Концепция образования современной школы

Полная версия статьи на сайте


Ильина И.И.



В этом докладе речь пойдет о  проблемах общеобразовательной школы, о задачах, которые стоят перед реформой среднего образования и концепции системы образования, которая способна решить не только многие проблемы средней школы, но и многие социальные проблемы.

Проблемы образовательной системы

Говорить о проблемах образования можно долго. Но я сосредоточусь только на наиболее важных, с моей точки зрения. Первая – функция целеполагания. Перед процессом образования всегда стояли два существенных вопроса: чему учить и как учить? Но сейчас на передний план выступает вопрос –  зачем учить? В чем состоит цель нынешнего процесса обучения? Сегодня ответ на этот вопрос звучит, как получение максимального количества знаний. Оценка деятельности школы определяется по количеству выпускников, поступивших в престижные высшие учебные заведения. Чем больше таких выпускников, тем выше рейтинг школы. Но современные проблемы социума говорят о том, что школа перестала выполнять своё истинное предназначение. Об этом свидетельствуют демографы: Россия фактически потеряла свое молодое поколение. Курить нынешняя молодежь начинает с 10 лет, пить алкогольные напитки и употреблять наркотики - с 11 лет. За 10 лет подростки стали убивать в 3 раза чаще. У российской преступности появилось новое лицо. Улыбчивое детское личико. Десятилетние мальчики и девочки убивают, насилуют, грабят. Каждый четвертый российский призывник – наркоман.
Это всё говорит о том, что школа перестала выполнять свою основную воспитывающую функцию. Если в Советской России эта проблема худо-бедно решалась, то сейчас она совершенно свелась к нулю. При таком подходе к воспитательному процессу трудно даже представить, что станет с обществом через 10-20 лет. Поэтому реформа образования, в первую очередь, должна начинаться с изменения приоритетов. Представьте, что критерий деятельности школы будет оцениваться не по количеству учеников, поступивших в ВУЗы, а по количеству правонарушений, совершенных учащимися данной школы. То есть на первом месте стоит задача воспитания, а не обучения. Вопиющие социальные проблемы давно указывают, что пришло время менять приоритеты в системе среднего образования.
Вторая проблема относится к содержанию образования. Огромный поток информации, который обрушивается на ученика в школе, подавляют ее личностное осмысление, а значит и использование. По мнению философа Е.Н. Князевой, потоки информации ошеломляют, гипнотизируют, не успевая быть подвергнутыми анализу, смывают друг друга. Переизбыток информации вносит сумбур во внутренний мир человека. Насаждается чувство необходимости следования преподносимым образцам поведения, не остается места для выдумки и полета творческой мысли. Большая часть предлагаемых знаний довольно абстрактна, не актуальна и никогда в жизни не будет востребована. А чрезмерное усвоение таких знаний притупляет способность к творческому мышлению, потому что в подсознании выстраивается сценарий на усвоение чужих знаний. При этом происходит навязывание трафаретов примитивного массового сознания.
Выделены две основные проблемы системы образования, которые в свою очередь порождают массу последующих. Поэтому посмотрим, какие еще проблемы из этого следуют, и как можно их решить.

