Живые уроки

– Завтра привезут новые обучатели. Старые списываем. Их надо будет сложить в подвале. Сходи, проверь, есть ли там свободное место.

У профессора был только один помощник: Руслану нравилось учить детей. Работа была непыльная: нужно было следить за исправностью обучателей, рассаживать детей в специальные кресла, запускать обучающие программы. Новые модели обычно трудностей не создавали, заново не приходилось переучиваться для работы с ними. При усовершенствовании обучателей повышалась скорость обучения, качество и глубина даваемых знаний.

Обычно совершенствовалось программное обеспечение обучателей, либо их отдельные модули. Но на сей раз прибывало совершенно новое оборудование, поэтому старое полностью списывали.

Руслан был в этом подвале впервые. Места здесь было много, хватит на то, чтобы еще с десяток раз списать обучатели. Похоже, и раньше подвал использовался исключительно для подобных целей: все, что здесь было, так или иначе напоминало современные обучатели или их детали. Кто-то очень аккуратно складировал их здесь, помечая каждую модель табличкой, на которой была написана модель обучателя, дата списания.

Руслан не спешил уходить из подвала. Он ходил между машинами, сгоревшими и еще рабочими, старыми и не очень. Он рассматривал каждую из них, сравнивал с современными. Все они имели общий принцип устройства. Каждый обучатель представлял из себя автономный цифровой блок, подключенный к креслу, в которое садился обучаемый человек.

Внимание Руслана привлек какой-то механизм, а точнее – комплекс, который не подпадал под это описание. Его цифровой блок совершенно не был похож на другие, и подключался он не к одному креслу, а сразу к нескольким. Но при желании можно было подключить еще больше кресел. Получается, с одним обучателем могло работать одновременно большое количество людей.

Тут Руслан с удивлением вспомнил: это был самый первый изобретенный обучатель! Эта модель очень долго работала в одиночку. Каким-то образом были утеряны знания о важном модуле этого обучателя, поэтому не получалось сделать его копии. Говорят, исчезли инженер, проектировавший этот самый модуль, и его чертежи. Позже разработали другой модуль, который смог частично восполнить утрату, но новые обучатели имели уже другой принцип работы. Они были быстрее первого обучателя, поэтому вскоре тот оказался в этом подвале, а новые получили широкое распространение.

Руслан осмотрел обучатель: тот оказался рабочим. Тогда он сел в одно из кресел, надел шлем и запустил программу. Машина работала медленнее, интерфейс был не так красиво оформлен и неудобен. Через какое-то время загрузилось трехмерное главное меню. Руслан выбрал пункт меню «Поиск» и задал выражение: «Принцип работы обучателя». Среди всех выданных результатов поиска на четвертом или пятом месте было: «Принцип работы электронного учителя». Его-то Руслан и выбрал. Он ожидал, что перед ним замелькают чертежи, страницы технической документации.

Вместо этого Руслан оказался на какой-то заснеженной поляне. Это была крошечная планета: горизонт был очень сильно закруглен. Руслан не пожалел времени и обошел, осмотрев все вокруг. Оказалось, что это был всего лишь крупный астероид: потребовалось каких-то полчаса, чтобы не осталось ни одного уголка, куда бы Руслан не заглянул.

На этом астероиде не оказалось ничего живого. Только ветер шумел между камнями. В таком неживом месте о чем-то живом напоминал только одинокий домик. Только он выделялся среди прочего однообразия.

Когда Руслан его обнаружил, он постучался в дверь, но никакого ответа не было. Постучав еще раз, он толкнул дверь, она легко открылась. Дом изнутри казался уютным и теплым. Руслан стал ходить по комнатам, осматриваться.

Здесь была маленькая гостиная с камином и одним креслом. Рядом стоял журнальный столик с последними выпусками газет. «Удивительно, –  подумал Руслан. – Этот обучатель не просто в рабочем состоянии, но и получает информацию из окружающего мира». Дальше была маленькая столовая. Здесь был накрыт стол на одного человека. Складывалось такое ощущение, что хозяин этого дома просто вышел в другую комнату и сейчас должен был подойти. Но сколько Руслан ни ходил по дому, он так никого и не нашел. Были только аккуратно разложенные по своим местам предметы, напоминавшие их хозяина. И какое-то чувство одиночества…

В одной комнате Руслан обнаружил большое количество фотографий, вырезок из газет, висящих на стене. На фотографиях были разные люди, в основном – подростки. На одной вырезке был заголовок статьи: «Врачи обвиняют систему образования в ухудшении качества здравоохранения». В вырезку было помещено изображение человека, напоминавшего отца подростка, чья фотография была приклеена рядом. Приглядевшись к фотографиям, Руслан понял, что это был один и тот же человек, только в разном возрасте. В другой вырезке главный архитектор города говорил о том, что современные обучатели ни в коем случае не смогут заменить электронного учителя, не говоря о живых преподавателях, давно канувших в лету.

