Сказка про глупую птицу

"Я видела много миров, я слышала много звуков, и ветер танцевал со мной вальс, и дождь целовал меня, и солнце улыбалось, когда я распускала крылья. И вот недавно, сидя на верхушке сосны, я услышала, как сороки говорили о девушке, которая влюблена и счастлива. Мне было так странно слышать эти непонятные слова, и я не знала, что такое любовь и что такое счастье. Я просыпалась, когда меня касался луч солнца, встряхивала голову, умывалась, расправляла крылья и танцевала с ветром. Я пила росу и выглядывала в траве розовых червячков, и я пела, пела, пела, когда встречала солнце, ветер, когда опускалась на гладкую поверхность реки. А эти сороки всегда так много говорят, и, мне кажется, что они многое знают. Они рассказали, как вылечить старую синицу. Они сказали, что у людей живут мягкие игривые существа, которые заберут ее далеко-далеко, и она не будет болеть. Синица полетела к этим прекрасным существам и не вернулась. Наверное, они забрали ее куда-то, где она никогда не будет болеть. Я найду ту девушку и посмотрю на нее. Наверное, любовь и счастье - это что-то хорошее".
Птица нырнула в проплывавшее белое облачко и улетела. Когда она пролетала над спящим городом, прибежала тучка и заплакала: "Не надо тебе туда лететь, птичка, не надо!" И дождь опустился на город. Но птица пропела: "Я узнаю, что такое счастье и любовь!", - и полетела дальше. Она пролетала мимо спящих окон и видела, как в домах загорались и потухали огни, появлялись и уходили люди, менялись лица. Кто-то вытирал нос маленькой ручонкой, кто-то поспешно задергивал шторы, кто-то нагнулся над своей тарелкой и подносил ко рту черствую булку... Но вот дверь одного дома распахнулась и на улицу выбежала хорошенькая девушка, не замечавшая ни дождя, ни слез. Ее глаза сияли, и она пела о том, как счастлива и любима и бежала куда-то...
Птица долго смотрела на девушку и думала, что счастье и любовь действительно прекрасны, если способны и во время дождя, и во время слез вселять такую радость и дарить такую силу. И тогда птица захотела оказаться на месте этой девушки. Она полетела к старой вороне, которая все-все знала и пользовалась славой колдуньи.
"Великая Ворона, я знаю, что любовь и счастье - лучше солнца и ветра, лучше земли и неба, лучше всех цветов и нектаров. Помоги мне быть счастливой и познать любовь", - попросила птица ворону.
"Солнце, что тебя окружает, ветер, что танцует с тобой целые дни напролет - это и есть счастье и любовь, глупая птица. Ты не ведаешь горя и боли, забудь про счастье и любовь людей, они сопряжены со слезами и мукой. Они даются путем страданий, а иногда проходят не замеченными. Наслаждайся улыбками зорь и миганием бликов солнца на реке", – прокаркала ворона.
"Но я хочу быть вместе с людьми, хочу человеческого счастья и любви, прикосновения солнца больше не радуют меня, и в душе моей живет грусть", – настаивала птица.
"Глупая птица, люди отрежут твои крылья и отдадут их на игрушки своим жирным котам или сделают из них веер и продадут его на рынке", – закричала ворона, взмахивая крыльями.
"Нет, Ворона, нет. Люди прекрасны, они полны любви и счастья. Я хочу быть с ними. Хочу быть счастлива и любить".
"Птицы не могут жить с людьми на равных, люди подчиняют птиц своей воле".
"Но я буду жить с ними на равных, я знаю, что они примут меня".
"Хорошо, глупая птица, ты будешь с людьми, но ты оставишь здесь свои крылья. Ты будешь жить среди них ровно три дня, и они не узнают в тебе птицу, считая тебя одной из них. У тебя будет целых три дня для того, чтобы убедиться, как призрачно человеческое счастье и любовь, и пусть ты полюбишь. Но если по истечении этих дней ты не узнаешь счастье, и никто не скажет тебе, что хочет, чтобы ты осталась, что не может без тебя жить, ты потеряешь все и превратишься в горстку пыли, которую унесет ветер, танцевавший с тобой", – ворона уставила свой черный пристальный взор на птицу и ждала ответа.