Процесс обучения  - единый процесс воспитания и образования

Анализируя современные образовательные концепции, можно отметить, что практически все они выделяют важную роль воспитания, как неотъемлемую и составляющую часть всего образовательного процесса, в них воспитание человека и гражданина  – по сути,  и есть главная цель школы. Эта же цель отражена и в «Законе об образовании», где в первом же абзаце сказано, что образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения. На первом месте стоит именно воспитание. Однако на практике об этом чаще всего забывают и на первое место ставят предметные успехи. Школа оценивается по тому, как она обучает физике, химии, иностранным языкам и т.д. И очень редко (практически никогда) она оцениваться по тому, что дала детям в духовном и нравственном становлении, какого она воспитала человека и гражданина.
Проблема воспитания, как известно, является предметом всестороннего общепедагогического, историко-педагогического, социально-педагогического анализа, в ходе которого фиксируются основные цели, условия воспитания, его механизмы и пр. Вместе с тем понятно, что современное воспитание менее всего способно адекватно отражать в себе постоянно меняющиеся условия жизни,  и в настоящее время предлагает больше вопросов, чем может дать конкретных ответов в соответствии с теми или иными современными требованиями жизни.
Немаловажную роль играет само определение понятия воспитания. Анализ концепций воспитания, созданных в последние годы, показал, что большинство из них рассматривает воспитание как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия. При этом акцент переносится на создание определенных условий для развития и саморазвития личности воспитуемого с помощью конкретных психолого-педагогических средств. Стержнем современных школьных концепций воспитания является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: учащихся и педагогов. Хотя здесь имеется достаточно большой разброс в определении того, что воспитывается - качества, ценности, духовность, система социальных ролей, нравственность, направленность на успех и т. д.
Из текстов концепций видно, что большинство авторов разделяет задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования его гражданственности. Наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями концепций являются следующие:
– реализация идей гуманизации и гуманитаризации;
– создание условий для раскрытия творческих способностей человека;
– всестороннее и гармоничное развитие личности;
– социализация личности гражданина России;
– формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;
– становление социально активной жизнестойкой личности;
– формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;
– формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;
– возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.
В настоящее время большая часть воспитательных систем разграничивает воспитание на отдельные сферы: умственное, эстетическое, трудовое, политехническое, художественное, физическое, экономическое и др. Практически все подходы и концепции ориентированы на развитие человека как целостной личности в ее нравственном, физическом, трудовом, правовом, экономическом, философском, художественном, политехническом, политическом и других аспектах. Особый акцент делается на ценностном ядре воспитания, хотя сами ценности понимаются авторами не всегда однозначно. Так, например, если для А. В. Караковского - это Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек, то для Б.Т.Лихачева - это ценности Веры, Надежды, Любви, Истины.
 В целом, в  концепциях воспитания выделяется общность таких характеристик, как
– определение объекта воспитания;
– определение понятия воспитания;
– цель воспитания;
– основной механизм воспитания,
– суть концепции;
– теоретическая основа концепции.
И, если в основном все положения более или менее раскрыты, то остался не ясным сам механизм воспитания. Как отмечается исследователями И. А. Зимней, Н. А. Морозовой, принципиальным  выводом является  то, что многие рассмотренные ими концепции не фиксируют эксплицитно и не раскрывают содержательно такую категорию, как механизм воспитания, хотя идея о необходимости его выделения витает в воздухе. То есть имеется постановка задачи о необходимости воспитания, но нет способов или механизма, как эти задачи могут быть решены. А именно этот механизм помогает правильно направлять развитие личности. Таким образом, все перечисленные в концепциях доминанты, на основе которых базируется воспитание, выступают в роли декларативных положений. И отсюда совсем не ясно, как же в действительности воспитывать те или иные качества личности. Можно, конечно, с учащимися много и часто говорить, рассказывая им о различных «героях» нашего времени, добившихся определенных жизненных  успехов. Но механизм воспитания подразумевает совсем иную направленность, и главное здесь  – это не декларативность и не повествовательность.

Цели и задачи системы образования

Формирование системы образования определяется в первую очередь той целью, ради которой оно и создаётся. Из вышеизложенного можно сказать, что главной целью или сверхзадачей образования должно быть воспитание нового высоконравственного поколения молодёжи. Это действительно архисложная задача современности, но она решаема в принципе, поэтому может быть решена и в реальности, всё лишь зависит от того насколько заинтересовано общество в её реализации. Сформулируем нашу сверхзадачу в виде конкретных целей образовательного процесса:
1. Формирование целостного научного мировоззрения, которое наиболее полно отражает собственную личность в картине мира
2. Воспитание созидающего начала в личности
3. Развитие гуманистического мышления на основе холистического мышления

Роль мировоззрения в нравственном воспитании.

