Re Работа над языком и выработка своего стиля

Есть такое соображение. Лучше всего, для завлекательности, строить повествование так, чтобы каждая следующая фраза (по возможности, конечно), была бы неожиданностью для читателя. Тогда возникает интерес: а что дальше? Читатель, он же, по большей части, как ребёнок, его привлекает неожиданное.

Помню, ещё в школе нам давали задание: выбрать из трёх предложений одно, которое не соотносится с двумя другими. Текст был примерно такой:
"Наступила весна. На деревьях распустились почки. В зоопарке родился маленький жираф."
Я был поражён - такое интересное начало рассказа! (Ну, а что там дальше, интересно, было с маленьким жирафом?!!)
Правда, именно эта фраза, по мнению педагогов, и была "лишней".

Нет, такие люди писателями не станут. Ибо, для того, чтобы быть писателем, надо работать не только с текстом, но и с подтекстом, а подтекст зачастую выявляется именно в вот таких, с первого взгляда парадоксальных, "лишних" фразах. Они смущают, они заставляют задуматься... А далее - ваше дело, маэстро, куда вы лично поведёте не только слова, но и то, что будет само собой подразумеваться под этими словами.
HelgonGrym писал(а):
Как Вы "вычищаете" текст? Я, к примеру, не останавливаюсь до тех пор, пока без заминок и задержек не могу прочитать собственноручно набранный текст.

Так и вычищаем. Флобер свои записи, по литературном редактировании, их ПЕЛ, выпевал, горланил!
Кстати, очень многое зависит от наличия слов-паразитов. Испортят любую вещь. Или от расстановки абцев и знаков пунктуации. Ну, полагаю, Вам и самому эти тонкости известны.
Ладно, прошу прощения у упомянутых выше белорусов, боясь, что на меня будут косо посматривать, в особенности брателлорусы и замшелорусы.
Кстати, у меня со временем собралась коллекция... искажений моей собственной фамилии. Там присутствуют и Элзимуров, и Елдомуров, и даже Жаремуров. "Велик и могуч, правдив и свободен русский язык"!
Ладно, пусть, коли я – урождённый дагестанец, пусть в языке поселятся и другестанцы и врагестанцы, и кругестанцы, и прыгестанцы, и проч. Теперь не обидно?

Всё это, в конечном счёте – просто упражнения, одно из средств расширить своё внутреннее понятие об архитектонике, упругой стальной гибкости, извилистости и, в то же время, исходной простоте языка, в которой скрывается масса возможностей и путей его дальнейшего совершенствования. Это как опробование инструмента, на что он способен.
Есть ритмика речи. Она подразумевает интонацию, с которой вы будете вести повествование.
Ну, есть ещё звукопись, например, но это уже более виртуозно и опасно – поскольку на виртуозность эту может и уйти весь ваш запал. Виртуозность во имя виртуозности – это что-то из области вычурности. Этакое рококо.
Самый обыкновенный язык в самой своей глубине уже содержит должную порцию звукописи. А также неиссякаемые возможности варьировать смысл и подтекст.

