Психотренинг. Высвобождение чувств и эмоций

Этот рассказ "подробно" иллюстрирован: http://www.horyma.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=377&start=0




Семинар проходил в субботу. Народу собралось не много, но публика была разношерстная. Были два кришнаита в оранжевых рубашках. Две подружки с гордым и независимым видом. Они постоянно шептались друг с другом, пренебрежительно постреливая глазами на окружающих. Дедушка, с седой бородой и садовой лопатой, у которой черенок был завернут в газету. Женщина, в огромных очках с неприятными узкими губами (я её окрестил для себя — Шапокляк). Всклокоченный юноша, явно искушенный во всевозможных психотренингах. И я. Мы собрались в коридоре раздевалки бассейна «На здоровье» при детском районном садике.

Стрелка на часах уже зашла за черту назначенного времени. Из-за небольшого количества посетителей семинара, мероприятие готово было сорваться. Я собрался уходить, не дожидаясь извинений и перенесения на другой день. Встал и, обойдя два ряда стульев, расставленных полукругом, направился к выходу. Возня, визжание Шапокляк и стук поваленных стульев заставили меня обернуться.

Теперь опишу сцену, с которой всё и началось. На спинках двух стульев стоит дедушка и упирается своей лопатой в лежащего на полу всклокоченного юношу, прямо острием в шею. Два кришнаита держали жертву за брыкающиеся ноги, а девушки стояли на коленях у раскинутых рук и прикручивали кисти к поваленным стульям — скотчем.

А теперь вопрос: Как бы вы повели себя в такой ситуации?
Ну, а я со всех ног побежал в направлении открытой двери. Впрочем, уже закрытой двери. Прижался спиной к дверному косяку и сел на корточки, обхватив голову руками. Говорят я громко заорал. Не помню.

Опишу то что помню:
Медленно стал гаснуть свет и открылась противоположная дверь в коридоре - та, что ведет в бассейн. Открытый проем был ярко освещен и в нем черным контуром была видна женщина. И тоже с лопатой. Она начала постукивать о кафельный пол металлической частью, все быстрее и быстрее... удерживая какой-то сложный, но повторяющийся ритм. Несколько минут я вглядывался в мрак коридора подстраивая свой панический страх под это лязганье лопаты. Звук внезапно прекратился и спокойный голос женщины с хрипотцой произнес:

— Прошу всех собравшихся сюда!

Я не трогался с места. Мимо меня прошла шеренга в два ряда кришнаитов и девушек, волокущих по полу взлохмаченного парня. Позади них шел старичок с лопатой. Проходя мимо меня он остановился и шепнул:

— Тебе чего, особое приглашение что ль?

Я молча пошел впереди него. Нас выстроили в шеренгу на бордюре самого бассейна, а взлохмаченного положили на бордюр животом. Женщиной с лопатой оказалась "Шапокляк". Дедушка не спеша разделся и встал по другую сторону шеренги. В руках наперевес блестело грозное оружие - торцевая лопата.

— Предисловия и прибаутки опускаем, ибо знаете зачем сюда пришли. Все повернитесь лицом к воде и наклонитесь в позу стартующего спринтера. Вопросы, комментарии потом.

Последние слова были подкреплены оглушительным лопатным лязгом и скрипучим скрежетом металла по кафелю пола.

— На счет раз встали, на счет два ... поставьте этого рядом раком... так. На счет два прыгнули в воду.

Было "раз" и "два", и все попадали в бассейн. Воды было там чуть выше пояса. На стенках имелись ввернутые металлические кольца для рук с застегивающимися ремнями. А рядом с кольцами висели полуметровые цепи с такими же застежками, назначения их скоро узнаете.

Нас поделили по парам и стали приковывать руки в эти кольца. Получилось три пары. Каждому кришнаиту досталась девушка, а мне достался придурок взлохмаченный. Всех мужиков, кроме взлохмаченного пристегнули к стене, а девушек в эти цепи. И вышло, что мы с взлохмаченным стояли на расстоянии согнутой руки лицом к лицу. Жалкое лицо с разбитым носом шепнуло мне:

— Мобильник есть?

Я машинально дернул прикованной рукой в сторону кармана, но только ударился локтем о стенку.

— Ты кто? - спросил я у разбитого лица.

— Ирина - шмыгнув носом, прогундосила девушка.

