Холодно...

Ох уж эти долгие зимние ночи. За окнами – мгла, вьюга. Свист ветра, кажется, говорит, что там нет и быть не может никакой жизни. Отопительные батареи не справляются: холод пробирается в комнату. Даже маленькая электрическая печка, стоящая рядом с кроватью, не может обогреть меня. Поэтому в такие ночи я закутываюсь в одеяло и пытаюсь заснуть.

Завтра – контрольная работа по математике, но не из-за нее я не могу заснуть, совершенно другие мысли не дают мне покоя. Учеба в лицее подходит к концу. Меня ждут испытания, от которых зависит моя дальнейшая учеба, дальнейшая судьба. Время еще есть, но я должен распорядиться им очень грамотно, чтобы войти подготовленным в самостоятельную жизнь.

А еще я вспоминал о том, как нас сегодня ругали: кто-то из моих одноклассников разбил окно в кабинете русского языка. Хотелось выйти и кричать об этой несправедливости. Ведь разбил-то один, а ругали всех! Никто не скажет, кто разбил: некрасиво это. Есть даже негласный закон: нет человека хуже того, кто наябедничал. Я не против. Но этот самый «Закон» ничего не говорит о том, кто провинился. Разбил один, а ругают всех. И виноватый никогда не сознается, даже если от этого страдают многие. А «Закон» не против.

Чтобы сознаться, нужна смелость. Я лежал и думал, что было бы, если бы я в чем-то провинился. Смог бы я сознаться? Смог бы я поступить по справедливости? Конечно, легко рассуждать, лежа в кровати в холодную зимнюю ночь; легко сказать: «Да как же?! Естественно, я сознаюсь! Естественно, я не перекину своей проблемы на других! Многие на моем месте поступили бы так же!» Но когда доходит до дела, эти самые «многие» боятся исправить свою ошибку.

А с другой стороны, что изменится для других, если я сознаюсь? Один только мой хороший поступок не сможет пробудить ничего в сердцах друзей и одноклассников. Тогда какой в этом смысл? Зачем сопротивляться горькой действительности и пытаться что-то изменить?

Моя маленькая печка действительно не могла справиться с морозом, удержать его за пределами комнаты. Я попытался сжаться, плотнее закутаться в одеяло, спрятаться от холода.

Я вспомнил нашего учителя географии, Марса Гильмутдиновича. Это был пожилой человек, худощавый, немного сгорбленный. А еще он был странноватый, всегда всем улыбался, даже когда злился. Это от возраста. Мы этим пользовались, поэтому не считали географию за серьезный предмет (я начал сожалеть об этом, когда пришла новая учительница географии). На уроках у нас творилось полное безобразие: кто-то спал, кто-то выкрикивал названия городов, а Марс Гильмутдинович ставил пятерки. Стоял такой шум, что невозможно было объяснить новый урок. Пользуясь этим шумом, некоторые могли кривляться, выкрикивать что-нибудь обидное в адрес учителя. Марс Гильмутдинович огорчался, «ругал» нас, но выглядело это так безобидно!

Какое право имели мы на такое поведение? С каких это пор доброта человека и его безобидность стали причиной его унижения?

Сейчас, когда называют имя Марса Гильмутдиновича, я вспоминаю своего дедушку. Дедушка был очень старый. Когда мы приезжали к нему в гости, он всегда нас встречал с улыбкой на лице, всегда угощал конфетами или пряниками. Мы очень часто не понимали, что нам говорил дедушка, и пряники были немного жесткие, но было так приятно и радостно находиться рядом, потому что от дедушки всегда веяло добром и теплотой души.

Наша проблема заключалась в том, что мы обо всем рассуждали поверхностно, или вообще не рассуждали, а сразу действовали. Мы не пытались взглянуть на другую сторону монеты. Мы не пытались увидеть в Марсе Гильмутдиновиче человека. Человека добродушного, вечно улыбающегося. Он, наверное, так же любит раздавать детям конфеты, рассказывать им сказки. Да, он – добрейший человек, но никто этого не замечает.

Воздух под одеялом согрелся, стало теплее. Но я знал, что тепло только здесь. Этого тепла не хватит, чтобы согреть всю комнату. Не хотелось даже носа высовывать из-под одеяла.

Мне мерещились какие-то люди. Их было много. Были здесь и мои одноклассники, и совершенно незнакомые мне люди. Все просто бессмысленно ходили вокруг, все мерзли. Я подумал, что нужно заставить всех бегать, прыгать, отжиматься: тогда бы все согрелись. Только сказать это вслух я почему-то не мог. Что-то мешало мне.

