Поколение будущего

РЕПОРТАЖ СО ВСТРЕЧИ ЗАМ. МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ С ФИНАЛИСТАМИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ-2010»

5 марта в Московском городском педагогическом университете состоялась встреча между двумя поколениями учителей: старым.., то есть старшим… и молодым. Старшее поколение представлял заместитель министра образования и науки РФ, в прошлом учитель математики, Исаак Иосифович Калина. Младшее поколение было представлено более широко – 11-ю финалистами прошедшего накануне Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2010».
          Встреча эта, приуроченная к окончанию конкурса и награждению его победителей, могла бы ограничиться собственно церемонией вручения дипломов из рук зам. министра, но – и в этом несомненная заслуга господина Калины – получился совсем не дежурный, а вполне живой и непосредственный диалог между начинающими педагогами и крупным чиновником от образования, не забывшим свой собственный учительский опыт, и, что немаловажно, видящий ситуацию в сфере школьного образования с высоты федерального руководства ею.

          Для начала несколько слов о самом конкурсе. Он проводится с 2006 года, когда стартовал приоритетный национальный проект «Образование», предусматривающий среди прочего и оказание материальной поддержки сильным педагогам, выбранным на конкурсной основе. В этом году, объявленном президентом России «Годом учителя», финал «Педагогического дебюта» проходил в Москве. Его учредителями выступили НП «Ассоциация лучших школ», Профсоюз работников народного образования и науки РФ и Московский городской педагогический университет.
         В конкурсе «Педагогический дебют-2010» участвовало 42 молодых преподавателя из разных областей России со стажем работы не более 3 лет. После заочной части в финал вышли 15 человек, из коих до Москвы для участия в дальнейших конкурсных испытаниях смогли добраться лишь 11. Из них в итоге и были выбраны пятеро победителей. Ими стали:
          Амирханова Лалита Чингисхановна, учитель английского языка гимназии № 1 г. Назрани (Республика Ингушетия);
          Вольфсон Георгий Игоревич, учитель математики гимназия № 261 г. Санкт-Петербурга;
          Кокорева Мария Павловна, учитель математики лицея № 5 им. Ю.А. Гагарина г. Волгограда;
          Ризванова Айгуль Нуровна, учитель английского языка лицея № 1 с. Большеустьикинского Мечетлинского района (Республика Башкортостан);
          Соловьева Татьяна Александровна, учитель физической культуры средней школы № 124 г. Москвы.
          Члены жюри конкурса «Педагогический дебют-2010» - опытные и заслуженные педагоги - как мне показалось, «болели» за конкурсантов, словно за родных детей. Вот как охарактеризовала их возглавившая жюри Анна Григорьевна Мехед, директор лицея № 1581 г. Москвы, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007»: «Хорошее поколение. Есть очень интересные ребята. Это поколение более технологично, они живут в другом веке, веке информационных технологий. Через 10 лет именно они будут работать в школе. Кто-то останется учителем, кто-то уйдет на административную работу. Но школу будущего будут строить именно они».