Школа формирует личность, обладающую определенной системой знаний, методом познания, стереотипами поведений. Начнем со стереотипа поведения. Развивающаяся личность примеряет к себе тот тип поведения, который позволяет ей наиболее полно самореализоваться, а в качестве кумира (идеала) принимается психотип личности, которому хочется подражать. Определить, к каким кумирам тяготеет подрастающее поколение, не трудно. Достаточно посмотреть какими фильмами или видеоиграми увлечена молодёжь. Как пишет Лисовский, молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры; кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов; агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, тяготеющую к агрессивным кумирам. Исходя из этого, формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями, определяемая разрушительными «мотивами» в молодежной субкультуре. Противопоставить агрессивному стереотипу поведения школа ничего не может.
Причины сложившейся ситуации можно определить в бездуховности современного общества, идеологическом вакууме, которые порождены, во-первых, господствующей в научных кругах и преподаваемой в школе механистической картины мира, во-вторых, давлением 70-летней антирелигиозной пропагандой. Хотя сейчас и делаются попытки ввести в школе уроки Слова Божьего. Но совсем не трудно понять, что будет твориться в душе ребенка, которому на одном уроке рассказывают о случайном возникновении вселенной в результате Большого взрыва, а на другом о Сотворении мира за семь дней. А в результате мы опять получаем деморализацию личности.
Идеалы, которые формируются в сознании человека, исходя из внешних обстоятельств, создают определенную систему ценностей. Лисовский, например, определяет понятие системы ценностей, как  «фундамент» отношения  человека к миру, т.е. по сути это мировоззренческая позиция личности. А если в сознании человека мир, вселенная, представляет собой всего лишь случайную квантовую флюктуацию, в которой «правит бал» его величество «случай», то жизнь человека в такой вселенной не только не имеет никакого смысла, но и ничего не стоит. А созидающая и направляющая роль в такой картине мира может принадлежать исключительно коммунистической партии, но не кому бы то ни было ещё. Стало быть, когда мы лишились «созидающей» роли компартии, то остались один на один с разрушительными тенденциями природы. Это-то и определяет те самые разрушительные «мотивы», что присущи молодежной субкультуре.
Реальный выход из сложившейся ситуации состоит в том, что социуму давно пора принять иное мировоззрение, иную концепцию мира, в которой есть Высшее творческое начало. Заказчик (компартия) на механистическую картину мира давно уже канул в лету, а общество всё еще пытается приспособить устаревшую мировоззренческую конструкцию к современным реалиям жизни. Сейчас должно быть господствующим такое мировоззрение, в котором человек ощущает единство мира, и имеет представление о том, какое место человечество занимает в мироздании. И, исходя из процесса миротворчества, человек должен понимать, каковы цели развития человечества в целом и каждого в отдельности. О построении новой научной парадигмы не один год говорится, как со страниц журнала «Дельфис», так и на ежегодных научных конференциях.

Воспитание созидающего начала в личности. Холическое мышление.

Для человека бесспорным является тот факт, что мир существует в его сознании до тех пор, пока существует собственная индивидуальность. Так определяется концентр мироздания – человеческая личность. Подобное миропонимание позволяет рассматривать все законы природы относительно собственных взаимоотношений с природой и социумом.
Определим процесс воспитания личности как работу, требующую самостоятельной глубокой внутренней трансформации индивидуальности. Целостность, которую представляет собой личность, обладает внутренним ценностным ядром. Оно позволяет ему создавать внутри себя качества, которые помогают ему жить в согласии с миром и собой. Ценностное ядро не создается декларативно, оно образуется в результате переосмысления многих личных фактов и событий из жизни. Это значит, на каждом этапе развития нужно помогать человеку отслеживать причины происходящих с ним событий, научить правильно воспринимать потоки энергии, проходящие через него,  и направлять процесс осознания на постоянное конструктивное взаимодействие с миром природы и миром людей. Внутренние ценности, которые создаются в такие моменты, обладают большой созидающей силой, поскольку сами формируются в качестве положительных обратных связей. Именно воспитание созидающего внутреннего начала в человеке – основа  всего воспитательного процесса. А научить отслеживать созидательность или разрушительность собственных действий – задача учителя.
Огромный объем информации, предлагаемый нашему современнику не в состоянии охватить даже самый интеллектуально развитый ум. Чтобы выражать и организовывать знания и тем самым осознавать и познавать проблемы мира, необходима реформа мышления. Уже на этапе среднего образование встаёт потребность в развитии холического и системного мышления, в формировании умения понимать широкий или иногда даже глобальный контекст исследуемой проблемы, т.е. в умении контекстуализировать знание. Важной особенностью познавательной и творческой деятельности человека становится способность видеть целое прежде составляющих его частей и способность к мыслительному синтезу. Это фундаментальный вопрос для образования, поскольку он касается способности организовывать и систематизировать знания. Ибо разъединенные, раздробленные, распределенные по дисциплинарным областям знания глубоко и чудовищно неадекватны для постижения реальностей и проблем, которые становятся все более глобальными, трансдисциплинарными,  многомерными и планетарными.
Таким образом, реформа системы образования должна быть связана с необходимостью развития системного целостного мышления. Но, говоря о реформе мышления, надо отметить тот факт, что оно должно быть, в первую очередь, гуманистическим. Хотя воспитание гуманистического мышления возможно только на основе холистического мировоззрения, которое в отличие от хилотропного способно дать человеку истинные цели развития человечества в эволюционном процессе.
Старый – хилотропный - стереотип мышления,  уже доказал, что он способен только порождать все новые и новые социальные проблемы. Хилотропная модель мира (ориентированная исключительно на материю) видит основу человека в его материальной природе и отождествляет ее с физическим телом, которое жестко ограничено заданными возможностями и поэтому не оставляет сознанию другой возможности кроме как обслуживание чисто телесных потребностей, маскируя в обществе свою животную природу внешними манерами и системой социально-психических ролей. Поэтому эта модель порождает ложное целеполагание в жизни человека, ориентируя его на максимальное извлечение пользы и наслаждения из любых дел, событий и занятий.

