Музыкальные истории из детства...
…Глядя на картинку, вспоминаю смешную историю из моего далекого Детства, неоднократно повторяющуюся, пока я росла, занимаясь в музыкальной школе по фортепьяно... Естественно, дома было пианино, приобретенное по-случаю у офицера, привезшего его с войны в качестве трофея в 1945 году, из поверженной Германии.
Заодно мы у него к пианино купили и дом, во владение чего он вступил, после гибели его родителей - евреев, оставшихся в оккупации. Пианино доехало на грузовике, покинув немецкий дом, где оно ранее проживало.
Оно было красивое коричневое из ценных пород орехового дерева, марки –
Shupp-&-Neuman,с резными колонками, медными педалями, одна из которых была протерта до дырки, очевидно от частого употребления, конечно –- правая, громкая. На верхней крышке, покрытой красивой расшитой суконной дорожкой, сделанной тоже в Германии, стояли парные вазы, еще дореволюционные, остатки бронзовых каминных часов, оставшихся от погибшей в оккупации бабушки, и разные другие украшения быта.
Я занималась ежедневно, конечно, готовя домашние задания. Открывая крышку над клавишами, я не всегда закрывала ее после занятий, чем мой строгий папа бывал очень недоволен. Понятно, что все взрослые требуют соблюдения порядка, чему дети, соответственно, сопротивляются почему-то. И, в очередной раз, заметив непорядок, он демонстративно заставлял меня, закрывать инструмент, грозно блестя глазами и стараясь выглядеть наиболее устрашающе, изображая наивысшую степень возмущения и гнева.
Наряду с пианино в доме всегда жили кошки или коты, традиционно являя собой символ домовитости и, конечно, защиты от мышей или крыс, что в частных домах всегда неот'емлемо бывало. И вот один из этих символов в лице очередной кошки, правда очень добросовестно несущей свою охранную службу, очень любил, - символ, спать в часы своего отдыха на верхней крышке на суконной расшитой дорожке среди ваз, статуэток и вазочек, принимая при этом немыслимо картинные позы, выражающие такое неземное блаженство, что у хозяев рука не поднималась нарушить эту явную нирвану, согнав его в реальность. Не говоря о том, что эта позирующая спящая тварь, представляла оригинальное украшение, вроде натюрморта ! –
И вот, -- ночь, все в доме спят в кромешной непроглядной тьме. Сплю и я, в очередной раз позанимавшись вечером музыкой, и забыв в очередной –- закрыть пианино, что ускользнуло от всевидящего взора Папы . Кошка тоже спит на своем излюбленном месте – на пианино. Но, среди ночи, выспавшись, насмотревшись во сне на нахальных мышей, кошка понимает, что ей -- пора на охоту и ...
Среди ночной тишины и мирного сопения спящего люда вдруг раздается мощный аккорд басОвых клавиш, затем виртуозная пробежка по клавишам всех октав, соскок на вертящийся стул и, затем, и на пол. Первый момент это произвело эффект разорвавшейся бомбы, разбудившей весь спящий дом. Всех, естественно, подбросило в постели, но затем после шока приходит осознание произошедшего, и продолжение сна ... Все по-немногу успокаиваясь, и произнося не очень лестные комментарии, известно в чей адрес, конечно ! - засыпАли ...а я, хоть понимала неминуемость последующей взбучки, долго еще взрывалась от хохота в подушку! - пока тоже не продолжала ночной сон.
Утром, конечно, Папа выдавал залп воспитательных фраз, хоть затем и сам был непрочь похохотать со мной над ужасным ночным происшествием, но ... при этом грозя перстом.
А т.к. меня, как и кошку, которая продолжала спать на пианино, невозможно было перевоспитать, и я все так-же, проявляя иногда преступную забывчивость, оставляла крышку открытой, подобные явления не часто, но повторялись, не имея остроты первого раза, воспринимаясь как досадная, но –- неизбежность... Да, бывало ...
... И вот, ныне, так много лет спустя, вспоминая этот забавный эпизод моего проказливого детства, не могу вновь не рассмеяться, вспоминая тот неожиданный ночной концерт. О, какие это были аккорды! – По силе выразительности это напоминало мощные вступительные аккорды фортепьянных концертов Чайковского или Рахманинова в исполнении пианистов типа – Гиллельса или Вана Клиберна !!! – Но о художественных достоинствах этого неожиданного ночного водопада звуков несчастным внезапно разбуженным потерпевшим слушателям задуматься как-то не приходило на ум ... как и оценить музыкальные способности исполнительницы, спешащей к своим обязанностям по отлову мышей ...
Вспомнилось в Нью Йорке -- 60 лет спустя ! April,21,2006.
И одновременно вспоминается музыкальная собачка Пудик . Это была первая собачка непосредственно в моей жизни. Однажды кто-то, видимо, подбросил щеночка под двери нашего дома на ул.Пар Коммуны в Умани. По-детски толстый, пушистенький, белый с пятнышками, с доверчивым и просящим взглядом -- могла – ли я не умолить родителей оставить его у нас ?! --
А т.к. он, щеночек, был по форме «шире , чем длиннее», -- у папы вырвалось замечание --
-- Ну просто -- господин Пуд ! --
Так щеночек стал Пудиком, обретя имя .
