ХХ - Психотерапевтическая диссоциация-интеграция -

/моим студентам ки коллегам/
Работа с отдельными ипостасями "внутреннего Ребенка", или состояниями и образами, связанными с различными возрастными периодами и травматичнсми эпизодами (разными субличностями, "внутренними частями", эпистемологическми телесными метафорами, внутренними комплексами и т.п.) является отражением базовой внутренней неоднородности, мозаичности подсознания как детской части личности взрослого человека. Изначально, пока у ребенка не сформировано устойчивое представление о собственном "Я", у него оказывается "много Я". В процессе онтогенеза происходит их интеграция (объединение доминант по Ухтомскому).
Т.обр. психотерапевтическая диссоциация-интеграция прдставляет собой "повторный онтогенез": вначале диссоциация - как экстериоризация (или деинтериоризация) одного из "проблемных" образов "Я" (образное отражение модели "Я" по Роджерсу), затем интеграция (как повторная интериоризация, в смысле Выготского)
Устойчивый спонтанный регрессионный возврат к детскому мозаичному "Я" леждит в основе известных моделей базисного нарушения личности (Балинт) и нарушения идентичности (Кернберг).


Рецензии