Вот тебе на. Напротив стояла баба со сползшим на бок мокрым париком взлохмаченных волос.
 
— А...а?

— В общем, не важно, я корреспондент "Комсомольской правды". А ты кто?

Я представился.
Последнюю пару пристегнули и свет погас мгновенно, как будто что-то взорвалось или как будто глаза лопнули. Бултых, и в бассейн свалилось что-то большое, меня обдало брызгами и Ирина, вероятно, повалилась на колени, упершись мне в живот головой, звеня своими кандалами.

— Внимание! Те кто у стены - дышат глубоко, приседая после каждого вдоха. Те, кто на цепях, брызгают в это время водой на дышащих. Так же: на счет "раз — вздох", на "два - выдох". После команды "цепные" упираются коленом в живот "дышащим" и обеими руками слегка зажимают шею. Кто будет отлынивать получит лопатой по голове.

И в утверждение этих слов по обеим сторонам наших пар застучали лопаты.

— Ритма придерживаться обязательно. Поехали!

Ритмичный стук лопат о пол бассейна с булькающим эхом наполнил таинственный мрак. Бум, бум, бум и начался счет:

— Раз!

Рядом донесся долгий шелестящий вдох и на меня обрушилась волна хлористой бассейновой водицы. Я задышал.

— Два, Раз, Два...

— Замерли, колено в живот! Руки на шею! Так..душим, душим, душим..... стоп, отпустили! Заново поехали.

Голос с подвизгиванием на окончании слова загудел снова:

— Раз, Два, Раз...

Кто-то рядом упал и уже не вставал. Я продолжал.

— Стоп, колено в живот! Руки на шею! Так.... так.

И меня повело...

Шум прекратился и на поверхности образовалось яркое пятно света, затем стало медленно убавлять свою яркость и я увидел пузырьки. Они с шипением лопались. Последний пузырек вытянулся, изогнулся и выплюнул из себя каплю. Она сползла в своё отражение.

Стала увеличиваться и заполняться изнутри замысловатыми волокнами. Сверкнула по диагонали пестрая линия и скрылась в голубом мерцании за капелькой.

— Ку-ку! - кверху ногами появилось лицо. Оно растягивалось по вертикали , наполняя физиономией всю нижнюю часть висящей капли.
Лицо стало собираться, приобретая узнаваемые черты.
 
— Ты меня узнаешь? Я твой нерв. Нас много и все вместе мы зовемся нервами...

Так вот какие мои нервы. Вот значит кого имеют в виду, говоря: "Это все твои нервы" - понятненько!

— И нас расстраивает то, что не настраивает тебя - Продолжило уже умное лицо в очках своими, вытянутыми в трубочку, губами.

Я сразу дал себе зарок на будущее больше настраивать себя, нежели расстраивать. Тогда это было мне очень понятно.

Изображение в капле стало сползать на бок. Сначала переезжали очки, а потом уже все остальное. Очки уже переехали, а глаза остались, мне это тогда совершенно не показалось странным. И два глаза в одном очке это даже модно. В ответ на мои мысли капля хихикнула, на мгновение отразилась в нескольких хихикающих каплях. И эти обе ухмылки стянулись в одну роскошную зубастую улыбку.

Из отражения кто-то показался. Но показался сзади капли. И сразу же на этом месте кто-то серьезный, губастый с нравоучительной миной сказал.

— А теперь серьёзно!

— Так, значит до этого было все несерьезно?

— Тоже серьёзно, а теперь ещё серьезнее!

Меня стало клинить, как же это так может быть? И в голове произошел мгновенный анализ выражения "серьёзнее серьёзного". Понятно, это значит дважды серьезно. Серьёзно в квадрате. И сразу маленькая закорючка-двоечка нарисовалась вместо второго серьезного лица.

— Не совсем так. А что же ты скажешь тогда про это?

И двоечка стала увеличиваться в размере, а большая капля разделилась на две.

— Теперь это значит: серьезнее наисерьезного серьёзняка! - Не моргнув и глазом заявил я.

— Верно, триединожды серьезно, другим словом. И сразу же появилось три в одном

— Полотно из охрененно серьёзной троицы начало раздвигаться, с чуть заметной улыбкой удовольствия

— Вот и теперь для тебя все самые серьезные разговоры не страшны, поскольку ты познал их триединую природу  иллюзии.

