Маша и хулиганы

Цикл лит. зарисовок «Родом из детства»

  197… год. В этот период и состоялась в моей жизни Необратимая Встреча с Прекрасным. Я - ученица музыкальной школы по классу фортепиано, которая по странному стечению обстоятельств расположилась в полуподвальном помещении кирпичного дома, где мы с родителями тогда проживали. Даже подъезд моим оказался! Однако спускаться с третьего (и последнего же!) этажа на занятия было для меня сущим адом - на холодных каменных ступеньках почему-то вечно сидела компания приблатнённых пацанов… А, вспомнила, почему они тусовались, как теперь говорят, именно там: в этом подвале размещался ещё и, так называемый, «красный уголок» - очаг местного подросткового досуга.
  К каждому празднику мы увлечённо готовились под чутким руководством бессменной энтузиастки Веры Георгиевны, что до конца дней своих была оплотом творческого единения всех окрестных ребятишек. Да и идея организации Музыкального Центра на базе красного уголка, думается мне, наверняка принадлежала ей. Сейчас с позиции тотального меркантилизма, господствующего в обществе трудно, да и просто невозможно себе вообразить, что эта удивительная женщина-пенсионерка совершенно добровольно и безвозмездно возглавляла и организовывала немалочисленный бутовский «сегмент подрастающего поколения», по мере своих сил стараясь приобщить к полезному даже самых отъявленных хулиганов. О которых, кстати, и пойдёт речь после этого исторического отступления… Я просто не могла не воздать дань нашему Дворовому Гуру - светлая ей память!

  Так вот, та самая сомнительная компашка, облюбовавшая мой родной подъезд, прямо скажу, особой симпатией меня не баловала. Что и не удивительно…
Пацаны с ехидными мордами наблюдали, как я грациозно передвигаюсь по лестнице, невероятно осторожно перешагивая через их ноги, руки, а то и головы - чтобы преодолеть эту баррикаду. Бывало, что кто-нибудь - нет, да и прикурнёт с устатку… Полбеды, если я шествовала просто на прогулку или ещё куда - но только не на свои музыкальные занятия! Тут начиналась настоящая засада.
  Представьте себе такую картину: я, притаившись, стою у входной двери, прижимая к ней своё лопоухое музыкальное ухо в слабой надежде не услышать ненавистный гул в парадном, который сигнализирует мне о предстоящей опасности.
До последнего выжидаю, что мерзавцы слиняют - но тщетно: они прекрасно осведомлены о моём расписании и вовсе не дураки, чтобы пропустить такое шоу… В общем, скрипя зубами, я, как мышка, выползаю: эдакий фиалковый «ботан» (и снова грешу тинейджеровским сленгом!) в коротеньком байковом халатике, как будто ничего более приличного одеть было нельзя… Фетиш, что ли у меня был такой - ходить на музыку именно в этой униформе? Вдобавок к вылинявшему фиолетовому халату - «простых» колготках с аккуратно заштопанными пяточками. Кстати, этому некомильфо-занятью, художественной штопке, нас обучали на школьных уроках труда! И ещё обучали шить высокие ситцевые трусы, а также домашние халаты, подобные тому, в котором я имела привычку разгуливать и за пределами своего дома... 
  Продолжаю натуралистическое описание бедного ребёнка, то бишь, девочку Машу, совершающею рискованный спуск с 3-го этажа. Так вот, сей «анти-гламурный» комплект домашней спецодежды школьницы начальных классов дополняли широко известные знатокам клетчатые тапочки, которые, как сейчас помню, были чешскими, на низеньком пластиковом каблучке и неким подобием платформы, только ещё входившей тогда в употребление. Этими самыми импортными тапками я просто не могла налюбоваться, пробовала в них даже изображать балетные перуэты! Разумеется, это сейчас, умудрённая, так сказать, эстетизмом высокой пробы, весело посмеиваюсь над собой, по-тогдашнему нелепо одетой. В описываемые же времена подобная «мода» была совершенно нормальным явлением: ведь даже первые мешковатые советские джинсы из серии «Ну, погоди!» появились несколько позже. Заканчивая с экскурсом в свой гротесковый совковый гардеробчик, не могу не удостоить вниманием и «выдающиеся» аксессуары к нему.
 