Гуманистическое мышление

Развитие гуманистического мышления основано на том, что изучение мира должно начинаться с личности, с себя «любимого». Познание мира –  это глубокое переживание всех процессов, происходящих вокруг. И такое познание возможно только через личностную сопричастность. Воспитательный и образовательный процесс должен строиться с позиции центрированности на ученике, его переживаниях, мыслях и чувствах. Именно такая работа даст возможность воспитать индивидуальность, гуманистически ориентированную по отношению к обществу и самому себе, что в полной мере соответствует его социализации.
Очевидно, что гуманистическое мышление строится на основе целостного научного мировоззрения, которое способно наиболее полно отразить собственную личность в картине мира. В то время как общая картина всего нынешнего школьного комплекса наук отражает взгляд на мир человека конца XVIII середины XIX века. Лишенный современного мировоззрения обычный «средний» выпускник нашего классического образования навеки обречён представлять себе, что все события в мире разыгрываются на гигантской сцене ньютоновского «пустого» пространства по расписанию, определяемому равномерно текущим временем. Где силы столь же «материальны» как и тела, на которые они действуют. Что физика – наука о «неживой природе», в которой нет места сознанию. Что пространство бывает только евклидовым, что точка, линия, плоскость – «естественные» первичные понятия геометрии. С неизбежным «классическим» выводом, созревшим и выстраданным «просвещенным» человечеством к концу позапрошлого века, что мировые религии лежат вне науки, коль скоро наука не может объяснить всех чудес, на реальности которых настаивает религия. Как считает Родионов Б.У.: «Как бы громко не звонили церковные колокола, Бог и божественные чудеса для «классически» мыслящего человека, воспитанного на «передовых» идеях позапрошлого века, останутся продуктом далекой от науки «слепой веры», а человеческая цивилизация со всеми ее пороками – вершиной развития разумной жизни во Вселенной».
В настоящее время считается бесспорным, что на фундаментальном уровне природа едина и все грани в ней весьма условны и лишь отражают последовательное приближение общественного сознания к истине. А раз природа едина и целостна, то это должно найти свое отражение и в методах ее познания, и в ментальных конструкциях, способных отражать устройство мироздания. И если, например, теория ядерного нуклеосинтеза не способна объяснить социальные проблемы общества, то такая теория ничего не стоит. Потому что она не может за частными единичными явлениями увидеть целое и глобальное. Такого рода теории кроме ментальных заумствований вносят лишний хаос в структуру мира и приносят больше вреда, чем пользы. Поскольку, если человечество претендует на эволюционное развитие, оно должно в первую очередь научиться вести себя культурно в познании мира, который на однобокие прорывы реагирует очень болезненно из-за повышения уровня энтропии в ноосфере. И сколько бы долго мы не спорили о том, верна  или не верна исходная гипотеза, но если она даёт ощутимый результат, если она способна изменить состояние человека в лучшую сторону, даёт ему понимание происходящих с ним процессов, то её можно и нужно использовать.
Целостность картины мира опирается на единство принципов самоорганизации систем. Именно они позволяют одновременно  понять, как могла формироваться наша Вселенная в своем бесконечном многообразии. Системное мышление изменяет не только взгляд на природу, но и способ описания мира. В этой модели Вселенная представляет собой голограмму, где в каждой её частице содержится информация обо всей Вселенной, где всё связано со всем. Для большинства ученых взгляд на мир как на сеть – без прочных основ – весьма неудобен, и нельзя сказать, что сегодня он широко распространен и принят. Не известно, как долго современное научное мышление будет адаптироваться к голографической парадигме, но чем скорее это произойдет, тем лучше, тем раньше мы сумеем выбраться из мировых кризисов, т.к. их нельзя решить на основе линейной логики механистической картины мира.
Жизнь диктует необходимость глубокого изменения каждого человека на различных уровнях его бытия, делая его трансформацию условием выживания, а без основополагающих знаний о мире этого не сделать. Поэтому формирование личности обусловлено целостными знаниями о мире, о себе и собственном предназначении. Только понимание мира как сети взаимоотношений и взаимосвязей всего со всем позволяют человеку почувствовать личную ответственность, которую он несёт за каждое своё слово, поступок, действие.