Вдруг раздался грохот. Люди начали куда-то уходить, исчезать, растворяться. С той стороны, где прогрохотало, раздавался шум, начал появляться какой-то человек. Им оказался мой одноклассник Булат. Надо же! Такой пустой, и так много шума! Булат ударял в барабан.

Холодно-то как… Я проснулся оттого, что одеяло на мне раскрылось и я снова замерз.

Булата многие считали причиной большинства проблем в нашем классе. Он действительно мог любого обругать, любого обмануть или обхитрить. Булат нередко говорил во всеуслышание: «Что мне с того, что обо мне плохо думают? Какая мне выгода с того, что обо мне станут хорошо думать?» Все знали, что Булат и пальца о палец не ударит, если не увидит какую-либо материальную выгоду для себя. Сегодня почти каждый сваливает любой проступок на Булата, совершенно не разбираясь, он это совершил или не он.

Но я знаю, что настоящий Булат не таков. Я видел, как он помогал другим с уроками, объяснял непонятную тему. А делал он это не ради себя. Булат – нехороший, но и неплохой тоже. Он – нормальный. Как и все другие. Просто другие запоминают только самое плохое, а хорошее видят, но считают это нормой и не обращают внимания. Да, у него сложный характер, но при этом – доброе сердце. Просто нет рядом такого человека, ради которого можно было бы делать добро, нет того, кто мог бы эту доброту оценить по праву.

Да уж… А ведь это не только он такой. Ведь многие из нас интересуются только теми вещами, где встречаются знаки € или $.

Мы в школе изучаем искусство, поэзию. Всегда у человечества было  стремление к чему-то великому, красивому. Не всегда люди увлекались поэзией, не всегда люди увлекались музыкой, но всегда было искусство. Одно время увлекались скульптурой, в следующий век писали картины, кто-то сочинял музыку.

А чем можем похвастаться мы? Ведь мы только восхищаемся старым, но не придумываем нового. То, что раньше стремилось приучить человечество к красоте и добру, сегодня используется только для обогащения и пустого прославления. Я смотрю на нас, пытаюсь найти в ком-нибудь какую-то искорку, которая могла бы зажечь в нас огонь и призвать к изменению в лучшую сторону. Но вместо этого вижу только желание как можно легче отхватить себе лучший кусок, не гнушаясь чужими загубленными судьбами. От этого появляется ощущение, будто кто-то невидимый сжимает мое сердце холодными руками.

Холодно… Почти заснул… надо встать и что-то сделать. Что сделать? Нужно выйти из-под одеяла, отогреть всю комнату. Зачем отогревать комнату? Можно просто остаться под одеялом и довольствоваться своим теплом… и я уже почти заснул. Не хочу просыпаться заново. Но нужно встать. Заткнуть чем-нибудь щели в окне. Затем найти второй обогреватель. Я смогу перебороть сон… встать… согреться сам… отогреть комнату… А там и до весны недалеко…




302


Рецензии
Холодно.... Интересно, почему так названа миниатюра? Потому что у автора было такое настроение или холодность в отношениях, или виной холодное время года? Я вспоминаю своего учителя географии... Все один в один... И это уютное одеяло, ни у что, что там холодно,зато под ним тепло и нет проблем...А когда вы написали про пряники...мммм.... захотелось бросить диету и пойти испечь самые вкусные пряники в мире!

Юльца Муза   16.08.2010 23:25     Заявить о нарушении
Миниатюрка посвящена одному подростку-ученику. Соответственно, холодно не у автора на душе, а у этого подростка. Точнее, как раз на душе-то (под одеялом) у него тепло. Холодно снаружи. Он бы рад отогреть окружающий мир, но боится, что один не справится. Да и не знает, как...

Насчет пряников - это хорошая идея. Испеките Самые Вкусные Пряники в мире и поделитесь с окружающими. Только не задерживайтесь надолго. Ведь они остынут и не смогут отогреть мир...

Кстати, в истории учитель географии взят из реальной жизни.

Мусафир   28.08.2010 23:59   Заявить о нарушении
да, да, про пряники - это самая лучшая идея! Я их, кстати, только вчера испекла. Получились очень пышные и ароматные. Я, последовав вашему совету поделилась ими с миром, пока они ещё теплые!

Юльца Муза   01.09.2010 00:54   Заявить о нарушении
то-то я чувствую, что мир стал чуточку лучше :)

Мусафир   01.09.2010 00:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.