Картинка стала размываться и появившееся лицо поджало умиленно губки. Чернота стала сгущаться, в квадрат быстренько впрыгнула длинная капелька и что-то шепнула той, с сжатыми губками. Та, с пониманием кивнула и исчезла...

— Раз. Два, Раз, Два... Стоп, колено в живот! Руки на шею! Тот же голос эхом грохотал в помещении.

На меня уже не брызгали и не душили, я висел на пристегнутых руках, по шею в воде. Рядом, в ухо сопела Ирина.

— Эй.

Я пошевелился.

— Живой? Тихо. Ты последний кого прибило! Сейчас уже сменяться будем!

— Да ты знаешь... Это все не серьезно, я понял! Что-то восторженное бурчал я, находясь ещё под впечатлением диалога с каплями моих масок.
 
— Не серьезно? Что ты видел, что понял? Быстрее, а то...

— Там мои страхи улыбаются, размножаются, разговаривают и даже наставляют на путь истинный. Выпалил скороговоркой.

— Псих!

— Ну сама увидишь, короче слушай их, делай  что скажут  и сама все поймешь. У меня просьба к тебе. Спроси у кривой рожи: "Можно ли расстраивать несерьёзно?"

— Чего...

— Спросишь?

Шептания наши прекратились вместе с ритмом лопат.

— Встали все! Кто не может - поднимите. Меняетесь местами.

По очереди, во всех трех парах нас поменяли местами. Теперь Ирину приковали к стене, а меня на цепи возле неё.
 
— Что делать, знаете! На счет раз вдох... и так далее!

Я с вдохновением стал брызгать на девушку пригоршни воды, и по команде лопатной властительницы надавил коленом в живот Ирине, а руками придавил шею.
Мне это начало нравиться, сердце стучало в такт лопатному ритму. В происходящем появилось какое-то понимание. Я тихонько загукал и с нарастающим голосом уже вторил:

— Два, Раз...

— Стоп, колено в живот! Руки на шею.

С огромным удовольствием я уперся коленом в живот. Другая нога подскользнулась и я с размаху, как на качелях врезался головой во что-то твердое. Все опять заискрилось, пузыри расступились и услышал знакомый голос:

— Смотри, опять приперся!

Это сказала "моя" капля другой.
 
— А кто он? - спросила новое действующее лицо у "моей" капли.

— Этот? Да тот придурок, что упирается тебе в живот!

Обе капли теперь стали одинаковой величины, но разные по содержанию.

— Ага, так вот ты какой, мой напарничек. Сказало что-то за кадром, но отражаясь в женской капле с синей аурой

Я уперся взглядом в её рот - он то удлинялся, то собирался в бантик.

— Ты спросила?

— Ой, забыла спросить. Сейчас спрошу!

— Теперь я уже и сам спрошу - С обиженной миной заявил я.

Обращаясь в никуда, но с торжественным голосом я вопрошал:

— Если лучше настраивать себя, а не расстраивать, то, расстроенная серьёзность - это одно и тоже что и настроенность?!

— Это ты загнул! Как бы ответил кто-то. И на моем визуальном полотне, демонстрируя ход моих размышлений, происходило театрализованное представление

— Ну, раз расстроенная серьезность, это значит трижды расстроенность? И значит, это настроенность.

— Ты считать-то до трех умеешь, умник? Раз — расстроенность. Раз+Раз = Два - это настроенность. Раз+Раз+Раз = Три - это опять расстроенность. Так что трижды расстраиваться это равно просто расстроенности.

— А как же тогда быть настроенным?

— Это совершенно другое. Настроенный каждый из трех расстроенных. Каждый, понимаешь? Но на свой лад. И как ни складывай настроенных, они всегда будут настроены! Три настроенные рожицы незамедлили появиться.

И как демонстрация следующего объяснения, одна радостная рожица стала увеличиваться вбирая в себя других.

— Понял картинку или пояснить? Кто-то опять спросил из ниоткуда

— Поясни

— А вот каждая из настроенных, настраивает все вокруг единым настроем!

Настрой стал материализоваться и в моем понимании, а картинку стало затягивать этим материальным чувством.

— Ё-моё, как же я раньше-то, по глупости, потакал себе в расстройстве, думая, что может клин вышибет клином.

— Да, как раз вышибет! Еще раз повторяю Раз+Раз = Два -это настроенность. А ты же лезешь в трижды расстроенность.

— Все понял!