Программа образования

Современная программа школьного образования построена таким образом, как будто все 100% выпускников собираются продолжить свое обучение в институтах. Поэтому знания, т.е. получение большого количества информации, становятся  самоцелью обучения. В результате чего школа становится ареной борьбы, причём даже не за знания, а за оценки. Тестовая система оценки знаний в виде ЕГЭ только усугубляет это положение. Педагогические методы становятся агрессивными, т.к. идёт уже не обучение, а натаскивание, не развитие, а зубрёжка.
В то время как педагогика при современных социальных условиях должна быть, прежде всего, гуманистической. Школа не должна перегружать учащихся информацией. Она должна давать, главным образом, способы и навыки к самообучению. Не нужно всех готовить к поступлению в ВУЗ. Нужно лишь построить обучение таким образом, чтобы в любой момент учащийся смог организовать себя так, чтобы усвоить нужный объем информации за необходимый отрезок времени. А это уже проблемы самовоспитания, а не образования. Поэтому и сама программа образования должна строиться так, чтобы вопросы воспитания стояли на первом месте.
Реализация реформы образования начинается с качественного изменения предметов, изучаемых в школе. Основными предметами обучения в школе должны стать: психология, философия, естествознание, искусство (или мировая культура), физическое воспитание. Но в первую очередь упор надо делать на обучение психологии, потому что не возможно познать мир, не познав себя. Поэтому всякое обучение должно начинаться с того, что человек познает себя. Как говорили древние, познавая себя – я познаю мир. В этом факте скрыт глубокий сокровенный смысл всего бытия. И обучение любому другому предмету нужно проводить через внутренний мир ребенка. Опора должна быть не на внешние, а на внутренние источники познания.
Психология, как  предмет изучения, должен научить ребят правильно работать с собой и над собой, избегать физических и психических перегрузок. Хотя совсем не обязательно называть этот предмет психологией, можно назвать человековедением или человекознанием. Но суть этого предмета в том, что человек должен знать о себе все! Школа должна давать знания не только о строении внутренних органов и способах размножения, но и предоставлять полные знания о процессах, которые происходят в глубине человеческой души.
Обучение психологии и психотренинги должны быть в программе обучения с первого класса. Ведь прежде чем чему-либо научить ребёнка, ему надо освоить способы самоконтроля, т.е. умению сосредоточить собственное внимание, контролировать его длительное время, даже просто усидеть 40 минут на одном месте. Но этому может научить лишь опытный психолог. Школа же этому не учит, дома тем более не уделяют должного внимания этой проблеме, поэтому часть одарённых детей из-за чрезмерной подвижности получают ярлык трудновоспитуемых на всю оставшуюся жизнь. Обучение этим приёмам в игровой форме позволит ребёнку в дальнейшем без труда продуктивно заниматься на уроках, что даст возможность учиться без обязательных домашних заданий. Научить же читать и писать при высокой самоорганизации детей уже не составит никакого труда.
На уроках психологии нужно вести разговор о природе конфликта, о том, как сдержать себя, чтобы не быть втянутым в ссору, драку. Как снимать внутреннее психологическое напряжение, не доставляя при этом неприятностей окружающим. Ребенок должен знать, какие психологические приёмы он может противопоставить при угрозе собственной жизни, как не попадать в экстремальные ситуации. Он должен научиться принимать себя таким, какой он есть, что не даст развиваться комплексам. Он не должен оставаться один на один с собственными страхами и проблемами.
Работа в группах психотренинга показывает, что коллективная работа сглаживает недоверие и конфликты между ее участниками, люди становятся более открытыми друг другу. Когда же формируется такой коллектив с первого класса, то результаты могут быть очень высокими. Трудно переоценить форму такой работы, ведь в этом коллективе будет очень высокой и взаимовыручка, и взаимопомощь отстающим, и реальная поддержка в трудных жизненных ситуациях.
Ощущение эмоционального резонанса в коллективе помогает усваивать большой объем информации. А с другой стороны, человек, который знает, что это такое, гораздо легче его диагностирует и увлечь его таким резонансом будет уже трудно. Его собственные воля и стремление всегда будут противостоять воле и влиянию толпы. Например, создание эмоционального резонанса есть одна их главных задач большинства информационных сообщений и развлекательных шоу. СМИ всегда пытаются вызвать у широкой аудитории сильные эмоции, на фоне которых можно подать любую ложную информацию, и защита от этого только в чётком осознании происходящих процессов.
Умение понимать, что такое психологическая манипуляция, отслеживать, когда человеком пытаются манипулировать – это тоже задача воспитания. Отмечая психогенное воздействие, человек не способен попасть под влияние, например, какой-нибудь секты, т.к. его мышление будет осознавать, когда им пытаются манипулировать.
Введение этого предмет в школьное образование является одним из наиболее важных для формирования правильного восприятия жизни. Именно здесь можно научить познавать мир через себя и посредством себя. Научившись решать множество задач, с большинством из которых человек никогда не столкнется в жизни, он пасует перед решением самой важнейшей задачи – как поладить с окружающими миром, как придти к гармонии с самим собой. Обучение основам психологии позволит освоить самую важную науку – науку жить.
На сегодняшний день уже существует огромное количество методик по работе с подростками, среди которых есть немало групповых форм работы. В целом эта деятельность подразумевает три основных направления: групповая психотерапия, групповое психологическое обучение, групповой личностный тренинг (или тренинг личностного роста).
В процессе обучения понятие о психотерапии и знание психотехник, которые способны выводить субъекта из стрессовых состояний, уменьшать напряжения внутренних состояний, снимать психические перегрузки, должны быть даны на том этапе, когда ребенок начинает их осознавать и впервые сталкиваться с ними, особенно это важно в переходный подростковый период.
Базовая методическая программа подготовки психологов в области социально-психологического тренинга, разработанная Институтом тренинга, например, включает также личностный тренинг, который определяется ими и как групповой динамический тренинг, и как тренинг сензитивности, и как тренинг  личностного роста. Основной его целью является  развитие и совершенствование способности человека воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, иными словами, повышение чувствительности к групповым процессам, собственной личности и другим людям.
Знания психологии помогут противостоять тем вызовам, которые бросает современная жестокая жизнь с постоянно возрастающими нагрузками, усложнением системы связей с миром, мощным информационным потоком, ускорением хода событий и всеобщем стрессе.

