Трагедия Генриха Гейне. Часть 2

II. «Переход в евангелическую церковь» - деталь в биографии или знак судьбы?

В 1854 году Гейне пишет свои «Признания» , которые я буду многократно цитировать, потому что в некоторых местах они просто гениальны, а иногда просто пророческие.
Обольщенная умело сформулированным пассажем (см.выше): «…взявший себе имя Генрих после перехода в евангелическую церковь (1825)…», я действительно поверила, что Гейне в 1825 году уверовал в Йешуа. Однако мне показалось весьма странным, что поэт с такой легкостью распрощался со своим еврейским происхождением. Мои поиски в Интернете сначала привели к тому, что вопрос о том, был ли Гейне верующим, остается спорным. Впрочем, что можно еще ожидать от человека, живущего (в силу своего юридического образования) по принципу «смотря как посмотреть» и ставящего под сомнение любую мелочь и любую ситуацию.
Таковым был и Гейне – ироничный человек, поэт, постоянно усложнявший простые вещи, причем зачастую чисто ради развлечения, из желания  шокировать публику, ну и затем хорошенько подшутить над ней.
«Чтобы повысить свои шансы устройства на работу в качестве юриста, Гейне в июле 1825 года крестился в протестантской церкви в г.Хайлигенштадт и принял имя - Иоанн Генрих. С тех пор он известен как Генрих Гейне. Сначала поэт старался держать свое крещение в тайне, поэтому оно состоялось не в церкви, а на квартире у знакомого священника в присутствии одного крестного (в качестве свидетеля). Не имея в ту пору никаких религиозных убеждений, Гейне рассматривал свое крещение исключительно как «входной билет» в европейскую культуру. Однако вскоре он должен был констатировать, что даже крещёного еврея, каковым он стал, представители этой самой культуры, не желали признавать себе равным» - обнаружила я в немецком варианте Википедии.
Позднее (письмо от 09.01.1826) Гейне пишет своему другу Мозесу Мозеру: «Я очень сожалению, что крестился. С тех пор мне вовсе не стало лучше, скорее наоборот, с тех пор меня одолевают сплошные неприятности.»
Под «неприятностями» имеется ввиду прежде всего так называемое «Дело Платтена», выросшее из литературного спора с поэтом графом Августом фон Платтеном. Граф позволил себе нападки на Гейне в связи с его еврейским происхождением, на что получил мощный «ответный удар»: Гейне публично высказался о гомосексуальных пристрастиях Платтена, что в 19 веке безусловно являлось тяжелейшим оскорблением.
Оба оппонента были так сказать «квит», но именно эти события послужили поводом отказа со стороны баварского короля Людвига 1 в присвоении Гейне ученой степени профессора, вопреки всем имевшимся твёрдым договоренностям. Юридическая карьера Гейне была обречена.
Мда, такова жизнь. За всё надо платить, и зачастую золотыми монетами…
Если бы Гейне среагировал по-другому, если бы в его сердце господствовали Божьи заповеди, вероятно он бы и действовал «мягче» и не должен был бы «расплачиваться» своей юридической карьерой… но в ту пору он был еще «молодой и гордый» (как он сам пишет о себе позднее в «Признаниях»).
И тут у меня возник новый вопрос: Извлек ли Гейне урок из этой ситуации? Пошел ли ему на пользу этот негативный опыт?...
Но вернемся к биографии поэта. Итак, он крестился лишь «для видимости». Жаль.
Но чтобы довести свое исследование до конца, я стала читать дальше…
А дальше все шло «как по маслу»: Гейне не нуждался в Боге. В 1827 году он получил известность и признание, которые ему принесла «Книга песен». Его стихи были совершенны, лиричны, при этом наполнены энергией, а порой тонкой иронией, что особенно восхищало публику (как впрочем и по сей день). Успех! Успех! Успех!
Попутно (справедливости ради) нужно заметить, что и во времена триумфа жизнь поэта не было абсолютно безоблачной. Из-за революционных идей произведения поэта подвергались строжайшей государственной цензуре, так что в 1831 году он отправился в Париж, где с восхищением встретил великую французскую революцию.
Вплоть до февраля 1848 года поэт купался в лучах славы и чувствовал себя истинным богом. Об этом времени он пишет позднее в «Признаниях»: «Поскольку у меня не было врагов, то соответственно и друзей, а лишь верующие, веровавшие в мое величие, молившиеся на меня, восхвалявшие мои творения, как в стихах, так и в прозе, и этому сообществу во истину набожных и благоговейных, я дал много хорошего, особенно молодым моим обожателям.»


Рецензии