И на картинке трижды расстроенной стала появляться улыбка.
Лицо в капле разъезжалось и вот уже появилась Иркина капля.

— Все понял, что хотел спросить? - Она подмигивала мне отсутствующим глазом, щурясь в длиннющую улыбку.

— А ты это все слышала?! - Спросил с гордостью
 
— Наглец! Я же тебе все это и объясняла!

Передо мной опять появилась расстроенная маска, отражая внезапно появившееся чувство.
И сразу же катарсис:

— Ты!? - переспросил, истерично хохоча

— Я! Более того и в тот, первый приход, тоже я!

А меня все больше и больше разбирало! Распирало и выдавливало из той капли наружу.
И тут я влетаю в экстаз,  ну это как оргазм, только круче. И взрываюсь ...

Взрываюсь на тысячи маленьких и больших, светящихся Игорьков. Собираюсь в один огромный сгусток света, там ещё побултыхался немножко — поискрился и "Пум" - исчез. Потом-то я долго думал - "Откуда я исчез, если я опять очутился в воде". И в продолжении: - "Куда  это я попал, чтобы потом оказаться в воде?"
Пока это сложно...

— Стоп. Сняли руки с шеи! С последними словами утих ритм лопат. Тихое плескание вокруг. Я опять вишу на руках, только уже на цепи. Ласковый голос старика раздался над самым ухом:

— Что милок, притомился?! - Его оканье было так приятно и я потянулся на затекших руках в сторону ласкового голоса.

— Дедушка!

— Знаю, знаю мой дорогой, щас-щас потерпи! - И поддерживая одной рукой меня подмышкой, другой распаковывал ручные кандалы.

... Приглушенный свет, свечи стоят на высоких подсвечниках. Я лежу, укутанный в мягкий душистый халат. Запах жасмина и тихое звучание тягучей и шелестящей музыки. Лениво поворачиваю шеей и рассматриваю пространство вокруг. Силуэты  моих соратников по семинару прорисовываются из-под таких же пушистых халатов. Шелестя подолами своих накидок медленно приближаются "Шапокляк" и старичок с подносами в руках. Нагибаются к каждому из нас, что-то шепчут и ставят фужер перед каждым. Ко мне подошла «Шапокляк» и на ушко мягким, нежным голоском с приятной хрипотцой шепнула:

— Дорогой Игореша, потихонечку открывай глазки и приобщайся к трапезе. Если хочешь расскажи, что с тобой было... Но если желаешь помолчать и послушать, делай так, не напрягай себя. Ты должен себя сейчас любить и нежить. Погладила меня по руке и исчезла из пятна света.

Прошло в вязком пробуждении  минут двадцать и мы - шестеро смелых, восседали на мягких подушках. Перед нами была гора вкусностей. И наши руки постоянно ныряли в эту гору и выуживали то, что с удовольствием пережевывали.

— ... я уже на пятом "дыхе" вылетела! Я летала с ангелами, была одна из них. И мне дали имя, такое поэтичное... только вот вспомнить не могу какое... Ух! -  со вздохом рассказывала одна из девушек.

— ...и думала что вы сектанты. Решила произвести собственное расследование и вывести на чистую воду. - При этих словах Ирина погладила еще влажные волосы. — И опубликовать в центральной газете... Теперь не знаю что говорить коллегам. А может и напишу! Опишу как была маленькой светящейся капелькой, как прыгала в бескрайних потоках вселенной, как меняла лица, как была святым духом, как Истина, ниспосланная через меня, вливалась в заблудшие души... Тут она стрельнула глазами в мою сторону.

— ...и сам Кришна возложил руки мне на лысую голову.... и погружал божественные кисти во внутрь меня. Потом намотал мой хвостик волос себе на палец и потянул на себя. Я провалился в голубую плоть моего Бога, и никогда бы не захотел сам выйти оттуда, еслиб не внезапная тишина... лопаты перестали стучать! - Взахлеб делился кришнаит, прервав проигрывание пальцев в своем мешочке с четками.

Все взорвались смехом. С иканием, заливисто и чередуя свой рассказ с жестами, семинаристы наперебой делились ощущениями...

Я, с умиленной улыбкой отхлебывал из фужера и улетал в свои размышления.

— А вот трижды быть настроенным на расстроенность это ведь тоже самое, что быть единожды настроенным? - Пустой взгляд уперся в две лопаты, стоящие возле двери...