Естествознание

Чтобы сократить чрезмерно разбухший объем информации, который обрушивается на нынешних школьников, необходимо провести радикальные преобразования в преподавании наук. Такая реорганизация должна быть основана на едином мировоззренческом ядре, которое формирует целостное представление о мире, и на общедоступных путеводителях по конкретным областям знаний.
Несомненно,  что отдельные предметы как физика, химия, биология и др. предметы естественного цикла должны объединиться в одну дисциплину. Как её можно назвать покажет время, например, это может быть «наука», или как на западе «science», или просто  «естествознание». Эта дисциплина должна объединять в себе все науки на базе единого подхода. Этим интегрирующим подходом может быть синергетика или теория самоорганизации систем, которая едиными принципами способна показать эволюцию всех систем, начиная с образования атомов и кончая человеческой цивилизацией, в том числе и нашей планеты, основные этапы ее развития и формирования в структуре всей Вселенной.
Идеи полидисциплинарности или междисциплинарности считаются одними из главных тенденций науки будущего. Поэтому тренировать холистический, а не аналитический взгляд на мир становится насущно потребностью современной науки, что отмечается многими учеными мира. «Думай глобально, чтобы успешно решить свою частную и локальную проблему!» – вот лозунг сегодняшнего дня. Так сама сущность современных исследований в области нелинейной динамики сложных систем связана со способностью переносить модели сложного поведения из одной дисциплинарной области в другую – проводить исследования в конкретной научной области, имея общее и глубокое понимание закономерностей сложного поведения самоорганизующихся систем и жизни. Важно также использовать понимание общих законов интеграции, коэволюции и взаимосогласованного устойчивого развития различных (геополитических, демографических, экологических и др.) сложных структур в современном мире.
Понятно, что идеи синергизма должны пронизывать все научные дисциплины, преподаваемые в школе. И здесь хотелось бы остановится на еще одном немаловажном понятии как «трансдисциплинарность», которое в данном контексте является основным организующим фактором. «Трансдисциплинарность» характеризует такие направления изучения и исследования, которые идут «через», «сквозь» дисциплинарные границы, выходят за пределы конкретных дисциплин. Трансдисциплинарные исследования характеризуются переносом когнитивных схем из одной дисциплинарной области в другую, разработкой совместных проектов исследований.
Поэтому наше «естествознание» должно строиться не просто с позиции междисциплинарности, а это должно быть органичное сочетание внутреннего непротиворечивого единства, построенного на позициях трансдисциплинарности.


