Как причудливо тасуется колода!
Вопрос: кто самый отрицательный персонаж романа? Критик Латунский! Вспомним слова Маргариты: «Это он погубил Мастера». Теперь вспомним другое булгаковское произведение: «Собачье сердце». Кто там самый отрицательный персонаж? Ответ в устах профессора: «Клим Чугункин!» Сталь-латунь-чугун. Сталин – самый отрицательный персонаж и романа, и повести. Сталин в роли критика оценивает современную литературу, Сталин насаждает своё мышление в умы низшего класса.
«- Скажите, - заговорила Маргарита, и голос ее стал глух, -среди них нету критика Латунского?
- Как же его не может быть? - ответил рыжий, - Вон он с краю в четвертом ряду.
- Это блондин-то? - щурясь, спросила Маргарита.
- Пепельного цвета. Видите, он глаза вознес к небу.
- На патера похож?»
С краю в четвёртом ряду! – именно так изображался Сталин, после троицы Маркс-Энгельс-Ленин, и сравнение «патер» здесь не случайно, это намёк на «отца народов».
Вспомним стрельбу Азазелло по семёрке пик. Почему именно семёрка «пик»? Отметим несколько интересных деталей:
Пики – металлический символ (сталь)
Если соединить все пики «семёрки» одной линией, получится «S» (Stalin):
Азазелло пробивает верхнее правое очко. По отношению к нам оно правое. Если смотреть со стороны семёрки, оно левое – там, где сердце.
Далее Азазелло говорит: «одно дело попасть молотком в стекло критику Латунскому и совсем другое дело-ему же в сердце.»
Далее Бегемот стреляет. Причём из двух пистолетов. Одна пуля попадает в сову(Крупская). Другая сначала пробивает палец Геллы (намёк на обезглавленного Берлиоза-Ленина), потом останавливает часы. Вспомним, что Воланд после бала говорит голове Берлиоза: «вы уходите в небытиё».
Цифра семь символична: 1. семёрка пик (причём одно очко выбивается). 2. Семь раз упоминается Желдыбин (причём один раз в словах Маргариты, для которой он в принцыпе не существует). 3. 25 раз упоминается Латунский- сумма этих цифр даёт тоже 7, 4. Барон Майгель в седьмой раз упоминается в романе как «труп». 5. Одна из глав названа «Седьмое доказательство». В этой главе погибает Берлиоз.
Таким образом в романе семёрки «урезаются» до шестёрок.
«Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!», - кричит Бегемот в конце представления. О чём же был марш?
«Его превосходительство
Любил домашних птиц
И брал под покровительство
Хорошеньких девиц!!!»
А до этого рассказывается о Семплеярове, председателе акустической (!!!) комиссии, который брал под покровительство молодых актрисс. Семплеяров – фамилия, которую можно разложить на слово «семь» и английское «плей» (play).
Кто послужил прообразом Бездомного? Маяковского чаще всего сравнивают с поэтом Рюхиным. Но обращаю внимание на следующую деталь: Бездомный и Рюхин едут в сумасшедший дом вдвоём! Даже одна из глав называется: «Раздвоение Ивана». Рюхин –это второе я Бездомного! Бездомный – прообраз Маяковского. Известно, как тяжело воспринял смерть Маяковского Булгаков. Они встречались, играли в бильярд.
Важно другое: они понимали значимость друг друга для истории. И, кстати, об истории. Мастер (Булгаков) – историк. Бездомный (Маяковский) в начале романа в обществе Берлиоза. То есть в стане литераторов, под которыми Булгаков выводит политиков (вспомним политические стихи Маяковского). А в конце романа Бездомный становится историком.
Строится много параллелей между временем Мастера и временем Иешуа. Но я не встречал характер, параллельный самому мастеру. И где связь между этими временами? Загадка Булгакова и проста, и сложна. Но ключевое слово здесь- «ключи». У мастера были все ключи от комнат «дома скорби», и у начальника тайной службы при прокураторе Иудеи Афрания были все ключи, печати, необходимые при исполнении им поручений Пилата.
Афраний заглянул в лицо Иуды. «В тени оно представилось смотрящему белым,
как мел, и каким-то одухотворенно красивым».
Вспомним слова Воланда о Коровьеве: «… его каламбур,который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош.»
В литературоведении не найден ответ на следующее противоречие: почему Мастер похож на Булгакова, и в то же время описание внешности Коровьева – это описание внешности Булгакова. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате схожа с газетной кампанией против Булгакова в связи с романом «Белая гвардия». Как и Мастер, Булгаков сжёг первую редакцию романа «Мастер и Маргарита». Коровьев - «гражданин престранного вида, в плечах узок, худ», «в треснутом монокле отражался мигающий огонёк, а глазки маленькие, иронические».
Шутовская манера поведения и причастность Коровьева-Фагота к музыке (вокальной) обозначены уже в начале романа, когда при встрече с Берлиозом он просит «на четверть литра... поправиться... бывшему регенту!» А в середине романа Коровьева как «видного специалиста по организации хоровых кружков» рекомендует своим подчиненным заведующий городским зрелищным филиалом.
Теперь вспомним Афрания: «насвистывая какую-то тихую песенку, всадник неспешной рысью пробирался по пустынным улицам Нижнего Города, направляясь к Антониевой башне, изредка поглядывая на нигде не виданные в мире пятисвечия, пылающие над храмом, или на луну, которая висела еще выше пятисвечий.»
Случайно ли то, что рыцарь (Коровьев) был прощён тогда же, когда мастеру был подарен покой? Афраний-Коровьев-Мастер–замкнутый треугольник.
Случаен ли бриллиантовый треугольник на портсигаре Воланда?
Свидетельство о публикации №210031501383
Например, Фима Жиганец считает Булгакова сталинистом и , конечно, Маяковского - прототипом Воланда...
Погулять Вышел 02.08.2010 17:24 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 02.11.2012 12:49 Заявить о нарушении
Если бы у Маяковского были и золотые и платиновые коронки - то конечно, можно было бы считать Воланда и Маяковского очень похожими, но тогда у не было металлокерамики и имплантов и золотые коронки носила наверное треть или четверть писателей, и выделять Маяковского на этой основе нет никаких оснований...
Просто тогда речь идет о мелкой мести Булгакова уже мертвому поэту... если это действительно так... что принижает сам роман... (если роман кто-то ценит)
Погулять Вышел 03.11.2012 18:53 Заявить о нарушении
Что касается МиМ, он был и остаётся одним из величайших романов ХХ века. От того, что вы этого понять неспособны, земля вертеться не перестанет.
Что касается золотых коронок Маяковского, мелковато жульничаете. На его коронки ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ МНОГИЕ ПИСАТЕЛИ, у которых, по-вашему, был полон рот золотых зубов. И писали эпиграммы, и шипели, и плющило многих, и таращило...
Тем более коронки - только один из аргументов.
Не сильны вы в полемике. Идите гуляйте...
Фима Жиганец 03.11.2012 21:07 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 03.11.2012 21:09 Заявить о нарушении
Погулять Вышел 03.11.2012 21:26 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 04.11.2012 10:56 Заявить о нарушении
Пюрвя Мендяев 07.01.2014 18:39 Заявить о нарушении