Судоремонт на Камчатке

                ЗАКАТ  ИЛИ  ПЕРСПЕКТИВА

                Помните, как говаривал Владимир Ильич Ленин?: "Прежде, чем объединиться, нам надо размежеваться". Золотые слова. Только не вовремя истолкованные , спустя 74 года, его наследниками. Размежевались 10 лет назад. Но, что-то, до объединения никак дело не доходит. Наоборот, "межи" между государствами, краями, областями, районами, предприятиями превратились в Берлинские стены, хотя её-то, злополучную, наоборот, сломали с нашей помощью. А теперь заграница учит нас, как хлеб выращивать, картошку сажать, рыбу ловить, корабли строить и ремонтировать. А те суда, которые у нас уже построены, их - говорят - надо уничтожать, потому что они антиэкологичны. А американские трубовозы пятидесятых годов постройки, переделанные в краболовы, ужас как дополняют наш экологически чистый Камчатский ландшафт. Америка, также, и проООНовские программы нам навязывает, своих специалистов присылает, которые втягивают наших учёных в какие-то авантюрные занятия по получению дешёвых грандов. И всё делается на таком полном серьёзе, что уже половина наших научных сотрудников свихнулась на этих 15-ти  тысячных грандах. Готова все российские тайны выдать, все богатства недр раскрыть, все атомные корабли изничтожить, всю рыбу в экологически чистые американские руки отдать, потому как свои (они стыдливо считают) чем-то замараны. А о гранды, почему-то, замараться не боятся. А ведь эти 15 тысяч американских долларов потом всю жизнь придётся отрабатывать.
            Металла в стране - что грязи, а судостроение - в загоне, судов, оставшихся от СССР, слава Богу, ещё хватает, а судоремонт отсутствует. Это как же надо свою страну и свой народ не любить нашим демократическим правителям? Чтобы   за  несколько  лет обанкротить все предприятия и раскрыть ворота для заграничных бизнесовых воротил: берите наши богатства, пока они ничейные. И демос безмолвствует. Только скандалы в прессе будоражат иногда забитое сникерсами сознание задушенного жизнью населения Дальнего Востока. Потому что - кто остался без работы, у того уже сил нет ни кричать, ни в государственные двери стучаться. Кто ещё при деле находится - тот от страха молчит, потому что лишиться работы может, если что не то "вякнет".
             Какие громадные судоремонтные мощности по всему Дальнему Востоку процветали! Всем миром 75 советских лет строили, а разрушили в несколько лет одним маленьким кагалом.
             Возьмём Камчатку! Во всех береговых рыболовецких колхозах свои ремонтные мастерские были, где даже новые МРСы при необходимости строили: оставляли от изношенных только документы и на их данных строили новые. А в городе? Одна только судоверфь имени Ленина чего стоила! От малого сейнера до громадной плавбазы ремонт за семечки считался. На Механическом судоремонтном заводе большие морозильные траулеры ремонтировались. На "Фрезе" весь средний флот УТРФа  лечился. Межколхозный судоремонтный завод передыху не знал ни зимой, ни летом. круглый год стучал, гремел, визжал, ревел, стрелами башенных кранов орудовал. Но ведь были ещё и заводы Министерства морского флота и военные заводы и мехмастерские! Куда всё делось?
              Прошёлся на досуге по нескольким цехам СРМЗ, "Судоремсервиса" (бывшего МСРЗ), "Фрезы", поговорил с рабочими. Плюются бедолаги, матерятся всяк по-своему - каждый станок в "ЧП" превратили. Кто какой найдёт себе заказ со стороны, тот и счастлив, что день впустую не прошёл. Загрузки постоянной нет, в путину причальные стенки вообще пустуют. Каждый судовладелец старается в это время свои суда в море вытолкнуть: хотят рыбаки деньги зарабатывать? - пускай в море все недоделки доделывают! А судоремонтники без дела и без зарплаты сидят.
                Встретился с директором АО ЗТ "Судоремсервис" Мещеряковым Николаем Иосифовичем. "Как вы соотносите себя к общекамчатской судоремонтной конкуренции, если есть сейчас таковая? - спрашиваю. - Раньше, помню, суда на очереди на постановку в ремонт в заводской ковш у волноломной причальной стенки по неделе стояли. А сейчас?"
             - Как вам объяснить? - отвечает. - Воюем по одиночке, а умираем хором. Мехзавод на косе сегодня даже заводом не могу  назвать. Там все цеха разделились - каждый отдельным предприятием стал со своим начальником: трубопроводный, арматурный, корпусной. Представьте, какая волокита для любого заказчика заворачивается при постановке туда своего траулера? "Фреза" сама полностью, от киля до клотика, отремонтировать судно уже не в состоянии - услугами СРВ пользуется. А СРВ, после развала, кажется на поправку пошла. Свою бытность распада на отдельные предприятия-цеха они уже прошли и поняли, что само по себе каждое такое производство существовать не может. Обязательно должно быть единое общее руководство, иначе страдает заказчик, который после одного ремонта больше не решается ставить к ним суда.
             Сейчас там директором Гринь Юрий Николаевич, и он всё это понимает. А база для ремонта больших судов у них ещё сохранилась.
            - А как ваша "база" себя чувствует? - спрашиваю.
            - Как видите. - Отвечает. - Существуем. Нам легче. Мы не делились. Мы просто падали в бездну вместе с государством. И если это падение, дай Бог, сегодня остановилось, то и подъём легче пойдёт. И, кажется, уже пошёл. По сравнению с периодом 1997-98 годов, объёмы ремонта по сметочасам увеличили в 2,5 раз. К концу 2000 года планируем увеличить ещё на 40 процентов. Это радует, но осталась головная боль прошлых лет - долги постперестроечного, инфляционного  периода - до 95 года.
              В прошлом году мы смогли безболезненно выплатить только 7 процентов этого долга. Но нас торопят с расчётами и не хотят понять в руководстве города и налоговых органах, что если мы выплатим всё сразу - мы обанкротимся. А это надо городу? Области? Мы бы с радостью сбросили этот груз, но оборотных средств не хватает.
             Плюс ко всему, за период "перестройки" много классных специалистов пришлось потерять: кто в поисках больших заработков уволился, кто - на пенсию, кто вообще на материк уехал. Молодёжь не ахти как рвётся в рабочий класс. И хотя основной костяк остался, но на качестве ремонта нехватка специалистов сказывается заметно. Хотя бы тем, что сроки ремонта иногда затягивать приходится.
             - И в следующий раз к вам заказчик, как на другие заводы, свои суда ставить не будет? - вклиниваюсь я.
                - Не то, чтобы.. Мы сегодня способны выполнять все работы по среднетоннажному флоту. Нет такого узла, который наши специалисты не смогли бы отремонтировать. Да и по большому флоту -- тоже. Просто наши подъёмные средства не рассчитаны на большие габариты. Часто, правда, испытываем нехватку в запасных частях. А задержка... она сама по себе неприятна, как для заказчика, так и для исполнителя. Но это не так часто бывает.
       С      ейчас, чтобы выживать, надо иметь надёжных постоянных заказчиков. И мы таких имеем. Это ЗАО "Блав", имеющее в своём активе РТМ"Петропавловск" и четыре МРС - 150; колхоз имени Беккерева, которому постоянно строим прорези, понтоны и желонки для неводчиков; "Иянин Кутх”; Апука немного; с "Акросом" с 1998 года стали стабильно в небольших объёмах сотрудничать; восстанавливаем разграбленные некогда суда частным предпринимателям.
                - Тогда, значит, рабочие у вас хорошую заработную плату получают? - любопытствую.
                - Не совсем. -- Отвечает директор. - Была бы хорошая -- не нуждались бы в специалистах. А вот без задержек, хотя и через суд, - выплачиваем.
             - Как это, через суд? - Интересуюсь. - Рабочие, что ли на вас подают?
                - Счёт у нас на картотеке в налоговой инспекции, ещё с перестроечных времён. Приходится с колёс расплачиваться, через комиссию по трудовым спорам. Люди пишут заявления в комиссию, мы сдаём судебным приставам, приставы выставляют нам счёт. Заказчик  - рассчитывается, мы - оплачиваем зарплату. Бывает, заказчик продукцией расплачивается, мы её продаём и расплачиваемся со своими рабочими.