Философия

Параллельно  с предметом «естествознание» в процессе обучения должна быть и более обобщенная мировоззренческая позиция, которая должна строиться с философской точки зрения. Этот предмет, который можно назвать просто «философия», покажет единство всех методов познания, включая и религиозные. И, если, например, многие сведения, предлагаемые в современной школьной программе, никогда не пригодятся выпускникам, то знания о фундаментальных представлениях в окружающем мире, даваемых философией, будут полезны всем и всегда. Исследование жизни должно происходить во всей её полноте и развитии. Знание о том, что существуют два мира: материальный и духовный нужно давать как можно раньше. Познание законов не только материальных, но и духовных, должны идти параллельно.  Иметь образовательный, особо стоящий, предмет, который как фундамент свяжет всё со всем, задача исключительно важная. Именно поэтому философию желательно изучать отдельно, тем более что в большей части она будет касаться мира духовного. Но когда учащиеся будут видеть, что основные философские принципы составляют основу всех научных дисциплин, то приоритет духовного над материальным будет очевидным.
Особо хочется отметить, что проблемы человека и человечества, как в естествознании, так  и в философии должны стоять на первом месте. Обучение должно начинаться с того, что в первую очередь определяется необходимость знаний того или иного рода для конкретного человека. Особая роль должна отводиться религиозным методам познания.
Изучение взаимоотношений человека и высших духовных сил, которое должно отражаться в содержании школьного образования, в первую очередь должно показать принципиальную разницу между монотеизмом и язычеством. Примитивное мышление дикаря – язычника со всеми своими желаниями и чаяниями сосредотачивалось на идоле – тотеме племени. При этом идол воспринимался достаточно утилитарно, и если начинал капризничать или работал плохо, например, не обеспечивая народ племени в достаточной степени продовольствием, то после недвусмысленных предупреждений и угроз мог быть лишен жертвоприношений, злобно разбит и заменен другим. Это пример показывает, что духовно неразвитому человеку чаще всего нужны такие идеалы, которыми эго может управлять. Хотя истинные связи, на которых строятся наши отношения с Всевышним, подразумевают от нас более важное действие - подчинение собственной воли – Божественной. Понимание этого не может придти сразу, но оно и не должно быть навязанным. Выработать собственное отношение к вере, к молитве, помочь понять то или иное религиозное мировоззрение одна из задач всего курса философии. Несмотря на то, что основное содержание образования должно строиться на рассудочных и логичных обоснованиях, вера не есть продукт логических размышлений или непосредственного внешнего жизненного опыта. И мы должны помочь учащемуся обрести веру или идеалы в соответствии с особенностями своей личности.
Обретение веры, это обретение собственных идеалов, которые создаются в результате длительных размышлений, и чаще всего даются с огромным трудом. Наш ментальный век приучил нас к тому, что истина это то, что доказывается. Хотя мы уже знаем, что рассуждения, считавшиеся весьма убедительными в одну эпоху, звучат в другую, в лучшем случае как пародия на доказательство, а в худшем - как откровенная чушь. Но мы должны придержаться позиции, что у человека есть достаточно здравое чувство истины, которое позволяет ему устранить грубый обман, а более точное исследование возможно при наличии желания и целеустремленности.