Рецензии
да уж))
Мне всегда интересен отсроченный эффект-чем это потом проявилось в Вашей жизни?
Я как-то раз пошла на тренинг" родовой канал", не имея понятия что там будет.Этот кошмар проползания по туннелю из человеческих тел длился для меня вечность, поскольку я полезла первая.))
Ещё месяц после этого я шарахалась от транспорта и было ощущение новорожденного, выпущенного на улицу))
Но! зато ровно через 9 месяцев, буквально день в день я получила в руки книжку, в которой были напечатаны мои сказки( моя учитель нашла им применение в своей работе по песочной терапии)

Алёна Шиманская   17.03.2010 14:50     Заявить о нарушении
Отсроченный эффект.
Добро. Значит есть тема:

Я так немножечко почитал у вас о песочной терапии.
И даже представил себя вашим пациентом. Говорят, что ничего просто так не бывает и если представил то уже значит пациент.

Сижу я в огромном помещении. В этой комнате и будет у меня песочница. )):
Стен не видно. Как только начинаю вглядываться в горизонт, то происходит смена дня и ночи, времён года и настроения)):
Сосны, дубы и скалы. Наверх взглянул. А там липкое небо, с пляшущими клоунами вместо облаков. Летают резиновые журавли и дерутся пластмассовые вороны.
Под себя посмотрел:
А там ничего нет. Только голубое дно песочницы. Я рукой потрогал. Да, точно голубое на ощупь. Но какие то вкрапления розовых точек немножко выпирают зеленоватыми бугорками. Вот так-так. Как могут бугорки выпирать из голубого?

— Да тут всё может
— Ах могут, ну тогда ладно

И я уже без скромности дорисую мою песочницу:
Шесть лет не слезал с велосипеда. Даже борода запуталась в спицах. Клоками свисает со шпингалета ванной комнаты и немножечко так улыбается (про улыбки будет дальше), отсвечивая в зеркале на противоположной стене.
Может путаю года. Шесть лет - это же моих лет.

— А земных лет сколько?
— Земных - по другому
— Больше или меньше
— Не знаю. Как то по другому

Откуда я взял про велосипед? Никогда же у меня его не было. Ну точно не было. Даже после рождения первого сына не было его у меня. А появился он когда второй сын. Сын появился. Велосипед появился. Сын на велосипеде появился. И почему то косточки от вишни под колёсами. Много- много косточек. Колеса застревают меж косточек и уже по самую грудь завален костями. Кости. Ещё свежие кости с красной шкуркой на мослах. И кто то снизу - с голубого дна песочницы мне кричит:

— Возьми меня
— Беру!

Закрываю закрытые глаза и беру.
Беру и улыбаюсь. Улыбаюсь долго-долго. А потом ещё разочек, для пущей важности улыбнулся. И дочегож хорошо то стало. И задумался с закрытыми глазами:

— Вот, а если б не взял, не было бы хорошо что ль?
— Не было б
— А вот и было б. Было!

И бросил то что взял. Сразу как то взял и бросил опять на дно песочницы. А "хорошо" осталось. Это "хорошо" просто приросло ко мне. И я задумался с закрытыми глазами:

— А если снова возьму, останется хорошо?

Снова взял. И ничего не пойму. Открыл глаза. Хорошо мне или не хорошо. Вот как довел себя до такого состояния. Лучше б оставался с закрытыми глазами, чем так вот себя изводить.

— Это потом поймешь. Это потом будет понятно. Спустя время
— Отсроченный эффект, стало быть?
— Ага!
— А ну тогда ладно. А щас-то что делать. Брать или не брать ? Как правильнее то будет?

И тут мне стало понятно, что мне кто-то постоянно молчит в ответ. Мочит не единожды. Молчит с пафосом и как бы даже стараясь досадить мне молчанием.

— Эй

Так осторожно спросил у мочащего.

— А кому молчим?
— Тебе молчим
— Все мне молчите?
— Все
— Ох уж

Тут мне как-то полегчало и я понял, что голоса мне только показались-послышались. Это были немые голоса. Они были молчаливые голоса. Это были просто улыбки. Смайлики. Много молчащих смайликов. Приятно.

Вот она какая песочница.)):
Алёна, вот так вот меня разобрало на целую кучу букв при вашем появлении )):
Спасибо!

Хорь Има   17.03.2010 18:03   Заявить о нарушении