Трагедия Генриха Гейне. Часть 1

I. Пара строк… и вот прошла вся жизнь.

«Гарри Гейне, первенец еврейского торговца Самсона Гейне и его жены Бетти из рода де Гельдерн,  взявший себе имя Генрих после перехода в евангелическую церковь (1825), появился на свет 13 декабря 1797 года»  - читаю я в книжке «Генрих Гейне. Избранные шедевры», составленной Готфридом Берроном.
Как всё оказывается просто. Еще пара строк и уже прошла вся жизнь:
1825 – Гейне получает степень доктора юридических наук в Берлине.
1827 – известность с выходом в свет «Книги песен».
1831 – отъезд в Париж, где поэт проведет остаток своей жизни.
1848 – 1856 – восемь лет «ужаснейшей боли» в результате паралича, мышечной атрофии и слепоты одного глаза – время «матрасной могилы» (как его назвал сам Гейне).
Ну и наконец, – смерть 17 февраля 1856 года в Париже.
И что теперь? Как это касается меня? Меня лично?
Если бы я была неверующим человеком, я бы ответила – а никак, все люди когда-нибудь рождаются и умирают… через некоторое время. Высоко образованные поклонники литературы сейчас вероятно громко возмутятся: Что за цинизм? Как это можно приравнивать Генриха Гейне к простым смертным? Его творения бессмертны и в них он продолжает жить (нечто подобное впрочем «скромно» писал о себе и сам поэт)!
Но «увы» - я человек верующий, и по сему для меня гораздо важнее - в каких отношениях был Гейне с Богом? Именно потому, что я очень ценю талант и творения поэта, я с радостью встретилась бы с ним на небе, у Бога.
Именно поэтому самого начала (как я только задумала эту статью) я мысленно спрашивала Гейне: «Где же ты теперь, дорогой мой брат Гарри (надеюсь, я имею право на такое фамильярное обращение, ведь мы как никак родственники - оба евреи, оба потомки Авраама)? Нашёл ли ты Бога? Или спрошу по-другому: Искал ли ты Его вообще?»
Потому что, если «да», то мне повезло и я смогу поговорить с тобой и расспросить обо всём, чём угодно… Ну а если «нет», тогда беда, тогда – что значит для меня твоя жизнь?
Всего лишь печальный урок с горьким послевкусьем?
Мораль правдивой басни? Неужели восемь тягостных лет были прожиты зря?
В этой статье я попыталась ответить на поставленные вопросы, потому что, по моему глубокому убеждению – любой опыт по-своему ценен.


Рецензии