да и древние "Три поросёнка" удивят немало:)))))

P.S. 3 Друзья прислали музыкальную ссылку, где Дмитрий Певцов исполнил "Кони привередливые" http://www.youtube.com/watch?v=8QnvZjcJSXg
Дмитрий Певцов, наконец-то, неожиданно удачно наполнил реальным смыслом свою фамилию. Молодец, удивил! Умело пошёл своей исполнительской тропинкой. Обычно певчий народ старается слепо подражать тембру Высоцкого из этого получается разбавленный звуковой "кисель" (недостоверный эрзац). На бардовскую вершину Высоцкого бесполезно лазить потому, что она индивидуальна - это не рядовой Эверест. Тут высококлассным снаряжением, упорством и мускулами голосовых связок бряцать бесполезно потому, что Вдадимир в каждую свою ноту жизненную силу щедро вложил, самоотверженно расплескав личную энергетику. У химиков есть такое понятие - перенасыщенный раствор. Так и с произведениями Высоцкого получилось - он так максимально ёмко всё наполнил, что туда уже ничего лишнего не добавишь - будет фальшиво литься через край авторского "сосуда".

P.S. 4 Александр Соханский радушно зажёг свой литературный "костерок" - очерк «За всё, чем дышишь и живёшь, зубами, брат, держись». Сюда, в виде словесных полешек, хочу добавить пару слов к затеянной полемике вокруг истинного авторства стихотворения "Последний приют": "...Судя по накалу и основному руслу течения рецензий на данный опус, можно, с удивлением отметить, что этот читающий народ, в основном, не впечатлился замечательным призывом «За всё, чем дышишь и живёшь, зубами, брат, держись», а сосредоточился на выяснении авторства стихотворения "Последний приют".

К слову сказать, совершенно нестандартная ситуация. Обычно, за право авторства люди, не только зубами, но и всеми доступными частями тела и средствами сражаются. А тут исключительный случай - никто толком не стремится застолбить за собой авторское право, проявляя литературную галантность. Наверное, это тот редкий случай, когда, из-за глубокого уважения к бардовской легенде, все склонны прекратить "боевые" действия.

В качестве дополнительного позитива, отмечу, что, даже благодаря этому частному обсуждению, виртуальная жизнь Владимира Высоцкого продолжается в умах и сердцах людей. На этом фоне не так уж и важной будет юридическая реалия - кто истинный автор. Тут, в любом случае, энергия мысли пойдёт в актив Владимира.

P.S. 5 Один читатель написал, что ему в жизни везло на встречи с известными людьми и среди них был Владимир Высоцкий.
В.К.: Звёздные*** встречи в жизни - это здорово. Так мы встречаем на своём пути друзей и любимых. Со звёздными людьми тоже полезно встречаться для выбора верных ориентиров личной тропинки жизни.

***
P.S. 6 Тут термин "звёздные" употреблён, как сверка со звездами небесного свода
***
Ещё к теме подцеплю строки текстового «паровозика».
Одна читательница тоже откликнулась на этот хоровод рецензий. Ей тоже захотелось похвастаться, что она видела легендарного барда и не только его. Не знаю насколько это всё правда, но она написала пространную рецензию, в которой ужилось двенадцать «Я» и целый список известных фамилий. Текст большого объёма оказался немногословным. Почему-то пришло на ум любимое высказывание актёра Филиппова (Борис, директор театра в к/ф "Зайчик" http://www.youtube.com/watch?v=5ndoX5WdrG4 : «Любите себя в искусстве, а не искусство в себе». : ))) (улыбаюсь) Когда ему сделали замечание, что он оговорился и неправильно переставил фразы в крылатом выражении, то Борис раздражённо сказал: «Да, какая разница!» : ))) (улыбаюсь)
Сознаю, что о феномене Высоцкого трудно добавить новое слово – слишком много уже сказано и прочувствовано. Многим остаётся описывать только свои личные впечатления или влияние творчества Владимира на течение нынешней жизни. Главное здесь то, что, так или иначе, наследие Высоцкого продолжает волновать людей, не оставляя их безучастными слушателями.

В.К. (13.02.2022): "Было познавательно читать такие размышления-факты.
А для себя неожиданно признаюсь, что после Вашего текста впервые это осознал - феномен Высоцкого корнями пророс в древний эпос. ВВ - современный Гусляр (Слагатель, былинщик, музыкант, народный певец, играющий/аккомпанирующий себе на "гуслях")".

С уважением, Виктор

Виктор Комосов   14.03.2024 12:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.