Великий шаман Ямала Енара Салиндер

(продолжение см. 1. Душа шамана, 2. Известный шаман Мертяко)

Енара женился на молодой вдове, женщине  с двумя детьми. В семье рождались только девочки, а шаман мечтал о наследнике, которому хотел бы передать свой дар от Всевышнего. Но мальчик так и не родился. Ни в Находкинской, ни в Антипаютинской  тундре он так и не нашёл себе способного ученика-преемника.

Многие ненцы считают, что дар шаманизма передаётся только одному человеку – сыну. Но тогда сын быстро уйдёт из жизни. Обычно шаман в зрелом возрасте начинал искать и выбирать себе преемника, чтобы передать ему свои навыки и знания. Енара долгие годы ждал и надеялся, что когда-то  в тундре всё же появится мальчик, способный перенять у него этот божественный дар.

Проходили годы. Енара работал, рыбачил, семья росла, детей (приёмных и родных) он одинаково лелеял и любил. В перестроечные годы Енара Салиндер снова привлёк к себе внимание властей, но это были уже, слава богу, другие времена.

Как-то районные власти сообщили ему, что пришло приглашение в Москву, где собрали всех шаманов со всей России. Там среди многих сотен одарённых  людей со всех концов страны ненецкий шаман Енара Салиндер показал всё своё умение, методы и мастерство. Компетентные профессионалы его официально признали настоящим шаманом.

В девяностые годы прошлого века и позже, он был, пожалуй, единственным действующим шаманом Находкинской тундры, иногда его приглашали в Антипаютинскую тундру по разным поводам, и он никому не отказывал. Главное предназначение Енары-шамана – провожать людей в другой мир, соблюдая ненецкий похоронный обряд. Он впадал в особое состояние, разговаривал с мёртвым человеком, спрашивал, от чего он умер, что не успел сделать в этой жизни, кому что сказать, отвечал на вопросы, передавал просьбы и последнюю волю покойника живым родственникам. В последние годы  Енара Салиндер стал лечить людей от разных болезней.

Если его когда-то духи избрали своим посредником, то у него были незаурядные способности и познания в различных сферах жизни природы и общества, он владел приёмами и средствами народной медицины.

В своей лечебной практике использовал различные травы, припарки, кровопускание, прижигание, широко применял психотерапию, внушение, мог оказать помощь при переломах и ранах,  а также приёмы и средства чисто религиозные – заговоры, обряды, обереги и амулеты.

Часто его приглашали в далёкие стойбища ненцев, куда брал с собой пензер и во время камлания, беседуя с больным, шаман отвлекал его внимание от страданий и боли.

Тут главным было убедить душу вернуться или забрать душу, влияя на «духа», который украл её. Во время таких переговоров  от шамана требовалось особое словесное искусство.

У ненцев бывают разные категории шаманов, а Енара относился к категории шаман-самбдорта (проводы в загробный мир) но, думаю о том, что он был носителем разных функций. Об этом говорит вся его непростая история жизни.

Он был необычным человеком, фигурой, наделённым сверхъестественными способностями, общался с духами и посещал иные миры, отлично разбирался в явлениях природы, зверей и птиц. А лебедей считал священными птицами и когда кто-то в Находкинской тундре убивал лебедя, он с негодованием говорил: «Лебеди – мои родители. Не трогайте птиц!»

Каждую весну шаман уходил в тундру, подолгу бродил, с нетерпением ждал прилёта белых лебедей. Иногда Енара прикладывал к лицу лебединые перья, втягивал ноздрями далёкий дух, исходящий от маховых перьев, и глаза у него невольно делались мокрыми: это был запах прошлого, давно ушедших дней, запах того, что уже никогда не вернётся…

Некоторые рассказывают, что после его смерти в меховом подкладе подола его малицы обнаружили несколько пёрышек лебедя из крыла. Он возил их с собой по всей тундре, ездил в Москву на слёт шаманов. Некоторым образом лебединые перья стали своего рода амулетом.

Среди жителей тундры и посёлков Тазовского района Енара Салиндер пользовался авторитетом, ненцы его уважали, некоторые русские люди желали установить с ним контакт, привозили больных детей, родственников, просили наладить семейную жизнь, предсказать будущее.

Говорят, когда у Енары умерла жена, то он сказал: «Я остался один. За 7 отведённых мне лет я должен поставить на ноги своих детей, и они должны быть достойными людьми». После этого он прожил 7 лет и ещё 7 дней не дожил до 7 месяцев. У нас, ненцев, цифра 7 – священная, магическая.

Нина Ядне. Продолжение см. "Похороны шамана"


Рецензии
Спасибо, я приду к Вам, первые
Ваши странички тоже прочитаю.
Мне нравится всё, что о шаманах.

Иветта Дубович Ветка Кофе   01.09.2020 10:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.