Возьмём простую фразу. Например: «собака бежит по улице».
Здесь видится что-то обыденное, не особенно интересное, скучноватое даже. Попробуем преобразовать.
«Бежит по улице собака…» - прямо-таки классическим стихом (кстати, стихи - согласен на все 100! - это очень хорошая школа). Появляется интонация некоторой взволнованности. Сразу хочется узнать: и куда же она так торопится? К хозяину или на котлеты?
«Собака по улице бежит…» - внимание переключается непосредственно на бедную собаку, чтоб ей икнулось.
«По улице собака бежит…» - это уже скучающе так, с зевотой, больше мне делать нечего, как на собак в окошко посматривать.
«Бежит собака по улице…» - в общем ряду перечислений сообщений о том, что происходит на улице.
«Собака бежит улице по…» - это экстрим уже. Горят фонари головой над и луна светит небе в.
Ну, и так далее (всего возможны 24 варианта).
Можно составить целый рассказ, к примеру:
«Собака, собака, собака.
По улице бежит, бежит, бежит!
Бежит по улице собака?
По улице бежит?
Собаки бегут по улицам.
По улицам бегут собаки.
Собаки по улицам бегут.
БЕГУТ!
ПО УЛИЦАМ!
СОБАКИ!»
Ну, и так далее.
Это напоминает распевку певца перед концертом. Вроде арпеджио.
Кстати, вы бываете в концертах? Или обращаете внимание на музыку полифоническую, исполняемую на разных инструментах?
Вот, допустим, основную тему задаёт труба. Вот, вторя ей запели скрипки, подхватили виолончели. Им отозвались снова духовые: валторны, гобои, флейты… Можно попробовать и такое упражнение. Не вечно же нудить один и тот же ритм повествования. Его можно прерывать, дополнять, пусть различные потоки вашей речи схлёстываются между собой, мешаются, спорят – вот ведь она, живость.
У разных писателей, разумеется, по-разному. Но, по-моему, всегда есть простор для эксперимента, непрерывных упражнений, момент и возможность выбора того или иного стиля…
А в общем, замечательно, что мы говорим на эту и многие другие полезные темы.
Ну, ребята, вы тему подняли! Бесконечную!

Лично я, разумеется, много читал, и классики, и фантастики. И подражал где-то. Вообще, подражания - хорошая школа, только потом бывает трудно отвыкнуть.

Свой язык, как литератор "популярного" жанра, черпал у Перельмана и Даррелла - чтобы некие научные истины не казались скушными.

Хорошо использовать упражнения с языком, обычные слова попробовать переиначивать (менять по одной букве; например, было: белорус-велорус-делорус-пелорус-селорус-телорус - пусть в шутку, но обучает владению языком), и смотреть, что получится. Вообще, стараться побольше экспериментировать в этом плане, и это не просто шуточки.

Выработка стиля - дело долгое и... и... по-моему, чем меньше этим заморачиваешься и меньше пытаешься писать "красиво" - тем лучше.


Рецензии
интересная серия
продолжайте!

Флорид Буляков   12.03.2010 15:27     Заявить о нарушении
Что "серия"? А Вы зашли бы на Форум - там не хуже ребята пишут...
С уважением,
Ваш Феликс.

Феликс Эльдемуров   12.03.2010 16:41   Заявить о нарушении
А ещё лучше - почему бы Вам не присоединиться к нашей тамошней компании?
Ваш

Феликс Эльдемуров   12.03.2010 16:57   Заявить о нарушении
что за форум?
я просто тут в разделе "критика" прочитал все ваше подряд, поэтому написал "серия"
очень интересно
но должен Вам сказать, что все зависит от врожденного чувства языка. То есть, не верю я, что можно человека научить характерному для него, отличительному стилю.

Флорид Буляков   12.03.2010 17:12   Заявить о нарушении
http://forlit.ru/, там очень много интересных ребят, и есть "Мастерская писателя" со множеством интереснейших тем. И администрация дельная.
А насчёт научить писать... Научить можно приёмам, научить искать в себе, помочь в этом. Ну, а переставлять ноги человеку, чтобы он ходил... это, конечно, утопия.
Знаете, у меня есть один недостаток - я не умею ездить на велосипеде. Однако, при всём этом я ухитрился научить езде на велосипеде своего сына. Такой вот парадокс.
Удачи!

Феликс Эльдемуров   12.03.2010 18:12   Заявить о нарушении
заглянул, покопался, довольно интересно
Буду заглядывать. Участвовать - вряд ли. Теоретически я, к сожалению, мало подкован.

Флорид Буляков   12.03.2010 18:55   Заявить о нарушении
Дорогой Флорид, а кто из нас подкован? Кто из нас образован как Чаадаев, смотрит в корень как Белинский, новаторствует как Маяковский или Хлебников?
Вот поэтому я и обратил внимание именно на этот сайт.
И, что примечательно, там не спор как таковой. Там обсуждения тем. По-моему, весьма полезные, в том числе, каюсь и для меня - давно пора пыль с ушей отряхнуть...
Удачи Вам во всём,
Ваш
Феликс.

Феликс Эльдемуров   12.03.2010 20:59   Заявить о нарушении