Каждому человеку присущи свои идеалы, и они появляются в соответствии с его личной миссией. Человеку нужно чувствовать, что его судьба не случайна, судьба его народа осмысленна, и что у него есть своё место в этом мире, которое он должен занять, где он должен что-то совершить, потому что никто другой за него этого не сделает.  Фактически идеал человека определяет его долг перед самим собой, перед своим высшим «Я». Для каждого из нас это самое главное и существенное, все остальное отступает перед этой единственной целью – выполнение своего предназначения. С другой стороны, миссия – это не вся жизнь человека, точнее, разные обстоятельства, сюжеты жизни имеют разное отношение к миссии: одни непосредственно, другие – лишь косвенное. Но она находит отражение во всей структуре личности человека, у которого в соответствии с ней выстраивается своя картина мира, создаются свои идеалы, формируется своя этическая система ценностей.
Идеалы в течение всей жизни могут меняться или уточняться, и очень важно, чтобы эти понятия могли бы формироваться в сознании учащихся как можно раньше. Человеку очень важно определиться,  во что он верит или не верит, или во что хотелось бы верить. Именно идеалы принимаются на веру, и не могут быть доказаны рациональным логичным путем. Они должны быть субъективно истинными, т.е. помогать человеку в осуществлении его миссии: давать ему для этого энергию и направление пути. Однако найти свои идеалы может быть не легко, ввиду агрессивности окружающей среды, предлагающей ложные ценности. Поэтому первоначально мы используем общечеловеческие идеалы, на основании которых каждый строит свои собственные. Но и после того, как собственный идеал в первом приближении найден, человеку предстоит еще долгий путь его оформления и защиты от той же самой среды, которая будет мешать человеку на пути уточнения идеала ничуть не меньше, чем на этапе его поисков. И этому тоже надо учить и убеждать, что все трудности не только преодолимы, но и необходимы, что и является основной задачей учителя.
Важным моментом в духовном развитии считается непосредственное общение с высшими силами. Как правило, для этого служит молитва. Но опять же к пониманию процессов, которые осуществляются в этом действии, нужно уделять немало времени. Обращение к Богу с какой-либо просьбой не должно напоминать попрошайничество. О чем бы человек не просил Всевышнего, все же это чем-то должно отличается от райсобеса. С другой стороны, рассуждая логически, довольно странно давать указания Вездесущему и Всезнающему, что именно Он должен делать, скажем, давать мне хлеб насущный или не давать, – может быть, мне как раз пришло время попоститься, и Он это видит, а я со своим скудным умишком, не замечаю – и прошу то, чего мне лучше вообще не иметь. Молитва должна быть, но она несет в себе гораздо более глубокий смысл, не сводящийся к ее прямому назначению. Конечно, все эти и другие вопросы нужно подробно и вдумчиво освещать, не полагаясь на то, что со временем «само дойдет».
Это всего лишь краткий перечень вопросов, который должен освещать предмет «философия». Но я специально остановилась на нём более подробно, чтобы показать, что воспитание без духовной или без идейной составляющей в школьной программе не возможно.

Полная версия статьи на сайте


Рецензии
Интересно, искренность, элементы язычества Руси, сила и милосердие будут включены в божественную волю нового воспитания?...
Или хотя бы нового литературного произведения?

Хотя для божеской проповеди достаточно и одного милосердия.

Полюс объединения предполагает и полюс разъединения: кто-то осознает себя творческим человеком с юных лет, или родители захотят отдать ребенка в школу, где есть божья проповедь.

Алиса Кэрроловна   20.03.2016 00:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.