"Я согласна на все, только бы быть счастливой и любить", – вздохнула птица.
И ворона посыпала голову птицы пеплом, полила слезами луны и осушила криком рассвета.
И туман расстелился над городом. Тихим всплеском ответила вода в реке, как будто в нее бросили камень, и ветер взвыл, почувствовав утрату. На камнях лежала девушка-птица, и солнце не сияло в ее волосах, а небо не отражалось в глазах. Она вздохнула и рассталась со сном. Мир не переливался красками и лучами, он был тускл и сер, но девушка улыбалась, ведь ее сердце светилось надеждой. Она поднялась и хотела взлететь, раскинула руки и побежала вперед, подпрыгнула и упала на каменистый берег. Боль разлилась по телу, и девушка охнула, но поднялась, потерла ушибленный бок и побрела в город. Город еще спал, и ворота оставались закрытыми, охраняемые стражниками. Девушка сделала шаг вперед и постучала в ворота. Из-за ворот послышался грубый голос:
"Убирайся, грязная нищенка! В городе итак полно бедняков!".
Девушка удивилась, осмотрела себя и не увидела в своем облике ничего такого, что вызывало бы отвращение. На ветру развевалось длинное пестрое платье, из которого торчали птичьи перья. Она попыталась возразить стражникам, что она вовсе не нищенка, но те крикнули, что в таком случае она уличная девка, и девушка почувствовала, как что-то неприятное шевельнулось в ее сердце, но тут же вспомнила, что пришла за счастьем и улыбнулась. Запели петухи и город, потянувшись и зевнув, зашевелился. Ворота открылись и выплюнули какого-то старика. Девушка улыбнулась ему и промолвила:
"Доброго утра!"
"Какое к черту доброе?" - проскрежетал старик.
Девушка вошла в город и удивилась, каким же большим он ей показался! А ведь с неба он был совсем крошечный, она облетала его за несколько часов и видела все-все, каждую улочку, каждый дом, а сейчас она стояла посреди улицы и не могла понять, на что же ей следует смотреть, так все кружилось и мелькало, двигалось и перетекало. Но вот кто-то сильно толкнул ее, и она упала на тротуар. Девушка подняла голову и увидела, как полная женщина прокричала:
"Чего встала на дороге, глаза выпучила?!"
Девушка поднялась и вспомнила, что пришла за любовью и счастьем. Она отряхнулась и двинулась дальше. Когда девушка проходила мимо домов, то слышала разные голоса, разную музыку или скрип. Где-то скрипел пол, а где-то - зубы, но больше всего ее поразило молчание, царившее в одном доме. Девушка вошла в этот дом и увидела смерть, свесившую с кровати руку. Она не знала, что такое смерть, ведь птицы не умирали в своих гнездах.
"Наша дочь умерла", - прошептала женщина, затерявшаяся в углу темной комнаты. И от боли, звучавшей в этом голосе у девушки заныло сердце и похолодели руки.
«Теперь мы будем жить еще беднее, – раздался голос пожилого мужчины, обхватившего голову руками, - ведь наша дочь ткала прекрасные ковры и продавала их богатым людям, а теперь нам придется голодать…»
Девушка выдохнула крик, и по ее лицу потекли ручейки слез.
«Я умею делать очень многое, я помогу вам», – прошептала девушка.
«Что же ты умеешь?» - спросил, усмехнувшись, мужчина.
«Я умею петь!», - гордо заявила девушка.
Мужчина вскочил с места и ударил кулаком по столу:
«Ты что же, смеешься над нами?!»
Девушка отшатнулась
«Нет», – раздался шепот в ответ.
«Пусть остаётся», - глухо отозвалась женщина. «Если хочет помогать нам, пусть помогает».