Конечно мы были с ним неразлучны и росли вместе . Зимой он находился в доме, конечно, хоть и приходилось мне неизменно подтирать многочисленные и такие неизбежные лужицы на полу. Но по мере роста -- проблема эта исчерпала себя, тем более, что я часто выводила его погулять . С приходом весеннего тепла двери и окна дома всё чаще оставались открытыми, и Пудик всегда имел возможность свободно входить и выходить, и -- если не в дверь, то в окно, куда он мог свободно запрыгнуть .
Я занималась в музшколе и ежедневно, конечно, играла по нотам домашние задания, к чему Пудик не проявлял особого интереса, пока ...
Я получила задание разучить и играть сонатину Доменико Чимарозы -- итальянского композитора . Я с удовольствием принялась разбирать и разучивать по нотам новое задание, которое мне очень пришлось по нраву мелодией и всеми нюансами .
С первых - же звуков этой вещи, Пудик, лежавший спокойно на коврике, вдруг поднял голову и стал прислушиваться. Чем дольше я играла, тем больше Пудик проявлял интереса и какого-то волнения . Он подошёл к пианино, сел рядом, навострив ушки, склонял голову -- налево, направо, нетерпеливо топтался передними лапками, в общем -- приходил в невероятное и непонятное волнение. Обратив на непонятное поведение собаки внимание, я сменила тему, начав играть что-то другое . Собака явно успокоилась и, абсолютно утратив интерес к музыке вернулась обратно на коврик.
Затем, решив проверить свои наблюдения, я заиграла уже боле уверенно опять сонатину Доменико Чимарозы . Собака с первых-же звуков заняла место рядом с инструментом и по мере развити мелодии, потоптавшись лапками, вдруг подняла мордочку и издала звуки воя. Сначала -- несмелые низкие, но по мере моей игры вой становился всё выше и выше, иногда перемежающийся с лаем ! Собака самозабвенно пела, проявляя признаки невероятного душевного волнения ! Я опять резко изменила вещь, и с изменением мелодии собака моментально замолчала, замерев в явном разочаровании и ожидании. Но я окончила свои занятия, решив назавтра опять проверить собачьи пристрастия .
На следующий день, когда Пудик находился во дворе, я начала очередной урок, как обычно с гамм и этюдов, и затем начала играть пресловутого Доменико Чимарозу... И с первых – же звуков обозначивших мелодию, в окно вихрем ворвался Пудик со двора и, заняв позицию возле начал самозабвенно завывая «петь» !!!
И, чем дальше я играла, корчась от хохота, Пудик впадал всё более и более в экстаз, и выводил такие невероятные рулады, иногда даже с трагическими звуками, что все, кто были в доме прибежали узнать, что случилось !
И я об'яснила это совершенно необ'яснимое музыкальное пристрастие, надо сказать, довльно изысканного вкуса! - обычной собачки, не обременённой даже особой родословной ! Хотя, - как знать?!
Много раз я демонстрировала вокал моей любимой собачки Пудика, и его избирательный музыкальный вкус под мой аккомпанимент сонатины итальянского композитора -- Доменико Чимарозы всем входящим в наш дом -- знакомым, гостям и всем моим друзьям !!!
Насколько необычным было это явление, говорит то, что спустя 60 и более - лет об этом вспомнила в Нью Йорке моя школьная подружка с 1944 года Вера Мармур и, особенно её младшая сестрёнка Бетичка, которые до сих пор помнят мою музыкальную собачку и наш совместный номер !
И это действительно незабываемо для всех, кто видел то, как при звуках любимого произведения, собака стремилась к фортепьяно, сметая все преграды на пути -- прыгая в окно или на подоконники, если окна были закрыты, или с отчаянным воем барабаня во все двери, если они оказывались закрытыми ... и, заняв своё место рядом со мной, вдохновенно исполняла свой номер, который я иногда прекращала из-за опасения за нервную систему животного, впадающего в совершенный транс под музыку именно одной мелодии...
Удивительно, даже столько лет спустя ! --
Музыкальная собачка Пудик !
Что слышала собачка в звуках Чимарозы –
Созданий итальянскою душой ??? –
Так вызывающей восторг или --
-- щенячьи слёзы ,
напомнив вдруг собачек итальянских мелодичный вой ???
Необ'яснимым было для самой собачки,
Какие струны тот мотив задел, --
Что общего с Италией далёкой, что так --
Мелодия звала и отрывала от собачих дел ...
Умань 1944 – 2009 Нью Йорк ,December , 06 .
**************************************************
Свидетельство о публикации №210031301347
Евгений Боуден 26.11.2016 16:07 Заявить о нарушении
Алла Зиливинская 26.11.2016 21:40 Заявить о нарушении