Одну фотографию Руслан сразу узнал: это был профессор в молодости. Рядом тоже была статья. В ней говорилось: «…Вы посмотрите, кто у нас сейчас работает докторами, пожарниками, инженерами. Все эти люди в свое время обучались у электронного учителя. Молодежь не хочет работать. Сколько раз уже говорилось о возрастании преступности с тех пор, как перешли к новым обучателям. Никому дела нет до этого. У нас много придумано для создания комфорта, но счастья так и нет. Мы постепенно теряем свою человечность и превращаемся в роботов. Или животных, как вам угодно…»

Внимание Руслана привлекла фотография, висящая таким образом, что лицевой стороной она была обращена к стене. Повернув ее, он увидел, что там была фотография молодого человека. Но фотография была размыта, как будто фотограф забыл настроить резкость, когда фотографировал. Парень в руках держал грамоту. На фотографии это место было исчеркано ручкой, но Руслан сумел разобрать, что там когда-то было написано «Лучшему ученику».

Тут зазвонил телефон. Не в этом мире обучателя, а в реальности. Пришлось выйти из программы. Это профессор вызывал Руслана к себе. Руслан доложил о проделанной работе. Он уже было собирался выходить, но в последний момент развернулся и спросил:

– Можно задать Вам вопрос?

– Спрашивай, – ответил профессор.

– Почему люди так цеплялись за первого обучателя? Чем он лучше? Ведь новые модели гораздо эффективнее.

Профессор, казалось, был удивлен таким вопросом, но ответил:

– Дело не только в скорости и эффективности обучения. Дело в том, КАК учат и ЧЕМУ учат. Нам действительно нравилось учиться у электронного учителя. Было какое-то ощущение доброты, заботы. Мы с нетерпением ждали момента, когда начнется урок. А с новыми обучателями этот трюк не проходил. Они какие-то… холодные. Никому они не нравятся. Все ходят на курсы только потому, что этого требует руководство нашей страны.

– Тогда почему решили полностью от него избавиться? Ведь он не мешал работе новых обучателей. Пусть бы и работал себе параллельно с остальными.

– А он просто перестал учить, – ответил профессор, с грустью вздохнув. Никто не может понять, что с ним произошло. Все в рабочем состоянии, но он не учит. Спрятался где-то в своем мире. Других таких уже не будет и не может быть.

– А жаль.

– Ладно, ты сегодня не задерживайся: завтра тяжелый день, – сказал профессор подобревшим голосом.

На следующий день привезли оборудование. Сопровождал его военный инженер. Это был худощавый человек в военной форме. Казалось, его строгий взгляд был готов прожечь каждого, на которого он направлен. Но кроме этого в его глазах была видна усталость. А еще он кого-то напоминал.

– Готовы принять оборудование? – спросил он.

– Конечно, – ответил профессор. – Тебе Руслан поможет.

После чего он развернулся и ушел по своим делам. Руслан не обратил внимания на то, как сух был ответ, и на то, что профессор обращался на «ты» к такому уважаемому человеку. Он вспомнил, на кого был похож военный инженер: это был человек, изображенный на перевернутой фотографии в доме электронного учителя.

Эта мысль не покидала Руслана все то время, пока они вместе устанавливали оборудование. Работали они быстро, поэтому, когда все было сделано, у них еще осталось много времени до того, как привезут программное обеспечение. Воспользовавшись случаем, Руслан предложил устроить инженеру небольшую экскурсию по учебному комбинату. Первым делом они пошли в подвал. Инженер рассказывал о плюсах и минусах каждой обучающей системы. Оказывается, он прекрасно в них разбирался.

Но, дойдя до электронного учителя, он запнулся. Видно было, что все его чувства смешались. Инженер подошел к учителю, провел пальцами по клавишам, стер пыль с экранов датчиков, наконец, указав на кресла, предложил:

– Не хотите прогуляться по миру учителя?