И девушка стала жить в этом доме, который недавно посетила смерть. И дом преображался от звука ее шагов, от ее дыхания. Иногда она танцевала с ветром, и дождь плакал, когда не встречал ее на улице. Петь, тем не менее, ей запретили, из-за недавней смерти хозяйской дочери, но когда в доме царила лишь пустота, девушка пела, и каждый цветок отзывался на звук ее голоса тихим покачиванием.
В первый день ее проживания в доме внимание девушки привлек юноша, работавший по соседству садовником. Он так весело пел песню своим цветам, что девушка невольно стремилась выйти из дома и послушать, о чем же поет садовник. И она выходила на улицу и слушала звук его голоса, и кровь доносила его голос к сердцу, отчего оно хотело выпрыгнуть из груди. Девушка боялась, что садовник заметит ее и в то же время очень желала этого, но садовник занимался только своей работой и не обращал внимание ни на что вокруг. На второй день, когда девушка убирала в доме и пела свои песни, дверь скрипнула и в комнате оказался садовник. Голос ее пресекся, и она покачнулась.
«Я пришел посмотреть, что за птичка поет эти песни», - улыбнулся садовник, увидев смущение девушки.
«Глупая птица, искавшая счастье», - прошептала она.
И они смотрели какое-то время друг на друга, но мимо дома проехала телега с водой, и садовник выбежал в дверь. Сердце девушки еще долго стучало, и она вспомнила, зачем поменяла небо на землю. Но часы коварно тикали, и маятник отсчитывал миги жизни.
«Когда же я увижу его?» - думала девушка и смотрела на часы, и смотрела в окна, но не находила его нигде. А в ее душе боролось отчаянье и смутная тоска по радости.
Утром третьего дня садовник не появлялся, и боль сжимала сердце девушки. Она бродила по городу в надежде встретить его, и к позднему вечеру ей это удалось. Он спал на берегу реки и что-то бормотал во сне. Девушка присела рядом и стала всматриваться в черты спящего лица. Веки дрогнули, и садовник открыл глаза.
«Лучше быть мне не человеком, а цветком, которому ты поешь песни, лучше быть травой, по которой ты ходишь», - прошептала она.
«Прекрасный сон. Я вижу фею. Она говорит мне о цветах и о травах, а сама похожа на птицу и, кажется, сейчас запоет. Я ищу свой солнечный луч, свою любовь…но я сплю…» – отозвался садовник.
«Ты не спишь. Я не солнечный луч, но я умею петь. И я когда-то умела летать...»
«Всё сон, жизнь – сон. Я сплю вечным сном…» – раздавалось бормотание.
«Нет, нет, все реально, прикоснись ко мне, я здесь, я рядом. Но у меня так мало времени…» – шептала девушка.
«Я еще не доделал ту работу, что начал вчера, а воду уже повезли на другой конец города, и теперь меня выгонят с работы…» – бормотал юноша.
«Скажи, что я не зря была здесь, скажи, что не можешь без меня жить, скажи хотя бы, что хочешь, чтобы я осталась, скажи…» – молила девушка, а часы за горой прохрипели близящуюся полночь.
«Я хочу, чтобы…хочу, чтобы ту воду не увозили, мне надо было доделать…» – доносилось до девушки.
«Скажи же, что я не зря пришла сюда!» – кричала девушка, в испуге слушая звон часов.
«Зря, – раздалось сквозь сон, – мы все здесь зря…конечно, надо стремится к лучшему, у меня есть кое-какие планы…».
«Открой хотя бы глаза! Я стану пылью!» – в ужасе кричала девушка.
Часы замолчали. Ветер уносил в танце пыль. Небо расколола молния и оно разрыдалось от потери цельности.
«Вот черт! Опять этот проклятый дождь!» - вскочил садовник, поспешно отряхивая одежду. На минуту он остановился и вспомнил, что рядом с ним была девушка, но куда-то исчезла. Он осмотрелся кругом, но никого не увидел.
«Все-таки приснилось», – решил юноша, убегая от дождя.

31 августа 2008
с посвящением Ц.Р.А.


Рецензии