           "Это же надо умудриться нашим власть имущим -- довести своих подчинённых до такой унизительной цепочки? - возмущаюсь я про себя, - а когда-то рейтинг себе выстроили на воплях о социалистических очередях за колбасой. Зато тогда у всех деньги были, да и без колбасы и мяса, как сейчас, в общем-то, никто подолгу не сидел". А вслух спросил:
             - Что бы вы хотели сказать городской и областной власти, чтобы они в конце концов поняли, что они не правы своими действиями в отношении судоремонта на Камчатке и, хотя бы на местном уровне приняли необходимые меры для его возрождения?
             - Камчатка - рыбацкий край. Рыбаки и судоремонтники должны быть одним целым. А то к добытчикам и рыбе такое пристальное внимание и разговоров о них, будто их суда постоянно самовозрождаются и не требуют никакого ремонта. Городской и областной администрациям надо вести политику на наше объединение. И вести на областном уровне координирование и планирование ремонта судов всех рыболовецких предприятий на наших судоремонтных заводах, а не пускать всё на самотёк. Сначала, конечно, это трудновато пойдёт, но потом судовладельцы и сами поймут в этом свою выгоду. Да и зачем нам способствовать своими ремонтами развитию Южной Кореи или Китая? Судоремонт - это деньги, которые должны оставаться в карманах нашего государства и, в данном случае, Камчатки.
                Все предприятия надо объединить общей идеей и финансовой заинтересованностью - работать на российский рынок. Чем больше будет богатых предприятий и людей в городе и области, тем богаче будет Камчатка.

                Такие вот соображения высказал руководству города и области Камчатки директор АО ЗТ "Судоремсервис" Николай Иосифович Мещеряков. Кажется, "низы" уже нахлебались в свободном плавании, а "верхи", хоть и знают, как вытащить утопленников, но не торопятся бросать им спасательные круги. Чего-то ждут. Наверное, дождутся.

                23 февраля 2000 г.
                Петропавловск-Камчатский


Рецензии