Естественно, Руслан не отказался.

Инженер шел по планете уверенно. Дойдя до дома, он остановился, долго осматривал дом. Потом, медленно подойдя к двери, с трепетом открыл ее. Руслану давно уже стало ясно, что ничто здесь не чуждо инженеру.

Руслан следом за инженером прошел в комнату с фотографиями. Видно было, что инженер старался скрыть все чувства, бушевавшие в нем, когда он заглядывал в очередную фотографию. Инженер нередко выступал по телевидению, и Руслан уже привык думать, что у таких людей не может быть каких-либо чувств. Поэтому он удивился настолько, что не сразу обратил внимание на то, что фотография инженера опять была повернута лицевой стороной к стене, а рядом появились какие-то статьи. Обнаружил он это только когда сам инженер, наконец, нашел свое фото.

В одной статье было написано: «…Военные изобрели, как получить универсальных солдат, не имеющих страха. Вскоре начнутся испытания обучателей в учебном комбинате…» Рядом была десятка самых непопулярных людей по версии журнала «Заря». На первом месте был инженер.

– Это же наше домашнее задание! – озадаченно пробормотал он. – Мы его издавали, когда учились здесь. А с тех пор забросили.

Руслан, немного отвлекшись, бросил глаза на окно, и увидел, что вдалеке горел огонек. Заметил это и инженер и тут же прыгнул прямо в окно и побежал в сторону огня. Руслан бросился вслед за ним. Бежали они недолго. Оказывается, кто-то развел костер. Этот кто-то как раз уходил, когда Руслан с инженером его увидели.

– Стой! – крикнул инженер. Но человек даже не оглянулся, продолжая уходить. Инженер бросился вдогонку. Казалось, что тот человек шел, неспешно перебирая ногами, но расстояние не сокращалось.

– Подожди! – еще раз крикнул на бегу инженер. Голос его дрогнул. – В чем я виновен? Прости меня!

Откуда-то раздался громоподобный голос:

– Ты знаешь, в чем ты виновен!

– Я ведь не могу не делать их работы: они меня убьют!

– Ты сам выбрал свой путь! –  после этих слов незнакомец просто растворился в воздухе.
Инженер остановился, и, тяжело дыша, продолжал смотреть в ту сторону, где недавно был незнакомец. Вскоре и Руслан добежал до него. Отдышавшись, он удивленно спросил:

– Почему Вы с ним разговариваете как с человеком? Это же всего лишь машина!

– Нет, ты ошибаешься, – ответил инженер. – Когда решили избавиться от живых учителей, один инженер умудрился создать прибор, который смог объединить процессор и память компьютера с душой живого человека. Один человек пожертвовал своей свободой и вложил свою душу в этот первый обучатель. Поэтому ты имеешь дело с действительно живым обучателем…

– Так вот чем отличается электронный учитель от остальных обучателей…

– Да. Он живой. Остальные – просто мертвые машины. Тот инженер знал, к чему может привести его изобретение, поэтому уничтожил все документы, а сам исчез. Возможно, его и в живых-то сейчас нет.

– А кто изобрел обучатели нового поколения? – спросил Руслан.

– Я… – ответил инженер, продолжая вглядываться в темноту.

– Он попросту украл душу учителя, – раздалось откуда-то сзади.

Руслан, обернувшись, к своему удивлению обнаружил там профессора. Не услышав ответа инженера, он продолжил:

– Для того чтобы обучатели работали эффективно, он скопировал часть кода, отвечающего за «живую» составляющую учителя. Ты знаешь, что на сегодняшний день большинство обучателей используется в военных целях. Учитель понял, кого он пригрел и воспитал. С тех пор он отрекся от обучения. Он себя винит.

– Ты-то меня в чем винишь? – голос инженера дрожал. – Не могу я отказаться от этой работы: меня убьют.

– Ты сам выбрал свой путь…


*   *   *


Рядом с фотографией военного инженера висела только одна статья с заголовком: «Власти не комментируют слухи о том, что обучатели выведены из строя их же сотрудником».

– Вы же знаете, к чему приводят эти обучатели, – пытался объяснить Руслан Учителю.

