Трагедия Генриха Гейне. Часть 3

III. «Возвращение к религиозным чувствам»? Насколько серьёзно? Что это значит?
Читая «Признания» дальше, я открыла для себя следующее:
«Но представительские расходы бога, желающего не выглядеть скрягой и не щадящего с этой целью ни жизни, ни кошелька, слишком велики;  чтобы с достоинством играть эту роль, необходимы прежде всего две вещи: много денег и много здоровья. К сожалению, случилась так, что в феврале 1848 года, я лишился сразу обоих упомянутых реквизитов, и моя божественность попала в сильный стопор».
Событийно это значит: Гейне сражен болезнью. «Почти полностью парализованный, он вынужден был провести долгие восемь лет вплоть до самой смерти прикованным к постели, которую сам поэт назвал «матрацной могилой», - сообщает немецкая Википедия. Еще один урок? На этот раз достаточно серьезный. Чему же научился Гейне на сей раз? Что понял?
Вот еще одна цитата из «Признаний»:  «К счастью достопочтенная публика того времени была настолько занята такой выдающейся, невероятной, неслыханной игрой, что не особо желала замечать изменения, произошедшие тогда с моей неприметной персоной.
Да, они были невероятные и неслыханные, события тех безумных февральских дней, когда мудрость мудрейших была посрамлена, а избранники идиотизма были провозглашены вождями.
Последние стали первыми, низшее оказалось наверху, в делах и в мыслях произошел переворот, мир действительно стоял на ушах.
Если бы я в это нелепое, перевернутое с ног на голову время, был бы разумным человеком, то от всех этих событий безусловно потерял бы рассудок, и с таким безумцем, каким тогда был я, непременно должно было случиться обратное, но странно! Именно в дни общего безумия я снова обрел разум!»
Что же случилось? О чём он говорит?
Вернусь немного назад, где Гейне рассказывает, как он пришел к мысли о своей божественности:
«Я был молод и горд, и это очень польстило моему самолюбию, когда я узнал от Гегеля, что не Бог, восседающий на небесах (как думала моя бабушка), а я сам, здесь на земле – есть бог.»
Здесь нужно пояснить, что в 1821 году в связи с участием в дуэли в г.Гёттингене (причиной вновь явились антисемитские нападки на Гейне) поэт «… перевелся в Берлинский университет, где учился с 1821 по 1823 год и посещал (среди прочих) лекции Георга Вильгельма Гегеля» (снова выручает немецкая Википедия).
Обдумывая идеи Гегеля, Гейне получает следующее «Откровение»: «… Я был сам себе - живой закон морали и источник всех прав и всех полномочий. Я был первоисточником нравственности, непогрешимости, само воплощение чистоты; … самые низко павшие Магдалены были очищены просветляющей и искупляющей властью пламени моей любви, и безупречные как лилии, залитые румянцем стыда, словно непорочные розы, с абсолютно новой невинностью, выходили они из объятий бога.»
Из всех упомянутых признаний становится ясно, почему с наступлением болезни Гейне «неожиданно» признает: не всё в его власти… Даже ещё жёстче: вообще ничего.
Далее, уже будучи тяжело болен, поэт пишет: «Да, я рад был избавиться от присвоенной мною славы, впредь ни один философ не сможет внушить мне, что я – бог! Я всего лишь бедный человек, не слишком здоровый, а вернее очень больной. В таком состоянии – истинное благодеяние для меня, знать, что на небе есть кто-то , кому всегда можно простонать свои жалобы … Слава Богу! В такие часы я не один, и могу, не стесняясь, молиться и плакать сколько мне хочется; я могу вытряхнуть перед Всевышним всё, что лежит у меня на сердце и доверить Ему даже то, о чем мы должны помалкивать перед собственными женами.»
Что за чудесные слова! Остается лишь угадать, кто же имеется ввиду под этим «кто-то»?
К сожалению должна признаться, что на одной из христианских Интернет - страниц я обнаружила бессовестную подделку, в которой вместо слова «кто-то» стояло желаемое «Христос».
Да, одна ложь рождает другую … на той же странице я обнаружила и вторую подделку, а именно - стихотворение «Разбита старая лира», которое уже давно официально признано подделкой, не принадлежащей перу Гейне. Считаю важным проинформировать об этом факте моего дорогого читателя, поскольку сама стала жертвой этой лжи и поначалу пошла «по ложному следу».
Так кто же этот «кто-то»? В «Признаниях» Гейне не дает однозначного ответа на этот вопрос, так что мне пришлось покопаться в дополнительной литературе. Для этого я взяла пару томов с последними сочинениями Гейне (в т.ч. «Признания» и завещания) и его переписку, а также несколько книг для студентов- германистов в университетской библиотеке г. Дюссельдорфа. Надеюсь, что специалисты по Германистике вряд ли стали бы прибегать к подделкам.
Начну с одной часто приводимой в литературе цитаты, на сей раз из завещания Гейне от 1851 года (напомню - умер он в 1856!): «… Вот уже четыре года, как я отрекся от всяческой философской гордости и вернулся к религиозным идеям и взглядам; я умираю с верой в одного единственного Бога, вечного Творца вселенной, вопрошая Его проявить милость к моей бессмертной душе. Я сожалею, что порой в своих записях без должного почтения отзывался о святых вещах, но это было продиктовано скорее духом эпохи, чем моими собственными склонностями. Если я неумышленно оскорбил добрые нравы и мораль, являющиеся сутью монотеистического вероисповедания, то прошу за это прощения перед Богом и перед людьми.»
Речь идёт о некоем «единственном Боге», причем монотеистическом. И ни слова о Йешуа. Из этого высказывания многие биографы поспешно делают вывод, что Гейне «вернулся» в иудаизм. Дополнительную путаницу вносит также тот факт, что под иудаизмом зачастую понимается национальность, а не вероисповедание. Да, Гейне часто называет себя евреем, в т.ч. в молодости, но это не имеет ничего общего с верой. Поэтому, по крайней мере, не корректно было бы говорить о «возвращении» к вере, которой у него никогда и не было. Слова Гейне можно скорее расценивать как возвращение к размышлениям о вере и религии как таковым.
Так в какого же Бога он верил? И верил ли вообще? Насколько серьезно? Сколь отчётливо?


Рецензии