  Самый провоцирующий, но жизненно необходимый, я никогда не отваживалась надевать. С одной стороны, очки-велосипеды с гнущимися металлическими дужками безопасней было держать в кармане. С другой стороны, риск при преодолении импровизированного лабиринта возрастал по той простой причине, что ориентироваться растерянному да ещё и близорукому существу с нотами подмышкой в такой экстремальной обстановке было ох, как непросто! Разумеется, все мои телодвижения грубо комментировались мучителями, а кульминацией, которой они так жаждали, стало бы моё вожделенное позорное падение на кого-нибудь из них… Если всё-таки компашка добивалась цели своих издевательств - раздавалось гомерическое ржание и подначки, типа:

  - Ну что же ты, Маша, неловкая такая?! Нотки-то, вот они, возьми! А чо, интересненько, у нас играют нынче «по музыке», а пацаны? Ух ты, И.-Сэ. Баха играют!!! Ну-ка, изобрази, Манюнь, чё-нть! Споёшь Баха своего? Как это его не поют..? Да лана, чё закусилась-то, шуткуем мы, ступай уже бренькать на бандуре своей, а мы послухаем! Вот и очёчки твои, кстати (заботливо вытирают их подолом куртки), - надо же, не разбились даже… Гаммы поиграй там, а мы пока (достают из-за пазухи пузырь) вмажем зачуток, не возражаешь? А может, эта-а-а… составишь компанию, музыкантша ты наша? Для куража, так сказать, чтоб игралось те там веселее..? - ребята ритмично начинали стучать кончиками пальцев по ступеням, изображая игру на фортепиано.
  Судорожно собирая ноты, очки и обувая бережно протянутый кем-то из «благодетелей» клетчатый чешский тапочек, я хоть и сквозь зубы, но покуда ещё нарочито вежливо, отвечаю:
- Я не пью, мальчики. Спасибо. Извините!
И почти опрометью несусь вон из этой круговерти… А вдогонку мне слышится разухабистое:
- Не пьёшь, говоришь? А чего ж тогда кувыркаисся-то? Ну, Маня, ну потешила! Гы-гы-гы!!!
  Оказавшись от «мальчиков» на расстоянии, далёком от критического, я верещу:
- Да па-а-ашли вы,  ка-а-азлы! Пья-я-яницы!!! Безда-а-арности!!!
…И строю ужасные рожи. А пацаньё продолжает дико ржать и кто-то философски резюмирует:
- Ну мы-то чево… Пьяницы горькие, каэшна, кто б спорил! А вот ты - это да… У тя, небось, усё ещё спереди! Вот вырастешь, Маньк, станешь тётькой важной, глядишь и помянёшь нас, в мимуарах, ась..?

  P.S. Написанное здесь, как впрочем, и многое другое, не является плодом моего богатого воображения. Таким уж калейдоскопом складывалась и продолжает складывается моя жизнь, что и приукрашивать-то особо не приходится! «Авторскую» орфографию диалога сохранила умышленно.
 
  Далеко не все мальчишки, о которых я рассказывала выше, были отпетой шпаной и потенциальными «синяками» (хотя, чего греха таить, таких было нимало). Так вышло, что немногие сейчас, увы, здравствуют… Один из них, Колька Шибаев, в числе первых жертв был доставлен из Афгана на Родину в цинковом гробу… Другой, симпатяга Юрка, разбился на мотоцикле ещё в студенческие годы. О судьбе же остальных четверых «участников» мне ничего не известно. Но я вас помню, ребята!!! Хоть так и не стала, по вашему тогдашнему пророчеству, тётькой важной. Пока что. Но, видимо у меня и впрямь, «всё ещё спереди», вот… и Баха спеть пришлось: когда б я могла о том подумать?! Вокализ на Прелюдию ре-минор. В составе акустического трио… Завораживающе красивая классическая вещь в гитарно-скрипичном переложении. И это при том, что я, в лучшем случае, милая романсистка, но уж никак не академистка. Кто же может знать, на какие ещё «подвиги во имя священного Искусства» готова? И сама я не знаю покуда, если честно…
  Действительно, неисповедимы пути Господни!


Рецензии