Приедет Тамара

Эйко любит заглядывать в будущее. У неё много планов, идей и желаний. Большое путешествие, упряжки, возможно, отмороженное ухо. Хочется! "Это потому что у меня горячая кровь!" – поясняет Эйко. Что там на самом деле, кто ж его знает? Она разберётся потом. Она загадывает домашний сыр из рук, пахнущих шерстью и овцами, босиком по жесткому ковру, ружейные выстрелы и эхо в горах. Или зажигалку в пальцах, унизанных мерцающими перстнями. А она, Эйко, будет знать все камни. Или пойдет и отыщет в Париже кладбище Невинных, где хоронили душевнобольных и некрещеных младенцев. Когда именно всё это произойдет, она точно не знает, но уверена, что времени полно.
Ещё в планах встретить большую любовь – как же без этого? Пожить в мансарде с косой крышей. Клубника, запах нарциссов... Всё это в будущем.

А сейчас Эйко на пороге прошлого. Она звонит раз, другой, третий. Дальше уже без счета. Лают собаки соседей. Пока стоит трезвон, Эйко скребет черный потрескавшийся дерматин двери ногтем.

Справившись с замками, Бабушка обнимает её. Эйко невольно вспоминает про скелетик летучего мышонка, что лежит у неё в коробке из-под чая.
Она вдыхает запах старости. А раньше, она хорошо помнит, это был запах пудры, громкого смеха, застольных песен про ромашки. И кофе. Его Бабушка варила в алюминиевом кофейнике со стеклянной крышкой – Эйко любила разбирать его внутренности и тереть между пальцами кофейную гущу. Это привычка осталась у неё и сейчас. От воспоминаний Эйко обнюхивает свои пальцы.

– Снова без шапки? – начинает Бабушка разговор. – И снова курила.
– Ответ нет и нет, ты же знаешь.
– Поговори мне, я тебя насквозь вижу!
Правый глаз, почти бесцветный, слезится, а на левом у Бабушки катаракта. Эйко думает: "Я скажу так своему недругу в смертельной схватке: Вам катаракта, сэр! И проткну его шпагой!"

Эйко получает лёгкий тычок под рёбра:
– Пошли чай пить. Уже шатаешься от слабости. Я тоже.
Бабушка любит зачитывать список своих болезней с пояснениями:
– Деформационный артрит – это мои больные колени, стенокардия – сердце, а церебро-, кардио– атеросклероз – я уже и не помню, но думаю, достаточно ужасно. – Произносит она с видимым удовлетворением.
Бабушка приговорила себя ко всем болезням, и её бесит, что доктора не хотят видеть в ней пациента:
– Дармоеды! Все как сговорились: "в вашем-то возрасте". Что с того, что мне 86? Есть и постарше! – Фамилий, правда, не называет.

– Ну, а ты что? – переключается она на Эйко.
– Думаю завести себе капибару. Не знаю еще, когда. Мне нравится, что она из семейства водосвинковых. "Водосвинковые" – звучит прикольно! Говорят, у них добрый нрав. – Так как бабушка не комментирует, Эйко продолжает. – Планирую летом поехать на Сахалин. – И добавляет, – Автостопом. И, как считаешь, хорошее название для картины – "Ломаные поцелуи"?
– А? – она внимательно смотрит правым глазом на губы Эйко. – Нашла себе работу?
– Бабушка, я же работаю.
– А? Я еще в своём уме. Я про настоящую работу говорю. А не это – кисточкой махать.
Эйко даёт полный отчет по работе, по планам по работе и рабочим успехам. В ответ слышит:
– Чего говоришь?
– Бабушка, почему ты не купишь себе слуховой аппарат? Давно же собиралась!
– Вот приедет Тамара, тогда и пойдём. – Бабушка говорит про свою старшую дочь, что живет в Америке и прибывает с визитом раз в год или даже реже. – Посмотрим тогда, как они скажут мне про возраст! Тамару-то не облапошат!

– Тамара! – Бабушка качает головой и собирает бесцветные губы в увядший бутон. – На могилы с ней съездим, проведаем всех – столько свиданий впереди!
Эйко ёжится от таких планов, забывая, что сама собиралась на кладбище, еще и к сумасшедшим к тому же.
– Устала! – Бабушка наливает Эйко чай. – Испекла блины, устала – сил нет! К приезду Тамары надо быть в форме.
Бабушка шаркает за вареньем.
– Тамара купит мне хорошие ботинки.
– Бабушка, так давай я куплю!
– Да на что мне? Ходить мне некуда! И незачем!

Эйко, как и Бабушка, пьёт чай из блюдца.
– Пойдём с Тамарой в магазин. Да-а-а. – Бабушка прикрывает глаза. – Возьмёт мне орехов, инжира. И изюм. Тамара любит изюм.
– Но, Бабушка, у нас есть орехи! И сухофруктов полно.
– Не могу я есть ваши орехи, у меня зубы не жуют, – огрызается Бабушка. – Тамара мне всегда хорошее покупает. В деревню с Тамарой поедем. В доме будем жить, печку топить. Тамара будет ходить к хозяйке за молоком, сыром. Уже скоро – перезимовать да весну пережить. Там посадим клубнику. И цветы посадим. Совсем скоро.

Обе молчат.
– Приедет Тамара!

И Эйко понимает: Бабушка тоже живёт будущим.


Рецензии