– Не могу я, – отвечал Учитель. – Не могу брать на себя ответственность за жизни и судьбы других людей. Не хочу, чтобы из-за меня кто-то расхлебывал свои ошибки, жертвуя своей жизнью. Теперь на мне слишком тяжкий груз. Не смогу…

– Вы нужны людям…




302


Рецензии
Интересно закручено. Серьезная тема. А Руслан, похоже передавал Ваши мысли и настроение. Этакий "психонагруз".
Как пришли к теме, Путник?
Что двигало?

В рейт. - понравилось.

Александр Краснослободский   06.04.2010 14:32     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию.

Профессия у меня такая. Просто как-то надоело, что мы уже чисто механически работаем, без души. Люди тогда стали меньше радовать и больше огорчать. Вот и написал

Мусафир   06.04.2010 21:19   Заявить о нарушении
Программист или гдето рядом?

Александр Краснослободский   08.04.2010 19:52   Заявить о нарушении
Где-то рядом. В том смысле, что технарь до корней волос. По профессии - учитель.

Мусафир   08.04.2010 19:55   Заявить о нарушении
Там где я бывал, учителя называют - муалим. Это почетное звание, потому как муалим зачастую имеет сан - домулло, следовательно, может читать Коран с арабского и вести здравницы и заупокойные молитвы и быть почетным гостем во главе стола рядом с хозяином.
Ну, это я отошел от темы.
На сколько я понял - Ваш предмет физика-математика, а Азимов (фантаст) наверное один из любимых авторов. Я, заметил в Ваших про-ях логические цепи. Похоже, что психология Вам тоже симпатична. Говорите, что ищите тему? А есть свои наметки, что могло бы Вас подвинуть к написанию повести-романа?

Александр Краснослободский   09.04.2010 11:05   Заявить о нарушении
А где Вы бывали? Расскажите.

В наших краях тоже учителей так называли. Но это давно было еще до советских времен. Учителя были почетными людьми. Сейчас - как и везде. У Вас дети есть? Если есть, то Вы знаете учителей. Как к ним относитесь?

В детстве читал все, что попадало под руку. Азимов, к сожалению, попадал редко (1-2 раза), но понравился. А сейчас уже мало читаю.

Идей пока совершенно нет. Даже на коротенький рассказик... Идеи приходят редко.

Мусафир   09.04.2010 13:39   Заявить о нарушении
Таджикистан, Афганистан, Пакистан. :)
Дети есть, есть и знакомые учителя, большей частью из универа. Уважаемые люди. К учателям отношусь как к космонафтам. Потому как дети наши, это инопланетяне, от которых не знаешь что ждать. Раньше, достаточно было взгляда учителя и все вставало на места в голове у талаба (ученика), кста. талиб(ан) - студент(ы).
А на счет темы - их море. Достаточно представить себя в той или иной ситуации, да при раскладе и все - замес пошел. Допустим: - Вы в результате каких либо секретных разработок с маш. времени в качестве подопытного, Вас заряжают чем попало и Вы должны попасть в другое время на пару минут, а потом описать что произошло с Вами. Отсюда у Вас открывается море вариантов куда Вы попали, что там делали, что видели и во что это в конечном итоге вылилось.
Чтобы лучше понимать тему возьмите любую истор. книгу, либо фантаст. и осмыслив ее подгоните под свой стандарт понимания темы. Все просто, Путник.
Можете листануть мои килобайты, приколит.

Александр Краснослободский   09.04.2010 18:11   Заявить о нарушении
сюжет для меня - не проблема. Это всего лишь способ красиво передать свои мысли, чувства, переживания. А вот тема - это тот самый "психонагруз"

Мусафир   09.04.2010 22:11   Заявить о нарушении
ой..своей головой думай пожалуйста!!!!!!!!!

София Павлова   11.04.2010 18:47   Заявить о нарушении
Я же о том и говорю: сюжет придумать не сложно. Самое главное - идея, проблема так сказать. А ее уже ни с какой подсказкой не оформить в сюжет. Идею надо прочувствовать. Передать можно, но для этого передающий должен чувствовать намного сильнее принимающего, так как КПД при передаче низок, часть чувств по пути теряется.

Мусафир   11.04.2010 19:41   Заявить о нарушении
хочешь парийский совет ?

София Павлова   11.04.2010 20:56   Заявить о нарушении
Да, конечно

Мусафир   11.04.2010 22:12   Заявить о нарушении
на мою страницу!

София Павлова   12.04.2010 03:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.