          Вернемся к встрече молодых, амбициозных и, видимо, талантливых (раз уж они выиграли всероссийский конкурс) педагогов с заместителем министра образования и науки. Надо сказать, что мне, закончившей страшно сказать когда педагогический вуз, было интересно послушать эту дискуссию поколений. Разумеется, мои собственные взгляды и опыт более созвучны позиции И.И. Калины. Но тем интереснее было услышать, что может рассказать о себе и своем представлении о работе учителя «племя молодое, незнакомое».
          Интересно это было выяснить и зам. министра. Поэтому беседу он начал с вопросов к молодым учителям. Первые два вопроса оказались, скорее, разминочными.
          - Что общего и какие различия в том, чем вы занимались на конкурсе, от того, чем вы занимаетесь на вашей повседневной работе? - поинтересовался господин Калина.
          Из общего молодежь отметила только собственное усердие в подготовке к конкурсу, которое, по их словам, не отличалось от того усердия, которое они проявляют в своей ежедневной работе (видимо, они все еще ощущали себя участниками конкурсных соревнований).
          Различий они заметили больше. Не было детей при выполнении заочных заданий. Во время открытых уроков они больше сосредотачивались на зрелищности и эффектности, чем собственно эффективности и пользы от этих уроков. Да и привязанности к детям, предоставленным им для проведения показательных уроков, они испытывать не могли, тогда как к ребятам, с которыми приходится общаться изо дня в день, такая привязанность возникает.
          - Что вы узнали для себя нового из общения с новыми детьми, изменились ли вы сами в результате этого конкурса? – задал следующий вопрос Калина. (Надо заметить, с молодыми педагогами он вел себя сердечно, даже слишком, как добрый дядюшка «тыкал» им в лицо, игнорируя принятое в педагогической среде подчеркнуто вежливое обращение к коллегам.)
          Самое важное, что вынесли из участия в конкурсе молодые учителя, оказалось понимание того, что внимание нужно уделять каждому ребенку и что дети жадно и с любопытством ждут от взрослых нового, особенно, если этот взрослый – незнакомый и поэтому особенно интересный для них человек.
          После разминки настало время говорить по-существу.
          - У вас у всех еще очень небольшой опыт педагогической деятельности, – отметил очевидное Калина. - И, тем не менее, чему бы вы могли научить старшее поколение педагогов, в чем ваше преимущество перед ними? Чем отличается ваше образование от того, которое получали учителя в ХХ веке?
       Не знаю, как Исаака Иосифовича, а меня ответы молодых педагогов разочаровали. Ничего существенного, кроме новых информационных технологий (то есть интернета) и умения и готовности использовать их в работе, они назвать в качестве своего преимущества не смогли. Возможно, они воспринимают старших коллег динозаврами, не умеющими пользоваться компьютером и интернетом. Еще в качестве своего преимущества они дружно назвали свою молодость и возрастную близость к детям, что позволяет им быстрее и легче находить с ними общий язык (но это преимущество – я имею в виду молодость - имеет свойство быстро заканчиваться). А один молодой специалист меня просто-таки «порадовал», сказав, что их обучали в вузах быть массовиками-затейниками, как это – он не пояснил.
          Затем вопросы зам. министра стали задавать конкурсанты. Их вопросы носили совсем не риторический, а насущно-практический характер.
          В первую очередь их волновала проблема с количеством учебных часов преподавателей предметников, от которых напрямую зависит зарплата педагога. С одной стороны, количество учебных часов в школах зашкаливает и их нужно бы сокращать, а с другой – зарплата.
          Ответ Калины – развернутый и со знанием дела - мне понравился, я даже подумала про себя, хорошо бы он из замов стал министром нашего многострадального Минобрнауки, может, что-то там пошло бы, наконец, на лад.
          Так, он, прежде всего, четко обозначил порочность самой системы оплаты учителей-предметников в зависимости от количества часов, отданных под предмет учебной программой. Ведь качество работы учителя зависит от того, какой на выходе получается результат, а не от того, сколько часов он на него потратил.
          Далее он признал, что найти идеальный вариант учебного плана невозможно, ведь ребенок в силу своих физиологических и эмоциональных возможностей может потратить на учебу ограниченное число времени, и поэтому разделение его на предметы – это всегда результат договоренности. Резерв экономии детского времени у системы образования огромен, считает Калина, и хорошая школа отличается от обычной тем, что в ней происходит взаимодействие всего педагогического коллектива, когда один предмет работает в связке с другим, например, литература с историей, физика с математикой и т.п., а в целом все обучение нацелено на получение качественного образования. Единственный критерий эффективности работы системы образования и, следовательно, его финансирования, – это польза ребенку, поэтому деньги должны выделяться не учреждению, а на конкретного ребенка, по «нормативно-подушевому» принципу.
          В некоторых регионах, - рассказал присутствующим Калина, - уже перешли на новую «модельную методику», где нет прямой зависимости оплаты работы учителя от количества учебных часов, это более многомерная система, ориентированная на результат. При этом стаж учителя не учитывается, что правильно, так как сам по себе стаж работы в школе не является критерием качества этой работы, а «усталость» учителя, его возраст и сопутствующие болезни должны, безусловно, оплачиваться социально ориентированным государством, но по другим статьям расходов, а не за счет средств, выделяемых на обучение детей.
          В качестве еще одного положительного примера личностного подхода к школьному образованию Калина привел введение с 2006 года ощутимой (а не символической, как раньше) доплаты учителям за классное руководство, причем эта доплата напрямую зависит от количества детей в классе. Эта мера, по его мнению, повлияла на снижение правонарушений среди детей, на снижение количества детей, погибших на дорогах, потому что классный руководитель больше внимания уделяет детям, получая за эту работу реальные, а не символические деньги.
          Эти доплаты идут из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Работать этот проект будет до 2012 года, и его основная задача – запустить механизм правильных приоритетов в области образования в работе субъектов Российской Федерации, так как основное финансирование среднего образования идет из бюджетов федеративных субъектов.
          Среди других важных разделов, финансируемых по программе приоритетного национального проекта «Образование», Калина отметил поддержку талантливых детей, премии учителям в рамках конкурсов «Учитель года» (сейчас они равняются 100 тыс. руб., а должны быть увеличены до 200 тыс. руб.) и «Педагогический дебют», а также поддержку и развитие среднего профессионального образования.
          Конечно, на встрече учителей не мог быть не затронут такой больной вопрос нашего среднего образования, как ЕГЭ. И вопрос этот был задан зам. министра, но в довольно оригинальной форме: один из финалистов конкурса спросил Калину, какие предметы из школьного курса лично он считает обязательными для выпускных экзаменов в 11 классе.
          Ответ был не менее оригинален. Исаак Иосифович ответил, что, безусловно, это должен быть русский язык – как государственный язык страны. А далее, примерно 30 апреля, хорошо бы проводить публичную жеребьевку, пусть бы и по телевизору, в результате которой становилось бы известно, какой второй обязательный экзамен будут сдавать выпускники школ в этом году. Так хотя бы до мая учителя будут работать с полной отдачей по всем предметам – невесело пошутил зам. министра. А если серьезно, добавил он, то плохо, что среди обязательных экзаменов нет истории России, историю своей страны должен знать каждый образованный человек.
          На этом официальная часть встречи, подводящей итоги конкурса «Педагогический дебют-2010» закончилась, и все – конкурсанты, члены жюри, зам. министра - дружно выстроились на фоне большой эмблемы конкурса, чтобы сфотографироваться на память.

          Трудно сейчас судить, смогут ли участники этого конкурса и их коллеги-ровесники – все совсем еще молодые люди, пришедшие работать в систему российского среднего образования, - изменить ее в лучшую сторону. Одно можно сказать с полной определенностью: они выбрали для себя сложный и часто неблагодарный путь. Работа учителя – всегда была и всегда будет очень ответственной и очень непростой. Как бы ни менялись технологии, в центре учебного процесса стоит личность учителя, и от его умения, таланта, отношения к детям и профессии, от его человеческих качеств зависит, прежде всего, результат его работы.
          Пожелаем им успеха и удачи, ведь в их руках будущее страны.


Рецензии